РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал по теме

Разгоняев Сергей Борисович

Важнейшей задачей образования является проблема качества образования и воспитания.

Качество образования связано с инновационными процессами. Инновационные изменения в системе образования идут сегодня по многим направлениям, а именно использование ИКТ, программное обеспечение, модульное обучение.

Инновационная деятельность заключается во внедрении в существующие процессы и технологии новшеств, обеспечивающих положительный эффект обучения и воспитания.

Создать педагогические новшества мало. Педагогические новшества не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационного процесса. Для организации и внедрения инновационного процесса необходим высокий уровень профессиональной компетентности. Этот уровень достигается посредством:

– совершенствования методической работы;

– систематического повышения квалификации педагогического состава;

– внедрения инновационных форм и методов образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razgonyaeva.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разгоняев С.Б.

Заместитель директора по УВР
ГБОУ СКОШ № 442

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГБОУ СКОШ № 442 АОУО ДО г. МОСКВЫ

Важнейшей задачей образования является проблема качества образования и воспитания.

Качество образования связано с инновационными процессами. Инновационные изменения в системе образования идут сегодня по многим направлениям, а именно использование ИКТ, программное обеспечение, модульное обучение.

Инновационная деятельность заключается во внедрении в существующие процессы и технологии новшеств, обеспечивающих положительный эффект обучения и воспитания.

Создать педагогические новшества мало. Педагогические новшества не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационного процесса. Для организации и внедрения инновационного процесса необходим высокий уровень профессиональной компетентности. Этот уровень достигается посредством:

– совершенствования методической работы;

– систематического повышения квалификации педагогического состава;

– внедрения инновационных форм и методов образования.

Конференции, семинары, круглые столы, заседания методического совета, методические объединения – это те формы, которые позволяют повысить педагогическое мастерство, обменяться опытом работы.

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращается в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

Особенности инноваций на уроке:

– Нильсен Т.А. занимается разработкой компьютерных тренажеров по русскому языку для специальных школ VIII вида.

– Самосват Ю.Н. «Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки».

– Педагог-психолог Чайванова К.А. использует в своей работе песочную терапию, сенсорно-двигательные упражнения.

– Учитель биологии Значкова Н.Н. применяет методические разработки (опорные таблицы и схемы) в 7-9 классах.

Урок – традиционная ячейка образовательного процесса. Поскольку урок, отражает всю систему обучения, включающую ее философские, педагогические и дидактические основания, то принципы инноватики подходят к проектированию и реализации педагогических новшеств по отношению к уроку так же, как и к системе образования в целом.

В то же время, урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций. Инновационным изменениям подлежат:

– само понятие «урок», его изменение по отношению к современной ситуации;

– типологии урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);

– методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;

– методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;

– форма подготовки и проведения урока: учителям, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.

Что же такое инновации в образовании? На мой взгляд, это:

Внутрипредметные инновации, т.е. инновации реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации. К ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

Административные инновации – это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки, философии, истории, географии, литературы, психологии, социологии, технологии производства, экономики, иностранных языков. Какую часть от этого объема предлагать детям, где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.

Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус школы, образовательные программы, планы и учебники, формы обучения (дневное, заочное, вечернее, экстернат, домашнее, семейное), оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.

В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка, его психолого-педагогические и возрастные особенности, адаптация к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т.д.

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.

В его основе могут быть:

элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;

обучение учащихся через художественные образы, раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);

научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;

применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе и т.д.

Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка из протокола заседания муниципального совета по развитию инновационной деятельности в ОУ Ямальского района

Об итогах работы муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» за 2010/11 учебный год, МОШИ «Панаевс...

Выписка из протокола заседания муниципального совета по развитию инновационной деятельности в ОУ Ямальского района

Авторский коллектив проекта: Толстикова Галина Леонидовна, директор школы-интерната;  Ничкова Татьяна Анатольевна, заместитель  директора по методической работе; Бородина Галина Александровн...

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» осуществление государственной поддержки научных и творческих школ рассматривается как условие повышения качества профессиональ...

Буклет "Развитие инновационной деятельности Центра развития творчества и детей

Дополнительное образование - свооебразная площадка для разработки и апробации различных новаций. В буклете представлены особенности педагогических инноваций Центра, инновационные механизмы....

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Проект: "Развитие инновационной деятельности в школе путем внедрения современных технологий образовательной робототехники и инженерного дизайна в учебный процесс"

Цель проекта: определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы.Зада...

Проект: "Развитие инновационной деятельности в школе путем внедрения современных технологий образовательной робототехники и инженерного дизайна в учебный процесс"

Цель проекта: определить место и роль робототехники в современной школе. Теоретически разработать и экспериментально апробировать пути внедрения робототехники в образовательное пространство школы...