Апробация учебника истории России
статья по теме

Левченко Ольга Сергеевна

 

В данной работе представлен аналитический отчет по апробации учебника «История России 16 -18 века» для 7 класса / С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева – М., «Русское слово», 2010  в 2011-2012 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Апробация учебника истории54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет по апробации учебника

«История России 16 -18 века» для 7 класса /

С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева – М., «Русское слово», 2010.

в 2011-2012 учебном году

Общие сведения:

Регион: Ставропольский край, Советский район, с.Солдато-Александровское.

Вид общеобразовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 с. Солдато-Александровского.

Количество часов на предмет в неделю: 2 часа (всего 40 часов)

Апробируемый учебник: «История России 16 -18 века» для 7 класса /

 С.В. Переверзенцев, Т.В. Перевезенцева – М., «Русское слово», 2010.

Профиль класса: общеобразовательный

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 24

Ф. И. О.и должность учителя: Левченко Ольга Сергеевна,  учитель истории и обществознания  МОУ СОШ № 6 с. Солдато-Александровского.

Стаж работы: 21 год

Категория: высшая квалификационная категория

Начало апробации: 1 сентября 2011г.

Данный УМК представлен следующими пособиями: учебник, книга для учителя, программа.

Предложенная авторами (С. В. Перевезенцев, Т. В. Перевезенцева) программа обучения соответствует требованиям стандарта по предмету, обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по истории.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, полученные в 6 классе, причем не только по истории, но и по другим учебным предметам. Учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся.

Программа курса отражает основные положения учебника С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой «История России XVI—XVIII века», в основу концепции которого положены установки, которые убедительно описаны в пояснительной записке  программы:

  1. история России развивалась под воздействием нескольких факторов: природно-географического, политического, социального, этнополитического, духовного;
  2. духовный фактор являлся одним из ведущих в отечественной истории;
  3. образность и эмоциональность изложения конкретно-исторического материала являются важными условиями изучения истории для данной возрастной категории учащихся;
  4. ориентация на внимательную работу учащихся с текстом учебника, возможность проводить уроки в виде комментированного чтения, составления конспекта параграфа и др.;
  5. необходимость работы учащихся с историческим документом как важнейшим источником исторических знаний, формирование у учащихся навыков критического анализа исторических источников - с этой целью фрагменты документов включены в текст параграфа;

развитие самостоятельного мышления учащихся, умения формулировать собственный взгляд на исторический процесс, на оценку различных исторических событий.

Нижняя граница хронологических рамок программы - начало XVI века. Это объясняется тем, что, с точки зрения авторов учебника, именно в конце XV века завершился очень важный этап отечественной истории, связанный с созданием Русского централизованного государства. Именно этим временем заканчивается учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России. С древнейших времен до начала XVI века»). С начала XVI века начинается следующий период исторического развития России - превращение Московского великого княжества в Российское царство.

Это время существования единого Русского государства - Московской Руси, а затем - Российской империи. Это время тяжёлых испытаний опричнины, Смуты и славных побед русского оружия. Это время взлёта самобытной русской культуры и утверждения в России западных культурных веяний. Наконец, это время реформ и преобразований - царей Ивана IV Грозного и Алексея Михайловича, императора Петра I и императрицы Екатерины II.         Значительное внимание в книге уделяется роли православия и Русской Православной Церкви в истории русской цивилизации, развитию культурных традиций и мировоззрения нашего народа. Авторы раскрывают основные закономерности исторического процесса, анализируют наиболее сложные периоды истории нашей страны и предлагают учащимся поразмышлять над ними. В учебнике представлен богатый иллюстративный ряд, используются уникальные, архивные фотоматериалы.

         Важным содержательным направлением курса является раскрытие роли выдающихся деятелей отечественной истории, особенно тех исторических деятелей, чье имя было связано с духовным подвижничеством. В разделах программы указано значительное количество имен, вошедших в историю России. Краткие биографии многих из них присутствуют в учебнике.

Учебник в доступной и увлекательной форме повествует о событиях русской истории XVI—XVIII веков. Текст учебника напечатан крупным шрифтом. Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, разбито на 34 параграфа, что позволяет учителю выделить дополнительно время на закрепление изученного материала, уроки-обобщения, уроки-практикумы и т. д.

Каждый параграф имеет следующую структуру. В начале основного текста авторы учебника поместили краткое изложение содержания материала, что в свою очередь нацеливает ученика определять главное и второстепенное в тексте, ставит перед ним вопросы, на которые он должен ответить, прочитав материал, что делает работу учащегося осмысленной.

К каждому параграфу предложены словарь новых терминов, основных дат и вопросы для закрепления изученного материала. Тексты параграфов сопровождаются выдержками из исторических документов и заданиями к ним.

В начале каждого параграфа авторы поместили «ленту времени», как и в учебнике 6 класса, назначение которой — наглядно продемонстрировать смену исторических эпох, процессов, правителей и т.д. Этот элемент, безусловно, способствует запоминанию учащимися дат и умению ориентироваться в исторической хронологии, что очень нравится ученикам.

        Дополнительная информация к основному тексту параграфа представлена в рубриках «Это интересно» и «Почитаем».  Эти рубрики стали любимыми у учеников, так как содержали весьма занимательные и интересные  материалы.

Для закрепления материала основного текста, расположены «Вопросы и задания» к параграфу. Успешно подготовиться к уроку учащимся позволяют рубрика «Запомни», которая содержит основные положения и выводы, раздел «Выучи», в который включены исторические даты, обязательные для запоминания, и «Словарик историка», содержащий понятия и термины, встречающиеся учащимся в тексте. Это даёт возможность организации разнообразной работы учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности (в том числе и дома при приготовлении домашнего задания): чтение текста с пометками, работа с таблицами, отработка навыков работы с историческими источниками, сопоставление различных версий, точек зрения, позиций, работа с картами, иллюстрациями, схемами, организации практических, лабораторных работ, уроков-диспутов, дискуссий, проведение тестирования и т.д. Это способствует не только повышению познавательного интереса учащихся, но и развитию навыков критического мышления.

Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Так, структура параграфа такова, что изучаемый материал прорабатывается трижды: в виде занимательного предисловия (повышает познавательный интерес для учащихся с низким уровнем готовности к обучению, позволяет увидеть проблему тем, кто проявляет повышенный интерес к истории или обладает лучшими навыками работы с текстом), основной текст параграфа, где излагаются факты, объясняются причинно-следственные связи и краткие выводы, позволяющие концентрировать внимание на наиболее значимых идеях, изложенных в параграфе. Следует отметить, что объём каждого параграфа таков (не более 3 листов вместе с иллюстрациями, схемами, вопросами и картами), что является посильным для учащихся с разным уровнем развития. Вместе с тем, практически каждый параграф снабжён дополнительным материалом для более способных ребят. Вопросы также носят разноуровневый характер, причём, выстроены по принципу: от простого к сложному. Это удобно и для работы в классе, и для формирования структуры и вариативности домашнего задания, позволяет реализовать деятельностный подход в обучении.

Радует, что форзац учебника выполняет информативную функцию. На первом форзаце в хронологической последовательности представлены изображения правителей, полководцев и государственных деятелей России, а на втором — изображения и иконы русских святых16-18 веков. Кстати, при опросе мнения учащихся об этом учебнике, 100 % положительно отметили форзацы.

Учебник отличает богатый иллюстративный материал. Следует отметить, что большинство из этого материала представляют фотографии исторических источников, которые представлены предметами культуры, быта, скульптуры, архитектуры, письменности, изобразительного искусства и иконописи рассматриваемого периода. Оснащение учебника редким иллюстративным материалом, а также линией времени, многоцветными схемами, облегчает работу учителя по темам урока и  уровневое усвоение заданий учащимися.

Особое внимание авторы учебника уделяют повседневной жизни, быту, хозяйственным занятиям, военному делу наших предков, интересным фактам русской истории.

Подробно представлена роль православия и Русской Православной Церкви в развитии и становлении государства и культуры русских земель. Раскрывается смысл существования русской цивилизации через процесс христианизации и  ведущей роли в истории России Русской Православной Церкви. Весь этот глубокий по содержанию и значению материал изложен в интересной и адаптированной для семиклассников форме. Методический аппарат учебника помогает включить учащихся в исследовательскую и аналитическую деятельность, через работу с источником. Предлагает широкий простор для творческой деятельности, через проблемные задания, с помощью которых знания и повторяются и углубляются.

Большое внимание уделено в содержании учебника роли личности в истории, что также положительно отмечают учащиеся и родители. Такой материал несет огромную воспитательную силу духовно-нравственной направленности. Лучшие представители нашего народа — святые люди, показаны в их жертвенном подвиге любви к вере и родине. Становится понятным, в чем своеобразие и особенность черт, сложившихся в характере русского, православного в своем большинстве, народа.

Учебник особенный и очень, на мой взгляд, нужный сегодня, так как имеет в отличие от многих других огромный воспитательный потенциал. Материал подобран и представлен таким образом, чтобы способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины. Недаром учебник начинается словами А.С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», а также потенциал, основанный на православной традиции, которая оправдала себя за многие века воспитания подрастающего поколения, (данный учебник апробируется в казачьем кадетском классе, где учащиеся изучают и ОПК). Ученики, получили знания по истории своего Отечества, наполненные глубоким смыслом и любовью к предкам, к нашей родине. Это в свою очередь способствует лучшему пониманию событий отечественной истории, её самобытности по сравнению с историей других стран, усиливает воспитательный потенциал учебника и предмета в целом.

Работа с учебником позволяет учащимся формировать и ряд общеучебных умений: распознавать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать. УМК Перевезенцева С.В. и Перевезенцевой Т.В. дополнен рабочей тетрадью для учащихся. Рабочая тетрадь делает изучение истории России ещё более удобным и интересным. Здесь дополнительные задания к тексту каждого параграфа. Задания разнообразны занимательные и интересные:  вписать недостающие имена исторических деятелей, исторические даты или названия народов, городов, стран и земель. В других случаях необходимо сравнить различные исторические факты и выбрать правильные, определить хронологическую последовательность различных исторических событий.

В рабочей тетради приводяться различные мнения историков по поводу тех или иных событий. Знать эти мнения тоже очень важно, так как, опираясь на знание источников и мнения историков, ребята могут высказать собственный взгляд на исторические события и исторических деятелей.  

Но, на мой взгляд, в рабочей тетради явно не хватает тестовых заданий с выбором ответа, что весьма актуально в связи с подготовкой учащихся к итоговой аттестации по истории в новой форме. На мой взгляд, авторам необходимо дополнить УМК сборником тестовых заданий по каждому параграфу.

    Еще более желательным вариантом было бы электронное сопровождение учебно-методического комплекта. Это могут быть мультимедийные презентации к тексту учебника, электронный иллюстративный ряд, интерактивные тесты и  интерактивные модели, позволяющие ученику погрузиться, поиграть в эту историческую действительность. Ученики, работая, к примеру, с электронным приложением  могут освоить, отработать больше необходимых навыков, приёмом работы с различными информационными ресурсами.

В целом учащимся учебник понравился: удобно носить в портфеле, твердый переплет, красочные иллюстрации, что после каждого параграфа приводятся новые термины и линия времени. Родители так же довольны учебником, т.к. четко сформулированные вопросы в конце параграфа позволяют быстро проверить домашнее задание ребенка.

Учебное пособие мне, как учителю понравилось, в связи с этим, я готова и дальше использовать в работе это учебное пособие.

Таким образом, апробация на базе МОУ «СОШ №6 с.СолдатоАлександровского Советского района»  данного учебника показала возможность использования этого УМК и в дальнейшем в классах с разным уровнем обученности и разной направленности, т.к. он полностью соответствует требованиям государственного стандарта, соответствует современному состоянию отечественной исторической науки, содержит богатый дидактический материал, позволяющий организовать разнообразные формы работы с учащимися, выполнен в соответствии с требованиями СанПиН, учитывает возрастные и психологические особенности семиклассников.

Учитель истории                                                               О.С. Левченко

Директор МОУ «СОШ№6»                                              О.В. Григорьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Календарно-тематическое планирование истории 6 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. История средних веков 6 класс Агибалова Е. В.. Донской Г. М.

Календарно-тематическое планирование (примерное)  истории 6 класс. Учебник История России 6 класс в 2-х частях, под ред. А. В. торкунова. Издательство "Просвещение"; История средних век...

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А.

Календарно-тематическое планирование истории 7 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. Всеобщая история. История Нового времени 7 класс Юдовская А. Я., Баранов П. А....