Доклад "Статус современного учителя"
статья по теме

Войтенко Елена Валентиновна

 

Учитель – это самый главный фактор обучения: от него зависит успех нововведений. Если учитель не воспринимает новшеств, они не могут иметь успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1.

Статус  современного учителя.

Слайд № 2.

        Восточная мудрость гласит:

 «Если ты планируешь на 1 год – выращивай зерно,  если на несколько лет – сажай деревья, если на столетия – воспитай ученика». 

        Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать наше образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

Слайд № 3.

        Задача развития образования - задача государственной важности. Это главный тезис национальной образовательной стратегии – президентской инициативы «Наша новая школа».

         Как же реализовать основные направления президентской инициативы в современной школе в наше непростое, кризисное время? Как помогают школе местные власти и социальные партнёры, чтобы смелые проекты стали реальностью?

        Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире.От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из- за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть  компетентным.

Должна признаться, что задача, которая стоит сейчас перед  нами, куда труднее, чем прежние. Нам предстоит делиться размышлениями на тему, которую не хотелось бы ни упрощать, ни превращать в эффектные заявления, хотелось, чтобы сегодня получилась не парадная речь, а  развернутое изложение наших  рабочих мыслей о современной школе и роли учителя в ней.

        Слайд № 4.

Тема современной школы   имеет два уровня осмысления.

        Первый – глобальный, определяющий какие изменения происходят в жизни общества и к чему они приводят современную школу.

        И, второй,- личностный, определяющий возможность и необходимость изменения в самих субъектах образования: учащихся и учителе.

 

        Очень  интересная мысль, высказанная в  выступлении руководителем департамента государственной политики в сфере образования:

«Важнейшим приоритетом является желание детей и родителей учиться в нормальной школе, у нормальных учителей, в нормальных условиях».

       Странная, на первый взгляд, мысль.

Разве мы  раньше не воспитывали человека, не учили ученика? 

Да, учили. Да, воспитывали.

        Но, почему же тогда, в нашей стране в последние полстолетия 20 века было уничтожено 95% культурных ценностей, почему стало процветать бездушие и хамство? Почему так трудно порой найти искорки доброты и милосердия в наших детях, почему они равнодушны к старикам, а родители отказываются от детей?

Что  мы  делали не так? Что  потеряли? Что упустили, если рушится основной институт нашего общества.

Слайд № 5.

        Современная эпоха – это время  информационной цивилизации, а она требует  формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни.

        Чему же надо учить в  современной школе?

        Однако, и это вы прекрасно знаете, в современной школе наблюдаются и  ранние педагогические кризисы, замедление или прекращение профессионального роста педагога.

        В школе будущего должны работать только талантливые учителя, учителя по призванию, мастера-педагоги

        Учитель – это самый главный фактор обучения: от него зависит успех нововведений. Если учитель не воспринимает новшеств, они не могут иметь успех.

        Развитие учительского потенциала зависит от различных факторов: материальных и моральных стимулов, эффективной системы повышения квалификации, развития профессиональной рефлексии на основе программ личностного роста (акмеограмм).   Акмеограмма - основной метод акмеографического подхода. А. - специфическая система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Акмеограмма всегда индивидуальна, составляется исключительно для конкретного специалиста и направлена на его индивидуальное личностно-профессиональное развитие. Разработка А. должна осуществляться по единой методической схеме. В типовой схеме А. имеются разделы, относящиеся к уровню общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), особенного (подструктуры направленности личности, специфических акмеологических инвариантов профессионализма), единичного (подструктуры способностей, характериологических особенностей, нравственных качеств).

“Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить

Слайд № 6.

Президентская инициатива «Наша новая школа» включает

пять ключевых направлений

- обновление образовательных стандартов;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала;
- современная школьная инфраструктура;
- здоровье школьников

        Главным, из пяти направлений, названо развитие потенциала учительских кадров. Создание сети педагогических мастерских, развитие системы повышения квалификации, - это часть предложений, которые рассматриваются сейчас в рамках проекта.
С каких бы позиций не подходили мы к вопросу о роли учительства признаем ее ключевой

Всё начинается с учителя
     

        Большинство учителей, работающих в школе, это усталые (пенсионного и ближе к пенсионному возрасту) люди, отягощённые массой нерешённых проблем широкого спектра (жильё, материальный достаток, невозможность получения бесплатного и санаторного лечения и др.). Ценности, багаж знаний, набор методических средств и приёмов большинства учителей соответствует другой эпохе и часто вступают в противоречие с требованиями сегодняшнего дня.                                                                

Слайд № 7.

 Переход к Новой школе предполагается выстроить в рамках следующих этапов:

  1. 2009 год: разработка и утверждение концепции ННШ;
  2. 2010 год - организация сети экспериментальных площадок;
  3. 2012 год - создание инновационной сети школ;

2017 год - переход на ННШ как массовую

Готов ли учитель?..

        Проект "Образование" - это не только информатизация, проект- в первую очередь, - новые требования и новый взгляд на древнейшую профессию - педагог. А готовы ли учителя к современному взгляду на свою профессию, готовы ли они изменить свое мировоззрение, свои принципы, чтобы вывести учеников, страну на новый виток развития? 

В постсоветское время был резко подорван авторитет учителя (средства СМИ в этом сыграли не последнюю роль). Изменилось отношение общества к нашей профессии.  

        Хорошо, что сейчас государство пытается поднять статус учительства. 

        В эту профессию должны идти люди с призванием. В современной школе нужны молодые умные педагоги. К сожалению "старая гвардия" уже исчерпала свои возможности. Их богатый опыт и знание предмета уже не воспринимается учениками на трансляционном уровне, а интерактивные технологии многим "не по зубам.

        Молодыми, умными и с призванием можно обеспечить, в лучшем случае, сотню экспериментальных школ по всей России, а как быть с остальными МОУ. Молодой и умный не пойдет в школу на 7000 рублей, а устроится куда-нибудь на 30000 руб. Без жуткого надзора сверху, пачек отчетов и постоянных проверок.

          Качество и эффективность любой системы образования в конечном счете зависит от работы учителей, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе.   Есть выражение: «школа не может быть лучше учителей». Значит, изменения нужно начинать с педагогов, в первую очередь с повышения статуса учителя.                                                                                                          

        Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.             

          Современный учитель обладает навыками применения компьютерных телекоммуникаций. "Неграмотный" в компьютерном отношении учитель является балластом, и не только в плане собственных возможностей, но и с точки зрения статуса учителей в целом. Время требует, чтобы учитель был динамичным человеком, носителем перемен. Именно ему придется научить детей жить в мире, где каждый день происходят перемены. Общая задача педагогов будет заключаться в том, чтобы дать учащимся возможность приобщиться не только к известной информационной технологии, но и к той технологии, которая придет на смену нынешней. Новые информационные технологии настоятельно требуют укрепления и усиления  роли учителей. Учителям нужно давать любые возможности для того, чтобы они смогли войти в новый век с достоинством и чтобы их статус, был более высоким.                                        

          В современной школе понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, энергичными. «Личность воспитывает личность» - это азбука воспитательного процесса. Поэтому личность учителя имеет исключительную роль в обучении и воспитании ребенка.  Личностные качества педагога предоставляют процессу обучения ценностно-значащую направленность и своеобразность влияния через индивидуальную культуру общения, поведение: быть выдержанным и спокойным, отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств. Интеллектуальное развитие должно дополнять моральное и ценностное воспитание. Именно в условиях исследовательской деятельности становятся реальными качественные изменения в педагогическом мышлении учителей, происходит интенсивное развитие их творческих способностей и в результате - эффективное формирование педагога-исследователя.

Педагог-исследователь:

1. Ориентирует свою педагогическую деятельность на новые достижения науки.

2. Непрерывно исследует свою систему работы, осуществляет научный анализ ее разных составных.

3. Стремится постоянно повышать результативность своей работы.

4. Владеет умениями практического использования методики педагогического исследования.

5. Тяготеет к общению с учеными и педагогами-новаторами для ознакомления с актуальными проблемами отечественной и зарубежной педагогики, передовым опытом работы, инновационными технологиями, знает о профессиональных достижениях своих коллег

        Тенденция нового образования должна заключаться в том, чтобы ребенок становился сознательным хозяином своего оснащения; образование должно открыть ему глаза на жизнь, распахнуть перед ним двери в мир объективных явлений и отношений. Первоначально необходимо  выяснить природу его естественных импульсов:

- тяготеют ли они к физическому выражению, ручному труду, куда можно включить широкий спектр возможностей квалификации по специальностям;

- есть ли у него скрытые способности к тому или иному виду искусства, реакция на цвет и форму, отклик на музыку и ритм;

- позволяет ли его интеллектуальный уровень пройти чисто ментальный тренинг в области анализа, дедукции, математики или логики.

           Учитель должен выявить творческие способности учащихся интуитивно или через диагностическую работу, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем,  ориентировать  в отношении будущей профессии.

Для этого можно применять практические работы, творческие проекты, олимпиады, эксперименты, творческие поиски зажигают в глазах учеников огоньки заинтересованности, которые не угасают на протяжении продолжительного времени. Желание узнать о чем-то новом с каждым днем возрастает. Работа в группах, парах не дает возможности растеряться более слабым ученикам, каждый начинает верить в свои собственные силы.

Слайд № 8.

По словам Я. Коменского, «учитель - помощник природы, а не ее властитель, ее строитель, а не реформатор», поэтому он сам выбирает формы, методы и приемы, которые оказывают содействие развитию естественных наклонов учеников.

           Главная задача учителя - не просто донести, объяснить и показать ученикам, а организовать общий поиск решения задачи, которая возникла перед ними. Учитель выступает как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отбрасывая ни одного ответа, стать на позицию каждого, кто отвечает, чтобы понять логику его мысли и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации. Обучение логике, дискуссии, диалогу, решению проблемы не предусматривает быстрого получения правильного ответа. Поэтому возможны ситуации, когда на одном уроке не удается открыть истину. Кропотливая работа учителя дает возможность, выполнять  интересные для детей задачи, подойти к проблеме с разных сторон, побуждать учеников мыслить, находить способы решения проблем, учить размышлять, доказывать, обосновывать свою мысль. Школьники с первых шагов в овладении знаний должны искать способ действий, учиться пользоваться им, пока не явится перед ним новая проблема... Цель всего этого - свести к минимуму пассивное пребывание детей на уроке. Учитель для них - партнер, лишь более опытный.

        Задача педагогов - научить детей самостоятельно размышлять, уметь спорить, отстаивать свои мысли, задавать вопрос, быть инициативным в обретении новых знаний.

Слайд № 9.

Ведь, как говорил  Л. Толстой «Знание - только тогда знание, когда они добыты напряжениям своей мысли, а не памятью». Именно при таких условиях можно воспитать творческого ученика, способного не утратить любознательность, энергичность, готовность рисковать и открытость новому. Для выполнения этих задач современный педагог должен быть креативным.

                  Креативность - это возможность творить, создавать что-то новое, нестандартно решать проблемы. Это проявляется в разных сферах жизни, не только в науке и искусстве, но в общении, обучении, планировании времени, быту. Поэтому мы можем развивать креативность в одной сфере, а проявляться она будет и в других областях. Креативность дает смысл, делает жизнь богаче, интенсивнее и счастливее...

   Креативный учитель:

-   Стимулирует и поддерживает творческую атмосферу в группе, что позволяет говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказаний.

- Обеспечивает возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций.

-  Проявляет через творчество, педагогичес­кую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического реше­ния и его воплощение;

-   Проводит рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности.

-  Проявляет терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям.

-   Учит школьников принимать и ценить собственное мнение,(как и чье-то еще) творческое мышление и достигнутые результаты.  

Можно сказать, креативность - это долг человека перед самим собой.

           Педагоги, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Учителя, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи учеников, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивают в себе умение слушать, сопереживать. Именно таким должен быть современный учитель.

          В настоящее время ученые , педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например , «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным,так  как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит,меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или  «компетенции») должны быть т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю- педагогу в связи с требованием  «нового» времени.         Так, например, всего 10-15 лет назад владение компютерными технологиями не входило в число  «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

        Эти вопросы актуальны и для педагогического образования:

«Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?»,

 и для директоров школ :

«Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» 

и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное ,этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя  они с удовольствием будут учиться?»

        Сколько говорится о мотивации ученика! А ведь нередки случаи, когда немотивированным оказывается учитель. Покажет ли такой человек с дипломом педагога высокий класс преподавания, который от него ждет взявший на работу директор?..

        Внутришкольная модель развития учительского потенциала способствует созданию целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя.

Основываясь на андрагогическом подходе в области методической работы, предлагаемая модель позволяет:

  1. расширить «пространство возможных действий» педагогов в области совершенствования собственных умений по использованию педагогических технологий, форм и методов обучения;
  2. построить каждому учителю собственную траекторию совершенствования профессионального мастерства, творческого саморазвития;
  3. объединить усилия педагогов и администрации для решения задач развития образовательного процесса, поставленных перед современной школой.

        Слайд № 10.

Внутришкольная модель развития учительского потенциала формируется и структурируется в соответствии с компонентами  педагогического труда.  Работа учителя есть сложнейшая психическая реальность, представленная в виде многомерного пространства, состоящего из трех взаимосвязанных элементов:

- педагогическая деятельность;
- личность учителя;
- психолого-педагогическое общение.

        Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.  

         Слайд № 11.

 Внутришкольная модель развития учительского потенциала

 Слайд № 12.

  В направлении развития учительского потенциала необходимо разработать внедрить:
-    практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое
непедагогическое образование;
-    новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне;
-    модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
-    практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
-    новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.

Слайд № 13.

Важную роль в развитии профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя играет управленческое кредо администрации школы, лицея, ВУЗа:

  1. воодушевлять учителей личным примером;
  2. своевременно благодарить и материально стимулировать за выполненную работу, укреплять веру педагога в себя и свои силы;
  3. поддерживать все позитивные инновационные начинания, оказывать практическую помощь в них;
  4. поддерживать в коллективе свою административную мотивацию на достижение успеха, на наиболее эффективное выполнение задач образовательного учреждения;
  5. быть ориентированным на поиск новых возможностей для коллектива, подчиненных, себя;
  6. уметь быстро откликаться на перспективные инновации;
  7. не поддаваться пессимизму, излучать оптимизм, всегда видеть своё образовательного учреждения таким, каким он мог бы стать.

        

Слайд № 14.

Ключевое понятие «Нашей новой школы» – фигура учителя. Без него невозможна реализация никаких реформ. Именно от учителя зависит, какой будет Россия.

Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Если мы видим ученика только из-за стола в классе, если он идет к учителю только по его вызову, то никакие знания такому учителю не помогут. Надо встречаться с ним как с другом, пережить вмести с ним радость победы и горечь поражений. Если ум воспитывается умом, то СОВЕСТЬ СОВЕСТЬЮ. Ведь советь главный стержень человека. Раньше говорили: « Если совесть не поправит, то прокурор поправит». В ходе модернизации образования в школах стал расшатываться этот главный стержень человека, причем, все это под благими намерениями. А как известно. Благими намерениями устлана дорога в ад. Поэтому хотелось бы, чтобы в национальной инициативе «Наша новая школа» уделялось достаточно внимания не только воспитанию ума, но и воспитанию совестливости, преданности Родине - действенному служению Родине.

Ум, советь, преданность Родине - главные учительские потенциалы, и они помогут сформировать основные позитивные результаты в системе образования района.

Слайд № 15.

Ключевые изменения

 происходят в школе тогда,

когда изменяется учитель.

Слайд № 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Современный учитель и современный урок.

Статья посвящена организации современного урока экономики в школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Современный учитель и современный ученик.

Эссе на тему каким должен быть современный учитель и ученик?...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Я - учитель" Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...