Главные вкладки

    Статья «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»
    статья на тему

    Курочкина Наталья Васильевна

    В последнее время происходит резкая  переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, которой в современных условиях развития отрасли рассматривается как основной.

    Европейский фонд образования (ЕФО,1997) « компетенцию» определяет как:

    - способность (умение) делать что-либо хорошо или эффективно;

    - соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу;

    - способность выполнять особые трудовые функции.

    «Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий  компетенцией, знающий , сведующий, полноправный  и т.п.).

     При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык».

    Что такое «ключевые компетенции» ?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_pedsovet_31.10.12_klyuchevye_kompentecii.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете №2

    от 31.10.2012 г

    «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»

    В последнее время происходит резкая  переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, которой в современных условиях развития отрасли рассматривается как основной.

    Европейский фонд образования (ЕФО,1997) « компетенцию» определяет как:

    - способность (умение) делать что-либо хорошо или эффективно;

    - соответствие требованиям, предъявляемых при устройстве на работу;

    - способность выполнять особые трудовые функции.

    «Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий  компетенцией, знающий , сведующий, полноправный  и т.п.).

     При этом интересно отметить, что наряду с понятием «компетентность», а иногда и как его синоним выступает «базовый навык».

    Что такое «ключевые компетенции» ?

     Сам термин указывает на то, что они являются «ключом», универсальным основанием для самых различных сфер профессиональной деятельности, так и для жизни людей.    

     Ключевые компетенции для Европы:

    -политические и социальные;

    -касающиеся жизни в многокультурном обществе;

    -связанные с устной и письменной коммуникацией;

    -обусловленные возникновением информационого общества;

    -способность учиться всю жизнь.

    Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновления общего образования будут положены «ключевые компетенции».

    В новом государственном образовательном  стандарте среднего (полного) общего образования 2010 года зафиксирован перечень метапредметных умений.

    К наиболее важным умениям, с точки зрения авторов Стандарта, относятся:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения;

    умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

    умение  оценивать правильность выполнения учебной задачи;

    владене основами самоконтроля, самооценки, принятие решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    уметь определять понятия. создавать обобщения, устанавливать аналогии. классифицировать, строить логические заключения, умозаключения, делать выводы;

    смысловое чтение;

    умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группах.

    Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигнуть результатов в личной и профессиональной жизни

          Стратегической целью современного образования является повышение качества образования. Качество образования – совокупность образовательных результатов, обеспеченных возможностью самостоятельного решения обучающимися значимых для него проблем (коммуникационных, информационных, познавательных, социальных

           Условия достижения нового качества образования

     Необходимы:

    1. стандарты общего образования, ориентированные на компетентности;

    2. разработка учебных материалов и технологий обучения (на базе стандартов нового поколения);

    3. систематическая оценка уровня компетентности учащихся;

    4. мониторинг реальных результатов и долгосрочных социальных эффектов образования;

    5. изменение концепций педагогического образования;

    6. самостоятельность школы в принятии решений и реализации стратегии.

         Одним из условий повышения качества образования является формирование ключевых компетенций школьника

           Что значит «быть компетентным?»

         «Быть компетентным – означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт» (М.В. Рыжаков).

       "Компетентность – это способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности для решения актуальных для них проблем". (О.Е. Лебедев)

         Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащихся, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Можно соотнести «академические» знания как формулу «знаю что» и формулу компетентности - «знаю как.

          «Знаниевый» подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. "Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома". (О.Е.Лебедев)

          Иерархия компетенций, формирующихся в общем образовании:

    ключевые - наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости, относятся к общему (метапредметному, или надпредметному) содержанию образования (социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная);

    общепредметные - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей (здоровьесберегающая, природоохранительная);

    предметные - формируются в рамках учебных предметов.

            Компетентности формируются в образовательном процессе под влиянием:

    содержания образования;

    технологий образования;

    стиля жизни образовательного учреждения;

    типа взаимоотношений между преподавателями и обучающимися;

    типа взаимодействия между обучаемыми.

    Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. (О.Е. Лебедев).

           Система оценивания компетентностей

    1. Проявить и проверить сформированность компетентности можно только в конкретной ситуации.

    2. Для формирования и оценки компетентностей необходимо разработать систему заданий особого типа – проблемно-ситуационные задания.

    3. Подобные задания составляют основу тестов, использованных в международных исследованиях.

    В результате исследований нашими учеными были сделаны следующие выводы:

    1.Наметилась тенденция к снижению уровня образовательных достижений учащихся основной школы.

    2.При том, что уровень овладения специальными предметными знаниями и умениями остается высоким, но падает качество образования. Снижается уровень функциональной грамотности:

    - школьники не умеют эффективно и грамотно решать практические, социально и личностно-значимые проблемы;

    - не умеют «увязывать» приобретенные знания с жизненным опытом;

    - не умеют работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать данные, представлять в нетекстовой форме (графики, таблицы, диаграммы);

    - не умеют проводить наблюдения, строить гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

    3. Высокий уровень грамотности достигает малое число учащихся и оно постоянно падает.

    4. Основные школы – самое слабое звено.

       Причины таких результатов:

    1)Учащиеся не встречаются с заданиями междисциплинарного характера.

    2)Не встречаются с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы.

    3)Задания далеки от жизненных интересов и социального опыта обучающихся.

    4)Не встречаются с заданиями, требующими выбора ответов, которые требуют специальной подготовки.

    5)Не умеют работать в напряженном графике.

    6)Повлияли различия в социальной жизни стран – участниц.

    7)Нестандартная формулировка вопросов (таблицы, диаграммы, рисунки, схемы).

    8)Отсутствуют коммуникативные способности (пропускали задания, где требуется ответ в свободной форме).

            Анализируя результаты, можно выделись следующие тенденции:

    - низкий уровень  сформированности умений работать с различными источниками информации.

    - низкий уровень в сформированности коммуникативных и общеучебных умений.

           Ведущие педагоги считают, что такие результаты - следствие чрезмерной академичности и узкой предметности российского образования. Преодолеть их - перспективная задача развития системы образования.

            Проблемы в российском образовании

    несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики;

    отставание образования от требований социально-экономического развития;

    дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации;

    отсутствие инвестиционной привлекательности в образовательной сфере.

    Проблемы начального звена:

    -разный уровень подготовки к школе (неравенство стартовых возможностей);

    -недостаточно развитые компетенции.

    Основное образование:

    -незавершенность основных содержательных линий в материале обучения, делающая основу образования неполноценным без получения среднего;

    -перегруженность содержания образования;

    -неразвитость современных методов работы с информацией;

    -подавляющее использование репродуктивных методов обучения;

    -недостаточно развивающий потенциал образования;

    -формирование отрицательной учебной мотивации и комплексов неполноценности.

    Общее среднее образование:

    -неэффективность концентрической системы;

    -ориентация на высшее образование, приводимая к отсеву учащихся;

    -недостаточность времени на углубленное изучение материала предвузовской подготовки.

    Начальное профессиональное образование:

    недостаточность общеобразовательной подготовки;

    архаичный уровень освоения ряда профессий.

    Высшее образование:

    слабая связь с рынком труда;

    резкий разброс в уровне профессиональной подготовки между вузами.

    Пути решения данных проблем

          Предложения и рекомендации

    1) Ориентироваться не на большой объем знаний, а на способность применять полученные знания (компетентностный подход):

    решать проблемы научными методами;

    работать с различными источниками информации;

    критически оценивать полученную информацию;

    выдвигать гипотезы и проводить исследования;

    аргументированно обосновать высказанную точку зрения.

    2) Развивать умения, способствующие критическому анализу предложенных ситуаций.

    3) Формировать умения ясно и логично излагать свои мысли.

    4) Формировать коммуникативные умения.

    5) Разработать методики выполнения заданий с развернутым ответом.

    Одно из условий достижения нового качества образования - внедрение новых технологий обучения

            Технологии компетентностного образования

    развитие критического мышления;

    проектное обучение;

    дебаты;

    «портфолио».

           Перед нами поставлена  цель: изучать и апробировать новые технологии обучения. Необходимо разработал основные положения проекта внедрения технологий. выполнить определенные задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования»

    Формирование  ценностно-мировоззренческой компетентности - это формирование мировоззренческих  ценностных  принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьни...

    "Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

    Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

    Необходимость разработки новой парадигмы школьного образования сельских территорий

    Концептуальные идеи развития сельской школы как факторы социально-экономического и духовно-нравственного развития села....

    "Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

    Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

    Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования

    В соответствии с международными обязательствами России в области образования для устойчивого развития (УР) и российским законодательством, в условиях повышения требований общества к качеству образован...

    статья "Ориентация на личность как парадигма современного образования"

    В данной статье представлена технология личностно ориентированного обучения. В последние годы этот подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации,...

    Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

    Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....