Статьи
статья

Дашибалова Янжима Батомункуевна

В статье представлен опыт работы по формированию музыкальной культуры учащихся через проектные задачи. Представлены и раскрыты ключевые понятия современного образования: "интеграция", "проектная задача", определены способы их реализации в свете новых стандартов. Статья может вызвать интерес у учителей музыки общеобразовательных школ, студентов педагогических ВУЗов и ССУЗов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование музыкальной культуры учащихся через проектные задачи

                                                                    Дашибалова Янжима Батомункуевна,                                                                                                          учитель музыки, руководитель                                                                                                                      художественно-эстетического центра,                                                                                                              МБОУ «Дульдургинская СОШ»

                                                                                       

Аннотация

В статье представлен опыт работы по формированию музыкальной культуры учащихся через проектные задачи. Представлены  и раскрыты ключевые понятия современного образования: «проектная задача», «интеграция», определены способы их реализации на уроке в свете стандартов второго поколения. Статья может вызвать интерес среди  учителей музыки средних школ, студентов педагогических ВУЗов  и ССУЗов.

    Музыкальное образование занимает одно из ведущих направлений в  сфере интересов современной молодежи. Однако проблема заключается в том, что предпочтение отдается низкопробному отечественному и зарубежному музыкальному репертуару. В музыкальном окружении молодежи не находится место шедеврам классического музыкального искусства, высокохудожественным образцам народной музыки, обладающим огромным духовным потенциалом, воспитательными и развивающими возможностями. В связи с этим, явно видна необходимость усиления работы в направлении формирования музыкальной культуры подрастающего поколения с помощью массового музыкального образования, которое осуществляется на уроках музыки. Этим обусловлены и новые цели музыкального образования, а именно расширение музыкально-художественного интереса школьников, обеспечение   их  интеллектуально-творческого развития, активного познавательного поиска в сфере интеграции искусства, самостоятельного освоения  универсальных  учебных действий.          Следует отметить, что проблема интеграции не новая проблема в педагогике. Ее решение всегда обосновывались философскими взглядами на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе высказывали еще Я.А Коменский, К.Д.Ушинский. В современной педагогике имеется более 30 определений, существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Мы же придерживаемся следующего определения: «интеграция» – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования. Федеральный государственный стандарт  второго поколения позволяет современному учителю решить обозначенные проблемы через организацию на уроках деятельностного и проблемного подходов.

 На мой взгляд, развитию музыкально-художественного интереса, освоению универсальных учебных действий в сфере интеграции содержания образования способствует решение проектных задач.  По определению проектная задача - конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий, связанных между собою общим сюжетом. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий.

Исходя из этого, следует отметить, что проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Подобные задания, как правило, занимают несколько уроков и способствуют освоению основ систематизации, алгоритмов творческого и критического мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, определяют развитие памяти, фантазии, воображение обучающихся, а главное приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Включение в содержание музыкального образования задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях  не только в рамках отдельно взятой темы, но и вне конкретного учебного предмета. Преимущество проектных задач состоит еще и в том, что с их помощью решается проблема перегрузки обучающихся, контрольные работы становятся более эффективными и объективными, поскольку в рамках одного контрольного мероприятия проверяются  знания, умения и способы действий по нескольким учебным предметам. Это существенным образом  изменяет саму  систему оценивания, поскольку у учащихся происходит формирование целостной картины мира, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. И в заключении, хотелось сказать о том, что в настоящее время используются различные формы интеграции, в том числе и проектная задача. Каждый учитель вправе сделать свой выбор. Суть заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования. Современная школа может и должна стимулировать  интеллектуальную активность учащихся в период формирования личности ребенка.

Пример проектной задачи по образовательному предмету «Музыка»: УМК Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, 5 класс, раздел «Музыка и живопись»

Замысел проектной задачи

В 5 классе на этапе рефлексии заканчивается раздел полугодия «Музыка и живопись». Здесь они восстанавливают структуру уже изученных и прослушанных музыкально-художественных  произведений, возвращаются к старым произведениям и анализируют собственные сочиненные  музыкально-литературные произведения, иллюстрации к ним. В результате такой работы обучающиеся накапливают много материала  (творческого и информационного характера), который требует отбора и систематизации. Вот на этом этапе детям предлагается создать свой  сборник произведений, в который войдут собственные музыкальные литературные сочинения, иллюстрации к ним, а так же справочный материал по теории музыки. Особенность данной работы в том, что все «продукты» получаются разными. У каждого появляется возможность не только продемонстрировать свои достижения по предмету, но и реализовать свой творческий потенциал.

Описание проектной задачи

Вы наверняка, узнали  в пятом классе, как устроены музыкальные и литературные произведения, какие жанры лежат в основе современных авторских творений, научились слушать и сочинять собственные небольшие мелодии, рассказы и иллюстрировать их. И такой труд не может пройти даром, и ваши авторские сочинения должны увидеть другие классы, родители и учителя. Вам нужно подготовить презентацию своих работ в любом жанре через создание собственного сборника музыкально-художественных произведений, иллюстрации к ним, справочника по теории музыки. Для этого:

  1. Представь свои лучшие работы так, чтобы читатели сборника смогли оценить их по достоинству
  2. Дай название предисловию и напиши это предисловие к сборнику
  3. Выбери вариант оформления: рукописный, печатный и электронный
  4. Дополни работу материалом информационного и иллюстрированного характера
  5. По окончании работы оцени свой «продукт» и то, как справились с работой твои одноклассники. И каждый желающий может написать отзыв или пожелание на специально отведенной странице.

Проектная задача

Задание 1

Петр Ильич Чайковский великий композитор  в  июле отдыхал в Испании у своего друга художника  Карла Брюллова. У композитора было прекрасное настроение,   он сочинял танцевальную музыку для одного из своего балета. Неожиданно Чайковский получил телеграмму:

Телеграмма

«Петр Ильич! Просим вас приехать скорее. Назначен концерт на 10 августа,  мы не в доумении какие новые пьесы и композиции нужно отобрать для концерта! Мы не можем найти ваш сборник!»

Петр Ильич  со своим другом быстро собрались и отправились в дорогу.

  1. Пользуясь иллюстрациями, определи, для какого танца композитор сочинял музыку

                     

Испанский танец                                                             Вальс

     

Русский танец                                                            Неаполитанский танец

  1. А может, ты свой танец придумаешь? Давайте прослушаем звучание испанского танца.
  2. Как бы вы проиллюстрировали музыку?

Комментарий к заданию 1

 Если композитор отдыхал в Испании, разумеется, он сочинял музыку для испанского танца.   Через прослушивание  обучающиеся должны   увидеть характер испанского танца, услышать звучание констаньет, что в руках у танцовщицы

Задание 2

Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путь. В это время в Москве  шла большая подготовка к концерту.  По всему городу были развешены афиши с изображением великого композитора.  Но сборник при загадочных обстоятельствах исчез.  Давайте, ребята, восстановим сборник «Детский альбом» и цикл «Времена года» через прослушивание музыкальных композиций и  поможем распределить пьесы по сборникам!

Сборник «Детский альбом»

Цикл «Времена года»

Примечание для учителя:   названия пьес и произведений: «Песнь косаря », «Игра в лошадки», «Песня жаворонка», «Мама», «Жатва», «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Сладкая греза», «Баркарола», «Баба-яга», «Зимнее утро» и  «В церкви».

  1. Рассмотри внимательно иллюстрации, к каким из ранее прослушанных названий произведений или пьес они  больше подходят

           

Комментарий к заданию 2

Здесь идет аудирование произведений,  узнавание пьес на слух и память: сенсорные музыкальные способности (музыкальный слух);  интеллектуальные музыкальные способности (музыкальная память), ассоциативно-образное мышление  и распределение пьес по соответствующим сборникам

Задание 3

По пути друзья остановились в одном провинциальном городке, где царствовала злая волшебница Мелодия. Она не выносила все то, что было связано с искусством. Но любимым ее занятием было  игра на органе.  В этом городке не было ни картин, ни художественных книг, а музыку Мелодия исполняла только в минорном ладу. Чтобы развеселить ее,    сочините небольшую пьесу и выполните иллюстрацию к ней.

  1. Сочиняя мелодию, используйте средства музыкальной выразительности: (лад, темп, регистр, динамика, тембр, мелодия)
  1.  Рисуя иллюстрацию, используйте изобразительные средства (цвет, форма, техника)
  2. Выделенные черным шрифтом слова, впиши в справочник по теории музыки

Комментарий к заданию 3

усвоение нотной грамоты

музыкально-ритмическое чувство

ассоциативно-образное мышление (цветовое восприятие музыки)

Задание 4

Знаменитое московское издательство «Эгмонт»  к юбилею великого композитора    решило издать художественно-музыкальный сборник, посвященный творчеству Чайковского, и пригласили для иллюстрирования композиций  лучшего друга композитора Карла Брюллова. А какой бы вы издали сборник?

  1.  Попробуй издать свой иллюстрированный художественно-музыкальный сборник, опираясь на справочный материал (смотри ниже)
  2. Для дизайна первой страницы выбери варианты, приведенные, ниже или придумай свой вариант оформления!

      

        Рояль                         Арфа                     Ксилофон                 Барабан

  1. Когда будешь создавать сборник, используй справочный материал!

Справочный материал

Издание – документ:

  1. прошедший редакционно-издательскую обработку
  2. полученный печатание или тиснением
  3. имеющий страницу для комментариев
  4. предназначенный для распространения содержащейся в нем информации

Предисловие – какое-либо сочинение пояснительная, критическая заметка. Предисловие отличается от введения (составная часть самой книги, сборника, начало авторского изложения).

Сборник литературных и музыкальных произведений – энциклопедия или другое издание, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. В РФ сборники охраняются авторским правом.

Изученные музыкальные жанры:

Песня, романс, опера, балет, симфония.

Отзыв на творческую работу:

Достоинства работы, недостатки работы, советы автору

Отзыв: 1. Ответ, отклик, отголосок. 2. Высказанное мнение, оценка // рецензия, критическая статья

Сборник -  дневник, содержащий литературно-художественные, музыкальные произведения (отрывки из них), объединенные по определенному признаку.

Список источников:

  1. Сафронов Ю., статья «Стандарты второго поколения. Новые подходы использования элементов интеграции в учебно – воспитательном процессе современной школы», 2011г.
  2. Воронцов А.Б., «Проектные задачи в начальной школе» из серии «Стандарты второго поколения», Москва «Просвещение» 2010г., 175 стр.
  3. Кузнецов А.А., Рыжаков М.В., Кондаков А.М., «Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы» из серии «Стандарты второго поколения», Москва «Просвещение» 2010г., 175 стр.
  4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., «Пособие для учителей общеобразовательных учреждений», Уроки музыки, Москва «Просвещение» 2010г., 208 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....