Самостоятельная работа учащихся на уроке.
статья по теме

Кашина Елена Владимировна

Самостоятельная работа учащихся на уроке.
Данная работа предназначена для учителей, которые хотят организовать самостоятельную работу учащихся на уроке, но не всегда знают как это сделать. В работе предложены классификации самостоятельных работ в зависимости от степени готовности  учащихся к данному виду деятельности.  Надеюсь, что  эта работа будет полезна моим коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sr_uchashchihsya.doc122.29 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является организация самостоятельной учебной работы. Она занимает очень важное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

На уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом, предоставляя для него материал.
Что же такое самостоятельная работа ученика?

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Самостоятельная работа представляет собой  задание, которое  должен выполнить ученик, объект его деятельности и форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном итоге приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у ученика на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыки  и умения для решения определенного класса познавательных задач и соответственно продвижения к более высоким уровням мыслительной деятельности;

вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач.

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца.
4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях, принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, (хотя они очень условны), объективно существует. Поэтому нужен индивидуальный подход, так как, поручив, самостоятельное задание ученику уровнем выше - это в лучшем случае напрасно потерянное время на уроке, а можно вообще получить негативный результат.

Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

4. Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика по степени сложности. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

Содержание работы и форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся и желание выполнить эту работу до конца.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на три группы: индивидуальные, фронтальные и групповые.

5. Типы самостоятельных работ

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу, но они формируют фундамент самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков, а если задержаться на таких работах по образцу – ученикам будет слишком скучно и у школьников пропадает интерес к учебе и предмету.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа побуждают ученика к дальнейшей творческой деятельности

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции и обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

Например, на уроке природоведения при изучении темы « Как древние люди представляли себе Вселенную» учитель сообщает детям, что они сейчас на уроке сделают открытие, которое в Vв до нашей эры сделал Пифагор, а именно: Пифагор предположил, что Земля имеет форму шара, наблюдая солнечное и лунное затмение. Учитель рисует на доске схему ,на которой условно показано расположение Земли, Луны и Солнца. Дети удивлены, причем здесь затмения, а учитель продолжает урок, показывая различные предметы и указывая на форму тени от них. Тень от треугольника - треугольник, тень от прямоугольника – прямоугольник, а от круга и мяча- круг…Учащиеся самостоятельно делают вывод.

6. Виды самостоятельных работ в обучении

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий, наиболее распространенные и эффективные из них:

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста;  или развернутый конспект; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование или  подготовка докладов(рефератов).

2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; составление различных задач и вопросов и их решение; оценивание ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы.

5. Подготовка сообщений, докладов и рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Моделирование и конструирование.

Любая  самостоятельная работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит результативность работы.

Предлагая учащимся самостоятельно работать на уроке, следует принять во внимание, что данный вид работы должен быть системным и обязательно соответствовать учебным возможностям ученика(класса);продолжительность работы должна быть оптимальной.

Для этого надо четко сформулировать задание на описание с указанием его границ - свернутое или развернутое;

предъявить объект для описания- рисунок, плакат; если изучается явление, то дать общую картину его протекания – словесно( или с использованием ЭОР), с помощью рисунка, схемы;

дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также напомнить условные обозначения и сокращения, в том числе термины;

определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.

Приведем пример.

При изучении металлов на уроках химии в 9 классе следует придерживаться одного и того же плана изучения металлов относящихся к разным группам.
План изучения:

Строение атома, количество валентных электронов, возможные степени окисления в соединениях.
Физические свойства. Распространение в природе.
Химические свойства.
Получение.
Применение
Биологическое значение.
Открытие.
Интересная информация (дополнительное задание).
Словарик.

Подготовка учащихся к выполнению заданий на объяснение ранее изученных объектов или явлений состоит из таких моментов.
Учитель:

-дает ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указывает на характер связей - причинно-следственные, функциональные, генетические, морфологические - и на границы их действия;

-с целью выявления устойчивого характера связей или отношения показывает способы пробных преобразований (вычисления, измерения, построения, проведения опыта - в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемого объекта или явления на ранее изученный объект;

-показывает возможные способы кодирования (там, где это возможно и необходимо);

-показывает типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы,  роль учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

-постепенность введения разных по степени сложности видов самостоятельной работы;

-обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

-разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

-подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;

-ознакомление учащихся с источниками информации;

-оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

-обучение учащихся приемам промежуточного самоконтроля при выполнении работы;

-обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Учащиеся не всегда могут спланировать свою работу, делают только то, что показано и предложено, не умеют найти, а  иногда и не знают, откуда взять информацию, -...

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....