Формирование ценностей как основы патриотических и гражданских качеств у подростков
статья по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

V Международная педагогическая ассамблея. Сборник материалов научно-практической конференции// Чебоксары, 2012 г.С.28-29.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_cennostey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценностей как основы патриотических и гражданских качеств подростков

Черкесова Екатерина Владимировна.

МБОУ гимназия № 30 г. Ульяновска,

Учитель истории и обществознания

ketcher2009@rambler.ru

Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непроходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определенные Президентской инициативой «Наша новая школа», а также  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования является формирование гражданско-патриотических качеств личности.

Нельзя не согласиться с мнением авторов, которые выступают за формирование гражданских и патриотических качеств через реализацию деятельностного подхода и интеграцию в гражданско-патриотическом воспитании  социальных, исторических, духовных, культурных и этнических компонентов.[2;с.57]. Еще Н.М. Карамзин сказал: «…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».

Я  в своей практической деятельности рассматриваем патриотизм как систему взаимосвязанных ценностей, которая формируется на разных уровнях социального взаимодействия и итогом которой является уважение к государству.  Ведущим средством поэтапного формирования гражданско-патриотических качеств является проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Первый  уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидуума со своей семьей и близкими. Каждое новое поколение, воспринимает окружающую действительность как результат деятельности их предков. В.А. Сухомлинский считал, что самым дорогим, радостным для подростка должны быть мать, отец, братья, сестры и друзья [3; с.11]. Семья - это ближайший микросоциум, стержень воспитания, когда ребенок постигает идеалы и ценности близких ему людей. Ребенок с помощью них учится взаимодействовать с окружающей его социальной средой. Насколько успешно проходит формирование духовно-нравственных ценностей как  усвоение социального опыта, настолько успешнее подросток входит в социум: принимает его ценности, общественные нормы или нет. Данную стадию можно назвать «промежуточным» патриотизмом. Здесь формируется любовь - уважение к предкам и их «миру». Наша задача как педагога на этом этапе, через реализацию проектно-исследовательского метода, показать ребенку как он может беречь и любить то, что имеет: дом, семью. Учащимися разрабатываются проекты, которые объединены общей темой: История моей семьи в истории России. Итоги детских поисков разнообразны: кто-то находит старинные бабушкины рецепты, узнает о забытых семейных традициях, а кто-то соединяет семью. Но всех их объединяет принцип историзма, и формирование во время деятельности ценностного компонента.

Второй уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидума с макросоциумом. Формирование личности невозможно без уважения к семейным ценностям, но также невозможно без связи с национальными и региональными особенностями развития общества, в котором живет человек. Продолжение формирование системы ценностей  зависит: от того, принимается ли человек обществом. А принимается он лишь в том случае, если успешно прошла социализация на первом уровне, то есть были усвоены базовые мировоззренческие ценности. Главная задача педагога на данном этапе помочь максимально безболезненно пройти стадию интеграции в социум. Для этого в течении учебного года учащимися разрабатываются проектные работы, которые объединены темой Малой Родины. Это и виртуальные экскурсии по Симбирску-ульяновску, архитектурно-мемориальная застройка города в различные исторические периоды, Симбирский край талантами полон и многие другие. Педагог выполняет здесь функцию коммуникатора, который показывает на историческом материале как быть человеком не на словах, а на деле, как надо сохранять уважение к деятельности предком, которые подарили нам эту страну. Д.С. Лихачев сказал: история открывает самые большие возможности в воспитании патриотических чувств. Но лишь в том случае, если ребята изучают историю не только по учебнику, а по вековым камням – свидетелям жизни и смерти, славы и бед ушедших поколений, по документам, памятникам, рассказам участников и очевидцев больших исторических событий [1;с.55;].

Итогом прохождения данной стадии будет формирование позиции «я – гражданин этого общества, я принимаю ценности общества, так как оно принимает меня». Когда у человека сформирована активная гражданская позиция, тогда можно говорить о патриотизме – как одной из качественных характеристик  гражданина.

Список литературы

Данилов А.Л., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Духовно-нравственное воспитание российских школьников/ А.Л. Данилов, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика 2009, №4- С.55-64

Лутовинов В.И. гражданско-патриотическое воспитание сегодня/ В.И. Лутовинов// Педагогика 2006, №5. С.52-59 .с.57

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский – Москва: издательство «Молодая Гвардия, 1979- 375с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических и гражданских качеств обучающихся

Одно из направлений моей деятельности можно обозначить кратко: "Я - гражданин и патриот". В этой области ведется работа на уроках и внеклассных мероприятиях. Мой опыт был обощен в рамках городских чте...

Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"

В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...

Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...

«Основы формирования личностных качеств у подростков»

Реализация программы «Основы формирования  личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколен...

Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»

Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...

Рабочая программа «Основы формирования личностных качеств у подростков»

В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам  летчика.Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются  качества человека, определяющие эф...