Компетентно-направленный педагогический процесс
статья по теме

Новоселова Ирина Витальевна

Выступление на педагогическом совете школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentno-napravlennyy_pedagogicheskiy_process.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентно-направленный педагогический процесс

Компетентный подход в образовании — это ответ на требования времени. Динамические изменения жизни, постоянное обновление информации предопределяют потребность в членах общества — специалистах, которые способны оперативно адаптироваться, учиться на протяжении жизни, непрерывно развиваться.

Компетенция - (лат. соmpeto - добиваюсь, соответствую)

Компетенция  — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.


Руководящие просвещенские документы определяют компетентно-ориентированный подход приоритетом развития современной отечественной системы образования. Концепция 12-и летней средней общеобразовательной школы, критерии оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования, Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования, концепция профильного обучения в старшей школе и другие
базовые просвещенские документы основываются на компетентностной стратегии.

Общепедагогические проблемы формирования компетентностей школьников рассматривают Н. Бибик, С. Бондарь, М. Гончарова-Горская, Л. Гузеев, И. Гушлевска, О. Дахин, И. Ермаков, О. Лапша, А. Маркова, О. Овчарук, Л. Паращенко, О. Пометун, О. Савченко, Дж. Рамен, С. Трубачова, П. Хоменко, А. Хуторской, С. Шишов. Итак, презентации и в директивных и концептуальных документах, и в научных разработках отечественных и зарубежных педагогов свидетельствует о том, что компетентный подход к обучению становится просвещенской реалией. Объективным является прогресс в осознании сущности компетентности как педагогического явления, в предложениях к выделению групп компетентностей как приоритетов национальной системы образования. Однако очень острой остается проблема реального применения компетентностного подхода, определение процессуальных и организационных основ его внедрения, проблема формирования компетентности учеников в учебно-воспитательном процессе. Решение этой проблемы должно выйти за пределы теоретических обсуждений в плоскость инструментального прикладного применения.

Среди многочисленных дефиниций понятия «компетентность» отдадим предпочтение официальным определениям. В «Критериях оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования» компетентность определяется «как общая способность, которая базируется на знаниях, умениях, ценностях, способностях, приобретенных благодаря обучению».

Одной из наиболее актуальных проблем современного образования выступает практическое формирование компетентности учеников.

Логическим началом любой деятельности является осознание цели. Цель обучения как компонент педагогического процесса и как предусмотренный конечный результат обучения состоит в формировании и развитии личности ученика, раскрытии его способностей и талантов. Цель обучения выступает ныне как формирование жизненной компетентности учеников.

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Так, одна из них гласит — «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле: обрести компетентность, которая даёт возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».

В докладе другого исследователя, В. Хутмахера, отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных компетенций. Их может быть или всего две — уметь писать и думать, или семь: учение; исследование; размышление; общение; кооперация, взаимодействие; уметь делать дело, доводя его до конца; умение адаптироваться к себе, принимать себя таким, какой есть.

Так что же такое компетентный подход?

Компетентный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Базовая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть «мёртвым» багажом учащегося и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Ещё один аспект прикладного значения знания касается адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни. Дело в том, что целый ряд умений и знаний, осваиваемых в школе, уже не относится ни к какому профессиональному занятию. Они просто катастрофически устарели и поэтому неупотребимы нигде.

Примером такого экзотического вида школьных занятий может быть целый предмет «Черчение». Сюда же надо отнести и так называемое производственное обучение, на котором девочки изучают приёмы шитья юбки, а мальчики — осваивают работу на станках, оставшихся только в школах и ПТУ. Здесь, конечно, ревизия содержания образования остро необходима. В Великобритании, например, в процессе такой ревизии при обсуждении стандарта по математике темы умножения больших чисел были исключены, но вставлены умения округлять суммы при счёте и оценивать статистические данные. Во многих странах традиционные курсы трудового обучения и домоводства были заменены курсами «Технология и дизайн», «Предпринимательство» или курсами среднепрофессионального образования, в ходе которого учащиеся приобретают конкретные профессиональные навыки при работе с электричеством, сантехникой и т.д. И это всё — часть того обновления школы, которое проходит под лозунгами компетентного подхода.

Как же этот подход применяется у нас в школе?

Реабилитация подростка – оказание помощи подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Для этого необходимы специальные меры, направленные, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей  и подростков, а с другой стороны, на оздоровление их внутреннего мира. Это предполагает: во-первых, выявление причин деформации в развитии, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка; во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

К нам дети попадают уже по ряду каких-либо причин, то есть уже с конфликтной ситуацией, которая привела к деформации в развитии личности. Поэтому наша работа  состоит в реабилитации подростка. Мы должны привить ему умения и навыки для дальнейшей жизни, научить его быть частью общества, научить преодолевать препятствия…

Существует множество методик и форм обучения. Но при компетентном подходе в образовании предпочтение отдают индивидуальному  подходу  и групповой работе.  Здесь как раз развиваются те навыки и умения, которые подростку понадобятся для жизни в обществе:

- отношение к другому человеку как к самоценности;

- способность к самоотдаче;

- творческий характер жизнедеятельности;

- возможность самому спроектировать свое будущее;

- способность к свободному волеизъявлению;

- внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;

- стремление к обретению смысла жизни;

- возможность проявить организаторские способности.

В нашей школе широко используется и индивидуальный подход и групповая форма работы.

Вообще в педагогике учителя, негласно,  «делятся» на три группы (в зависимости от возраста своих подопечных). В младших классах учитель – это вторая мама, в среднем звене учитель – это друг, в старшем звене учитель – это наставник, профессионал. У нас же с вами трудность в том, что мы должны уметь объединять все эти свойства сразу, так как у нас мало времени: 1 год или 2.  Мы должны уметь сразу распознать личность ребенка и прийти ему на помощь. Наша основная форма работы – индивидуальный подход!

Поэтому очень важна личность самого педагога. Он должен быть компетентен в своей сфере! Ведь он должен уметь располагать к себе, уметь выслушать, поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, найти путь и принять решение, вселить веру в лучшее.  Каждый педагог – это личность, каждый владеет педагогическими технологиями, то есть, владеет приемами, умениями и навыками влиять на подростка. Это умение владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами, находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить и с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду подростком. И не просто поговорить, а убедить, повлиять.

Личность педагога, ее влияние на подростка огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс)

Проектная и иследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида...

Педсовет «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»

Тема педсовета «Образовательные технологии – организационно-методический инструмент педагогического процесса»Цель педсовета: актуализация приоритетных направлений программы развития школы на пов...

Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса

Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...

Сопровождение психолого-педагогического процесса школы.

Одна из главных задач школьного образорвания - укрепление физического и психического здоровья школьников и забота о нем....

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в медицине и коррекционно-педагогическом процессе (арт-терапия)

Основной задачей коррекционной школы является интеграция детей с отклонениями в развитии в современным социум. Проблема воспитания у учащихся общепринятых форм поведения, коррекция их волевой и эмоци...

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Реформирование системы образования в России осуществляется с опорой на педагогические теории, изучающие влияния культуры, нравственности, морали, идеи гуманизма на воспитание и личностное развитие чел...