Статья "Активизация творческого потенциала учащихся при использовании методики проектного обучения
статья по теме

В статье рассмотрены особенности использования методики проектного обучения в старшей школе, представлены примеры различных проектов и этапы их создания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_nsportal.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя английского языка ГБОУ СОШ №124 Выборгского района Санкт-Петербурга Петровой И.А. «Активизация творческого потенциала учащихся при использовании методики проектного обучения в старшей школе»  

Работа учителя иностранного языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.

Все больше и больше в центр педагогической теории и практики выдвигается человек. В этой связи сегодня идет переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребенка. Ребенок становится главной заботой общественных, политических организаций.

Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников.

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, так как индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И, действительно, речь ученика – это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «я».

Современный ученик – это личность, которой все интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

В современных условиях гуманистическая идея образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является выявление и развитие творческих интересов и способностей каждого ребенка.

Одной из таких технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, и является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность и увидеть реальные результаты своего труда.

На завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:

  1. Учащиеся 10-11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью.
  2. Промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности.
  3. На старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».
  4. Перед учащимися этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

При описании методики использования проектного обучения английскому языку в старшей школе необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и специфики иностранного языка как учебного предмета.

Можно обозначить основные особенности организации проектной работы в процессе обучения английскому языку на завершающем этапе средней общеобразовательной школы. Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при этом являются:

  1. наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы: исследования истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов, например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий;
  1. выдвижение гипотезы решения;
  2. обсуждение методов исследования;
  3. обсуждение способов формирования конечных результатов: презентаций, защиты проектов, творческих отчетов;
  4. сбор, систематизация, анализ полученных данных;
  5. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  6. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Согласно современной классификации проекты подразделяются: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, предметно-ориентировочные, моно-проекты и т.д.

Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

Работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на английском языке: вести дискуссии, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и может вызвать определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым материалом.

Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся  и возрастанию их мотивированности.

Разработка проекта позволяет вовлечь школьников в процесс формирования своего знания и умения применять полученные англоязычные  и междисциплинарные знания в различных видах практической деятельности.

 В нашей школе одним из любимых проектных заданий являются творческие работы, связанные с литературным переводом стихотворных и прозаических произведений английских и американских поэтов и писателей. Также популярны и   сценарные проекты, когда ученики старших классов пишут сценарий внеклассного мероприятия для начальной или средней школы, а затем претворяют его в жизнь, проводя для своих младших товарищей занимательные уроки-замещения по различной тематике:

  1. «Merry Christmas»  для 1 класса, с рассказом на русском языке о Рождественских символах и традициях в англо-говорящих странах и ознакомлением с «рождественскими» английскими словами;
  2. «Christmas is coming» для 2-3 классов, со стихами-загадками, забавными рисунками-загадками, новогодним кроссвордом, разучиванием традиционной английской песни «Jingle, bells!»;
  3. «Eating habits in America and Great Britain» для 7 класса – знакомство со страноведческими реалиями - «The Big Mac», разгадыванием загадок и кроссворда, практика произношения на примере скороговорки «Betty Botter», решение логических задач и разучивание танцевальной песни «The Hokey Cokey»;
  4. «Travelling by train» для 8 класса с выполнением различных заданий на расширение лексического запаса и разучиванием песни из кинофильма «Серенада солнечной долины» - «Chattanooga Choo Choo»;

По мере овладения компьютерными технологиями, старшеклассники все более интересуются проектными работами, целиком подразумевающими использование компьютера и Интернета для создания конечного творческого продукта, и принимают участие в различных соревнованиях  и конкурсах по созданию и оформлению мультимедийных презентаций.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что  проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень их самостоятельности и сплоченности коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

Применение проектной методики наиболее результативно на завершающем этапе – в 10-11 классах.  

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов,  можно сделать вывод, что  использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д. Так же дало возможность каждому ученику совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать более интенсивно английский язык, как средство общения, а также придало воспитанию личностно-ориентированный характер. Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата, они имели возможность использовать современные информационные технологии, в том числе, работать с информацией на изучаемом языке.  Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, интересов. Совместная работа в группе и с учителем способствовала развитию партнерских отношений, стимулировала развитие рефлексии, умение планировать совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческого потенциала учащихся через ИКТ

file:///media/disk/Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических.pptfile:///media/disk/рецензия.ppt...

Использование пословиц для активизации творческого потенциала учащихся

Ни для кого не сектрет, что уроки литературы подчас превращаются в рутинный пересказ текста произведения, критической статьи на него или, что еще хуже, - в "пересказ краткого пересказа".  Мне так...

Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий.

Кто повторяет старое и узнаёт новое, тот может быть предводителем. Конфуций.В настоящее время понятие педагогических технологий прочно вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из иннов...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...