Дистанционное обучение
статья по теме

Дистанционное обучение. Мифы о дистанционном обучении. Характеристики и основопологающие принципы дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distancionnoe_obuchenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение, зародившись в конце 20-го столетия, войдет в 21 век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу.

Под термином дистанционное обучение мы понимаем процесс получения знаний и умений с помощью специализированной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии.

Дистанционное обучение может обеспечиваться разными способами: электронной почтой, телеконференциями, учебными форумами и чатами, но важнейшими современными направлениями развития дистанционного обучения являются размещение на специальным серверах учебных мультимедийных курсов, дистанционных уроков, в том числе интерактивных, анимаций по учебной тематике, научных поисковых машин для поиска учебной информации на специальных серверах.

Исследователи рассматривали различные вопросы, затрагивающие методические и практические аспекты применения телекоммуникационных технологий в образовании. «Прежде всего – возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования».

В России и многих других странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин – в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Более того, наметилось отставание реализации идей ДО от возможностей, предоставляемых техническими средствами.

В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России" дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения.

Дистанционное образование еще не успело как следует стать на ноги, а уже обросло такими легендами и мифами, что если бы все они воспринимались всерьез, ДО следовало бы уничтожить в зародыше и запретить употребление соответствующих слов. Попробуем развеять самые живучие мифы о ДО.

1. Отсутствие «живого» контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения; виртуальное обучение – виртуальные знания.

При прочих равных условиях наличие или отсутствие общения мало влияет на качество обучения. Кроме того, большая часть информации воспринимается человеком через зрение, а не через слух. Таким образом, для многих учеников «общение» малозначимо.

Насчет виртуальных знаний. По сути, знание, полученное любым путем, будет виртуальным: информация, прежде чем стать знанием, проходит через цепь рецепторов, накладывается на имеющиеся ассоциации, обрабатывается и «раскладывается» в мозге по местам. Но между выдачей информации и ее получением всегда есть определенная дистанция – как временная, так и пространственная. С этой точки зрения очный учебный процесс мало чем отличается от дистанционного.

Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У учеников-дистанционников она очень велика, они осознают, что в ДО результат зависит от них самих больше, чем при очном обучении. Это отчасти компенсирует недостаток живого учебного общения. И, наконец, в большинстве дистанционных программ есть так называемая контактная фаза, когда студенты встречаются с преподавателями.

2. Качество знаний, полученных при ДО, ниже, чем при очном обучении.

Это в решающей степени зависит от участников образовательного процесса и качества учебных программ.

Другой фактор – опять же мотивация учащихся. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не корочек.

3. Учиться дистанционно намного легче и комфортнее, чем очно, что расхолаживает. Учишься, когда захочешь и сколько захочешь.

С точки зрения удобства и комфортности – да. Но вряд ли это недостаток, особенно если сравнить с условиями, в которых проходят очные занятия во многих современных российских вузах.

А вот учебная дисциплина в ДО – понятие гораздо более конкретное, чем при очных занятиях. В том числе и потому, что ученик четко осознает следующее: его успехи в большой степени зависят как раз от соблюдения учебной дисциплины. Есть достаточно жесткий график учебной отчетности, контролей, общения с преподавателем и администрацией программы. Малейшее отклонение от этого графика вызывает мгновенную реакцию учителя, который, в зависимости от проблемы, либо применяет санкции, либо предлагает помощь.

Любые мифы о дистанционном образовании, ирония и скептическое отношение к нему связаны с психологией. Столкновение старого с новым, привычного с непривычным, нарушение «незыблемых» традиций – все это уже многократно бывало в истории и еще будет. В странах, где дистанционное образование уже достаточно развито, в начале пути также были и недоверие, и скепсис, и ирония. Тем не менее, здравый смысл побеждает и здесь.

Другой фактор: говоря о ДО, мы имеем в виду совершенно иную образовательную технологию, и сравнивать методики обучения в очном варианте и дистанционном не совсем корректно. А часть мифов как раз и связана с тем, что люди неосознанно (или очень сознательно) пытаются совместить свои традиционные представления об образовательных процессах с новыми реалиями. И, наконец, никто не собирается заменять дистанционным образованием все очное. ДО должно стать равноправной формой удовлетворения образовательных потребностей, такой же, как очное, заочное или экстерновое.

В настоящее время признано, что  сетевое обучение, по сравнению с очным обучением, имеет ряд новых образовательных характеристик:

«Преодоление барьеров в пространстве и времени, получение свежей информации и возможность  обмена ей между педагогами и учениками;

общение учащегося с удаленными педагогами-профессионалами, консультации у специалистов высокого уровня независимо от места их нахождения;

резкое увеличение объема и разнообразия доступных образовательных и научных массивов, быстрый и эффективный доступ к мировым культурным сокровищам из любого населенного пункта, где имеется доступ к сети Интернет, использование кибербиблиотек;

профессиональное общение преподавателей с коллегами и учеными, независимо от их территориальной расположенности;

обсуждение психолого-педагогических проблем с единомышленниками из других городов и стран;

проведение совместных дистанционных занятий;

усиление активной роли учащегося в образовании при выборе средств, форм и темпов изучения различных образовательных областей;

увеличение творческой составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ, индивидуализированное обучение дистанцированных учащихся;

усиление поля общения обучающихся, например, соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах, странах, при помощи участия в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах, публикация в сети и электронная рассылка ученических работ, их экспертиза и оценка;

создание более комфортных, по сравнению с традиционными, эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей деятельности для всех желающих, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения…».

Основополагающие принципы дистанционного обучения

Принцип персонализации. В первую очередь создаваемая система должна быть персонализированной. Это означает, что при вызове программы из сети ученик идентифицирует себя с помощью пароля. Тем самым в процессе обучения можно собирать информацию о работе ученика. Основываясь на этих данных, тьютор может корректировать программу непосредственно для каждого студента, давать ему рекомендации и т.д. Таким образом, мы будем использовать дифференцированный подход в обучении.

Принцип вариативности. Система должна быть разработана в пяти вариантах, как упоминалось выше. Это не значит, что необходимо разрабатывать пять совершенно разных варианта программы. Просто необходимо перед началом обучения (возможно при получении пароля) провести полноценное психологическое тестирование на стили мышления, на память и т.п. Результаты тестирования будут занесены в идентификационную картотеку. Если ученик захочет потом продолжить обучение, то система самостоятельно подберет соответствующую спецификацию курса: с большим графическим наполнением или с теоретическим и т.д. Если же тестирование даст неверный результат, то тьютор может всегда корректировать индивидуальную программу обучения.

Принцип обучающейся программы. В разрабатываемой системе необходимо ввести игровой момент. Это может выражаться в научении какой-либо другой программы. Получая информацию из дистанционного курса, ученик должен будет ее использовать в какой-либо игровой программе. Этот принцип позволяет проводить негласный контроль за успеваемостью учащегося. В большинстве случаев именно он дает наиболее объективный результат.

Принцип творческой составляющей. При изучении материала ученик должен составлять небольшие опорные конспекты к изученному материалу в виде небольшой картинки с минимумом текстовой информации. В этом случае используется репродуктивный метод, который так хорошо применяется при очном обучении и о котором забыли в ДО.

Принцип самостоятельного поиска материала. Если какой либо справочный материал, не требующий детального изучения, можно найти в книгах, журналах, Интернете или других источниках, то его нельзя публиковать в дистанционном курсе. Самостоятельный поиск информации дает развитие эвристической составляющей обучения.

Принцип самооценки. Каждый ученик, должен в процессе обучения давать оценку своей работе, находить ошибки, сложные и непонятные места в программе и т.п.

Принцип курсового проекта. При завершении изучения курса ученик должен предоставить курсовой проект, в котором используются и применяются все полученные знания. Именно на этом этапе ДО наиболее существенно отличается от других форм обучения, где за основу принимается фактическое знание материала. В ДО большее внимание уделяется вопросам применения полученных знаний.

Принцип неполной информации. При разработке курса необходимо излагать информацию тезисно. В случае полного, очень подробного изложения материала пропадет интерес к поиску нового материала.

Таких принципов достаточно много, но даже если при разработке методического обеспечения ДО руководствоваться только этими, то эффективность обучения резко повысится. 

Список использованных источников

Галкина Т.А. Технология обучения астрономии в средней школе. Дисс. … канд. пед. наук. М., 2002. – 204 с.

Гомулина Н.Н. Компьютерные коммуникации и проектная учебная деятельность школьников по физике и астрономии. // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании». М.: МИФИ, 1999. – С.207 – 208.

Дистанционное обучение. Под редакцией Е.С. Полат. – М. Владос, 1998. – 192 с.

Медведев О.Б. Глобальные компьютерные телекоммуникации в работе учителей физики и естествознания.: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1998. – 207 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М.: ACADEMA, 2000. – 271 с.

Основы открытого образования. Под ред. В. И. Солдаткина. – Т.1. –Российский институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.

Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998. – 120с.

Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. – М., 1998. – 178 с.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...