Программа коррекционно-развивающих занятий (для развития психических процессов)
методическая разработка по теме

Грабусова Елена Владимировна

К Программе  прилагается пояснительная записка, где рассказывается для чего и почему создавала эту Программу. В самой программе содержатся занятия на весь год  для развития у детей памяти, внимания, мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Программа коррекционно-развивающих занятий

Для развития психических процессов

( памяти, внимания , мышления, восприятия) и развития речи детей младшего школьного возраста.

        

                                                                    Составил  учитель начальных классов

 коррекционной школы-интернат№2

                               Адмиралтейского района

 г. Санкт-Петербурга

Грабусова Елена Владимировна

Занятие№1

Цель:

1.Развивать умение сравнивать предметы по величине и форме;

2.Развивать зрительную и слуховую память;

3.Упражнять в ориентировке на бумаге;

4.Упражнять в составлении целого по частям;

Словарь: экскурсия, пассажиры, транспорт , маршрут.  

Ход занятия

 1.Игра «Чем похожи, чем отличаются?» ( таблица № 1)Нужно найти сходство и отличие.

 2.Игра с геометрическими фигурами( Составь любой вид  транспорта ( лодка, автобус, паровоз, грузовик и т. д.)

3.Игра « Что изменилось?»( на наборном полотне выставляются игрушки, затем меняю их местами- дети рассказывают, что изменилось)

4. Работа в тетради

Игра «Нарисуем маршрут следования нашего автобуса»  ( графический диктант- дети под диктовку рисуют маршрут по клеточкам)( таблица№2)

Занятие №2

Цель:

1.Упражнять в выделении основных признаков предмета( цвет, форма, величина;)

2.Учить находить предметы с заданными свойствами;

3.Знакомить с приемами мнемотехники;

4.Развивать объяснительную речь;

Словарь: геометрические фигуры по- порядку, волшебная.

Ход занятия:

1. «Игра с Вини-Пухом в слова»( чтобы запомнить слова по порядку, можно их зарисовать в виде простых рисунков-схем) ( таблица№1)

Слова: мальчик, мороженное, круг, конфета, треугольник, квадрат и т. д.)

(Произношу слова, а дети зарисовывают и повторяют по порядку, используя свои рисунки)

2.Игра со счетными палочками ( таблица№2)

а) отсчитай 5 палочек. Сколько палочек потребуется, чтобы получить треугольник?

А сколько потребуется палочек для двух треугольников?

У нас всего 5 палочек. Кто догадался?

б)взять 7 палочек. Составим квадрат. Сколько палочек потребовалось?

А для двух квадратов? (делаем зарисовки в тетрадях)

3. Игра «Геометрическое лото» (таблица№3)

( у каждого ребенка 1 карточка с узором из геометрических фигур)

Показываю детям узоры образцы, а дети поднимают только те карточки, где такой же узор.

4. Работа в тетрадях

«Дорисуй недостающую фигуру» (таблица №4)

        Занятие №3

Цель:

1Развивать воображение, логическое мышление;

2Развивать слуховую , зрительную и двигательную память4

3Упражнять в ориентировке на бумаге;

4. развивать монологическую речь;

Ход занятия

1. Игра «Что сначала, что потом?»(таблица№1)

2.Работа в тетрадях

«Дорисуй  вторую половинку по клеточкам» (таблица№2)

3.Игра «Повтори как я» (дети повторяют движения за взрослым)

4.Игра «Лабиринты» ( у детей на столах»лабиринты» покрытые пленкой. Дети, используя фломастер, намечают путь следования.(таблица №3)

5. Игра «Назови, что лишнее?»

(диван, стол, окно, кровать)

(береза, сосна, ель, тополь)

(автобус, самолет, троллейбус, трамвай) и т. д.

                                              Занятие №4

Цель:

1.Раэвивать ориентировку в пространстве;

2.Учить видеть характерные признаки предметов, выделять геометрические фигуры;

3.Развивать память и внимание;

4.Развивать связную речь;

Словарь: экскурсовод, реставратор. Право, лево, вперед, назад.

Ход занятия

1. Мы работники музея .Нужно расставить мебель в комнатах музея.

Игра «Расставь мебель» (таблица №1)

2На магнитной доске-«Карта комнат» Ребенок выставляет предметы мебели по указанию учителя (В центре поставь стол, в верхнем левом углу- шкаф, и т. д.)

2. Работа в тетрадях:

Игра «На что это похоже?»(таблица№2)

Во время войны многие экспонаты музея разбились. Мы с вами реставраторы. Будем восстанавливать эти предметы.( Дорисуй и назови, что это за предмет)

3. Игра «Заплатки»( таблица№3)

( у каждого ребенка геометрические фигуры разной формы и с разным узором. Дети по сигналу поднимают нужную «заплатку»)

4.Игра «Нарисуй, что запомнил» ( таблица№4)

( в течении 5-ти секунд показываю образец) Дети рисуют по- памяти . что запомнили.

                            Занятие №5

Цель:

1Закрепить знание геометрических фигур, умение сравнивать их и сопоставлять.

2.Упражнять в анализе образца.

3. Упражнять в ориентировке на бумаге;

4.развивать мелкую моторику рук.

5.развивать связную речь, активизировать словарь детей за счет новых слов;

Словарь: архитектор, проект, схема.

Ход занятия

 1. Игра «Загадки»

Загадываю загадки о геометрических фигурах, дети отыскивают их в «Чудесном мешочке» на ощупь.

2.Составь изображение из геометрических фигур.(Детям даются картинки- образцы- контуры предметов) Дети должны составить их из геометрических фигур) (таблица№1)

3. Работа в тетрадях.( таблица №2)

Мы архитекторы, строим крепость. Дети под диктовку рисуют узор.

4. Игра «Повтори слово»(Называю слово. Дети подбирают слова- ассоциации )

                                             

                                                 Занятие № 6

Цель:

1.Развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки предметов, понимать суть задачи –шутки;

2.Развивать внимание, зрительную память;

3.Развивать доказательную речь, умение согласовывать существительные с прилгательными;

Ход занятия:

  1. Игра «Загадки-шутки»

а) «2 числа-1 и 3 быстро их сложи и ответ скажи»

б) «На дереве сидят 4 птицы-2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?»

в) «Ежики по лесу шли,

На обед грибы нашли:

2- под березкой,

1-у осинки.

Сколько их будет

В плетеной корзинке?»

г) «Под кустом, за полем ржи

Жили дружные ежи

Дочка, сын, отец и мать,

Кто их может сосчитать?»

2.Игра «Сложи узор по образцу» (таблица№1)

3. Игра «Чего не стало?»

4. Игра «Дедушка Мазай»

(Дети придумывают движения, а ведущий- Дед Мазай- отгадывает, что делают дети)

                                     

                                 

                                  Занятие №7

Цель:

  1. Развивать смекалку, находчивость, логическое мышление;
  2. Развивать умение сосредоточенно слушать и видеть;
  3. Развивать способность анализировать, различать геометрические фигуры по цвету и форме;
  4. Развивать мелкую моторику, быстроту реакции;
  5. Развивать способность обобщать, делать простейшие умозаключения;

    Словарь: домашние и дикие животные, мебель, деревья

Ход занятия

1.Задачи-шутки:

«У бабушки Даши внучка Маша,

Кот Пушок, собачка Дружок»

(Сколько у бабки внуков?)

«Стоит кадушка, в ней лягушка

Если б было 7 кадушек,

Сколько было б в них лягушек?»

«Ежик спросил ежа соседа

-Ты откуда, непоседа?

-Запасаюсь я к зиме,

Видишь, яблоки на мне.

-Собираю их в лесу

-2 отнес, да 2 несу.

Призадумайся .сосед,

Это много или нет?»

2.Игровое упражнение «Зарисуй по памяти»(таблтца№1)

3. «Сложи узор»(дети самостоятельно составляют узор из геометрических фигур)

4. Игра «Что лишнее?»

а) стакан, кружка, сковородка, чашка.

б)береза, липа, ромашка, сосна.

 в) волк, собака, заяц, лиса

г)корова, коза, медведь, лошадь.

                       

                         

                       Занятие №8

Цель:

1.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

2.Развивать все виды памяти;

3.Упражнять в счете и отсчете предметов, закрепить порядковый счет;

4.Учить самостоятельно  искать пути решения поставленных задач;

5. Развивать связную речь, формировать правильное произношение

;

Ход занятия

1.Игровое упражнение «Назови отличия» (даются  2 картинки с незначительными отличиями)

2.Работа в тетради ( Дети рисуют по клеточкам лодочки и закрашивают 2 и 4 зеленым цветом.1и 5 синим)

3.Игра «Вопрос-ответ» (Дети сидят по кругу, у воспитателя-мяч. На правильный ответ дети делают шаг вперед)

 А)Чей сын цыпленок?

в)сколько хвостов у двух ослов?

г)сколько ног у двух детей?

д)сколько ушей у двух малышей?

ж)сколько пальцев на руке?

З)А на двух руках?

ж)Сколько лап у папы?

и) сколько носов у 3-х поросят? И т. д.

4. «Сложи узор» (Составляют из 7 палочек три треугольника ( таблица№2)

Из 9 палочек 4 равные треугольника.

                                Занятие №9

Цель:

1.Развивать зрительное и слуховое внимание. Учить находить отличие из общего множества.

2.Развивать память, умение сопоставлять, сравнивать.

 Словарь: правый верхний угол, левый верхний угол и т. д.

Ход занятия.

1.Игровое упражнение «Найди лишнюю» ( таблица№1)

2.  «Что изменилось?» ( На схеме-карте комнаты меняю местами « мебель». Дети рассказывают, где что стоит, что поменяли местми)

3. «Составь картинку» ( Каждый ребенок составляет картину из любой сказки, разрезанной на 9-12 частей)

4.Работа в тетрадях «Дорисуй узор»

                       

Занятие№10

Цель:

1.Развивать память, внимание, умение анализировать, сравнивать.

2.Развивать воображение;

3.Развивать монологическую речь, умение составлять небольшой рассказ.

4. Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном падеже

(собак, медвежат, бельчат,  котят, лисят и т. д.)

Ход занятия

  1. Задачи-шутки:

На столе 4 яблока, одно разрезали. Сколько яблок на столе ?

В лесу 5 елок . На каждой елке по 2 яблока. Сколько всего яблок на  5 елках? И т. д.

2. Игра «Чего не стало?»

3. Игра «Волшебные фигуры»(Дети из геометрических фигур самостоятельно выкладывают волшебные фигуры и составляют из них рассказ)

4.В тетрадях «Дорисуй фигуру» (таблица№1)

                         Занятие № 11

Цель:

 1.Развивать логическое мышление, умение понимать смысл образных выражений;

2.Упражнять в самостоятельном поиске путей составления фигур;

3.Развивать память, внимание;

4.Развивать мелкую моторику.

  Ход занятия:

1.Знакомство и объяснение пословиц:

         а) Ум хорошо, а два лучше;

         б)Ноль без палочки;

     

    в)Делу время, потехе час.

2.Упражнение с палочками:

Как составить квадрат. Сколько палочек потребуется?

Сколько палочек потребуется для двух квадратов?

Как составить 2 квадрата из 7 палочек?

Как составить 3 квадрата из 10 палочек?

  1. Игра «Будь внимателен»( в тетрадях) ( Таблица№2)

Показываю таблицы в течении 3-х секунд, дети рисуют по памяти расположение точек в клетках.

Занятие № 12

Цель:

1.Развивать логическое мышление, воображение;

2.Упражнять в выделении из общего частное и составлять из частей целое;

3.Упржнять в использовании мнематических способов для лучшего запоминания;

4. Развивать слуховое внимание, память;

5. развивать монологическую  и диалогическую речь;

Ход занятия:

1.Отгадывание загадок:

«У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня,

Он по очереди сверху

Смотрит ими на меня» (светофор)

«Три братца по дорожке бегут:

Один впереди, два позади»

(трехколесный велосипед)        

                                             «Один ствол- много веток

                                               А на веточках –гостей»(дерево)

2. Игровое упражнение «Дорисуй и назови»( в тетрадях) (Таблица №1)

3.Игра «Составь новую фигуру» (Из знакомых фигур  составляют новую, используя образцы)

4. «Запомни слово» ( использование  детских зарисовок) Я буду называть слова, а вы, чтобы легче запомнить, делайте рисунки- схемы. Затем предлагаю повторить слова, опираясь на схематичные рисунки.

               

                               Занятие № 13

Цель:

1.Развивать умение обобщать ,сравнивать предметы, делать простейшие умозаключения;

2.Упражнять в разгадывании алгоритмов, ориентировка на бумаге;

3.Развивать зрительное и слуховое внимание;

4.Учить фантазировать;

 Словарь: маршрут, домашние , дикие животные;

Ход занятия

  1. Игра «Выберем маршрут прогулки» ( Дается общая карта и маленькая схема маршрутов. Взрослый рассказывает. Куда идем, а дети отыскивают нужную схему) Таблица№1

  1. «Кого встретили в лесу?»(Выставляю алгоритмы животных- волк. заяц, лиса, еж, белка)Таблица№4 Приложение №6

  1. «Отгадай, что лишнее?»(Зачитываю слова, дети на слух определяют, что лишнее- объясняют свой ответ)

а) заяц, волк, лиса, корова, медведь, белка

б)снег, дождь, ветер, гроза, лужа

в)голова, собака, хвост, туловище) 

г) молоко, хлеб, макароны, коробка. сахар

  1. Игровое упражнение в тетради «Дорисуй картинку» ( Таблица №3)

                Занятие №14

Цель:

1.Развивать воображение, умение фантазировать, внимание, память;

2.Упражнять в составлении целого из частей;

3.Упражнять в умении сравнивать, выделять сходство и различие;

4.Развивать логическое мышление;

5.Развивать мелкую моторику рук;

Словарь: постройка, сооружение, части, детали, здание;

Ход занятия:

  1. «Придумай постройку из геометрических фигур»(башня, крепость, ворота, мост и т.д.)
  2. «Сложи квадрат» Таблица№1
  3. «Найди два одинаковых здания» Таблица№2
  4. «Какой постройки не хватает?» Таблица№3

  1. Работа в тетради Таблица№4  «Дорисуй фигуру»

                                         

                                        Занятие №15

Цель:

1.Закрепить знания о видах транспорта;

2. Упражнять в различении погоды по условным значкам(алгоритмам)

3. Закрепить знания о животных леса и их особенностях(место обитания, питание)

4. Развивать зрительное и слуховое внимание.

5. Упражнять в составлении целого по частям;

6.Развивать мелкую моторику мыщц рук;

Ход занятия:

1.Игровое упражнение: «Отгадай, на чем можно путешествовать?»Таблица№1(дети отгадывают закодированные слова)

2. «Определи погоду»( использую алгоритмы) Таблица№2

3. «Отгадай, кого встретили в лесу?» Таблица№4 Приложение 6

4. Игровое упражнение  «Повтори, что запомнил?»( Читаю пары слов, потом повторяю первое слово, а второе дети называют самостоятельно)

Лиса-хвост        еж-иголка

Волк-зубы                                                            медведь-мед

Заяц-уши                                                               мышка-сыр

Собака-хвост                                                      кот-усы

5.Игровое упражнение в тетрадях «Продолжи гирлянду»Таблица№4

( в конце занятия дети закрашивают в определенные цвета . Например: 1,3,5,7-зеленым, 2, 4. 6, 8-красным цветом)

  1. «Составь картинку»

   

                                Занятие№16

Цель:

  1. Закрепить знания о достопримечательностях родного города( Домик Петра, Летний сад, Петропавловская крепость, памятник Петру Первому)
  2. Развивать внимание и память;
  3. Упражнять в разгадывании закодированных слов;

  1. Упражнять в умении составлять более сложные узоры из палочек по образцу;
  2. Развивать умение пользоваться приемами мнемо-техники для лучшего запоминания.

Словарь: узор,  решетка, скульптор,  Фальконе, баснописец , Крылов.

Ход занятия

  1. «Догадайся, чье имя зашифровано»(Таблица№1)
  2. Игра «Повтори, что запомнил?»(дети используют  рисунки-схемы для лучшего запоминания)

Слова:

1.Ваза ,озеро, памятник, аллея, дворец, музей

 2.грусть, радость, горе, счастье, любовь

3.Работа в тетрадях: «Дорисуй узор Решетки Летнего Сада»

4.Работа с палочками «Составь узор по образцу»

                                 Занятие №17

Цель:

1.Упражнять в ориентировке на схеме-карте;

2.Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

3.Упражнять в выделении частного из общего, умение сравнивать и сопоставлять.

4.Развивать мелкую моторику.

Ход занятия

  1. Игра «Лабиринты» ( таблица№1
  2. Игра «Назови лишнее»

А)береза, дуб, ясень, сосна, клен, пень

       Б) узор, ограда, решетка, забор.

      В) река, озеро ,дорога, водоем, море

     Г) река, озеро, дорога, водоем, море

    Д) стул, стол, велосипед, диван, шкаф

  1. Игровое упражнение «Покажи по схеме, где что находится?» Таблица№2

( Дается схема Летнего Сада. Дети по указанию взрослого показывают, где что расположено в Летнем Саду, используя рисунки- схемы)

4. «Дорисуй фигуру» ( Работа в тетрадях)

                                                  Занятие №18

Цель:

1.Развивать память, использовать приемы мнемотехники для запоминания;

2. Учить выполнять графический диктант, ориентироваться на бумаге;

3.Развивать мышление, умение сравнивать, сопоставлять;

4. Развивать фонематический слух.

Ход занятия:

1.Показываю 8 картинок, затем показываю 15 картинок. Где среди всех есть 8 знакомых? Дети должны их называть и показывать.

2. Нарисуем маршрут нашей прогулки. Графический диктант.

3. Игра «Отгадай, где спрятано?» ( карта-схема класса, значком на карте указано, где спрятан предмет. Дети отыскивают спрятанный предмет в классе)

4. Задание в тетради   «Дорисуй четвертую картинку» Таблица№1

                                               Занятие №19

Цель:

  1. Упражнять в умении различать герб нашего города, среди других;

Закрепить знания о соборе Петра Павла и других достопримечательностях города.

2.Упражнять в составлении целого по частям;

3.Продолжать учить расшифровывать закодированные слова;

Словарь: герб. Скипетр, якорь

Ход занятия:

  1. игровое упражнение «Найди сходство и различие между гербами» Таблица№1
  2. «Помоги собрать собор Петра и Павла» (Таблица №2)
  3. «Разгадай зашифрованное слово» (Таблица№3)
  4. В тетрадях «Дорисуй герб города и раскрась его»

                                    Занятие №20

Цель:

1Закрепить знания о зимующих птицах;

2.Продолжать учить ориентировке на бумаге и схеме-карте

3.Упражнять в умении сравнивать, сопоставлять;

4.Развивать зрительную память, внимание;

Словарь: маршрут, перелетные , зимующие;

Ход занятия:

  1. Игровое упражнение «Где спрятался зайчик?»( Таблица№1) ( дети по своим маршрутам определяют по общей карте, где спрятался зайчик?»

      2.Игра «Кто лишний?»

А)  ворона, воробей,  ласточка, голубь

Б) синица, грач, дятел, снегирь

В) голубь, стриж, галка, клест

3.«Догадайся, что не дорисовал художник» ( Таблица№2)

  1. «Нарисуй, где сидели птицы?»
  2. Графический диктант «Маршрут воробья»

                           Занятие№21

Цель:

1.Закрепить знания о родном городе (Адмиралтейство, архитектор

 Захаров)

2. Продолжать учить самостоятельно разгадывать  зашифрованные слова, пользуясь кодом

3.Развивать внимание, умение составлять целое по частям;

4. Развивать логическое  мышление, память. Закрепить умение делать устно вычисления на сложение и вычитание;

5. Развивать мелкую моторику рук;

Словарь: флаг, флагшток, аллегория

Ход занятия:

1.Чтение отрывка знакомого стихотворения  «Маленький кораблик» С.Скаченко. Догадались. Куда мы сегодня отправимся? ( К зданию Адмиралтейства)( ориентировка по схеме-карте)

2. Игровое упражнение «Закодированное слово»( Разгадав слово, узнаем фамилию скульптора) Таблица№1

3.Игра «Собери картинку»( По сигналу дети собирают разрезанную картинку здания Адмиралтейства (Таблица №2)

4.Игровое упражнение «Повтори слово» ( зачитываю пары слов. Потом повторяю слова первого столбика, а дети вспоминают слова второго столбика- ассоциации)

Шпиль – кораблик                                   аллегория- сказка

Скульптуры- богини                                  флаг-  флагшток

Стройка- верфь                                         училище- курсант

5.Главный вход в Адмиралтейство украшают башня с колоннами и шпиль.

А) Узнай, сколько колонн на башне?

Б)узнай, сколько статуй украшает Адмиралтейство?(таблица№4)

В) Сколько улиц идет от Адмиралтейства? ( таблица№5)

5.Работа в тетрадях «Дорисуй Адмиралтейство» ( Таблица №6)

                            Занятие №22

Цель:

1.Развивать слуховое внимание;

2.Продолжать учить анализировать рисунок, сопоставляя, сравнивая его части;

3.Развивать память;

4.Упражнять в ориентировке на карте- схеме;

5.Развивать мелкую моторику рук;

Словарь: скворечник, маршрут, вперед, назад;

 Ход занятия:

  1. Игра «Будь внимателен» ( Читаю 10 слов, потом спрашиваю детей. Сколько было названо животных и какие?)
  1. Слова: шкаф, конфета, волк, лиса, пряник, стол, заяц, диван, медведь
  2. Слон, сорока, окно, книга, ворона, дверь,  замок, воробей, корова, собака( сколько птиц и какие?)
  1. Игровое упражнение «Какого скворечника не хватает
  2. «Продолжи узор»( Дети из геометрических фигур  продолжают узор по образцу) Таблица № 2
  3. «Отыщи, куда спрятался зайка?»Таблица №3

                                 

                    Занятие №23

Цель:

1.Развивать умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

2.Развивать воображение, умение преобразовывать фигуры;

3.Развивать зрительную память, слуховое внимание ;

Словарь :контур, геометрические фигуры, разложить, положение, кладет;

                     

                   

  Ход занятия

  1. Игра «Найди лишнюю»Таблица № 1.
  2. Игра со счетными палочками . Предлагается  фигура из 7 палочек, затем нужно переложить палочки так, чтобы 3 равных треугольника и т. д.
  3. Игра «Сложи узор» ( «Волшебный квадрат» Таблица №2 Дети выкладывают сначала по образцу расчлененному, затем лишь по контуру)
  4. Игра « Быстро сосчитай от 1 до 10» ( Таблица №3.)

5.Игровое упражнение «Запомни и нарисуй»( работа в тетрадях) Таблица №4.            

                               

                               Занятие № 24

Цель:

1.Развивать творческое воображение, смекалку, умение воссоздавать модель по образцу;

2.Развивать зрительное и слуховое внимание, память;

3.Развивать монологическую речь, умение доказывать свой ответ, пользуясь правильно построенными предложениями;

Ход занятия

  1. «Выложи узор» (Ученики выкладывают узор из геометрических фигур)
  2. Игра «Что изменилось?»
  3. Игра «Волшебный квадрат»(Сложи животное по образцу и расскажи о нем)
  4. Работа в тетрадях «Дорисуй предмет»

                           Занятие №25

Цель:

1.Продолжать освоение приемов мнемотехники;

2.Развивать умение  выделять основные признаки предметов; находить предметы с заданными свойствами;

3.Развивать внимание, воображение;

4.Развивать мелкую моторику рук;

5. Развивать грамматически-правильную речь;

Ход занятия

1.Игра  «Запомни цепочку слов»

( Чтобы слова легче запомнить, можно «связать» их с помощью картинок)

Дети рисуют схематичные рисунки на каждое слово. Слова : корабль, кот, мышка, мяч, домик, дверь, клетка, замок, дети, нора, записка.

2.Игра « Кто быстрее соберет гирлянду» Таблица №1 Даю образец, дети должны за 3 минуты собрать гирлянду. У кого она длиннее, тот и выиграл.

3.Игра «Назови, что лишнее?»

          А)окно, дверь, стена, забор, потолок;

           Б)лейка, грабли, дверь, лопата, ведро

 В)клещи, молоток, лампа, пила

   Г)снег, дождь, ветер, дерево, гроза

4. Работа в тетрадях «Угадай и нарисуй» Таблица№2.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к Программе

  коррекционно-развивающих занятий

для развития психических процессов(памяти, внимания, мышления, восприятия ) и развития речи детей младшего школьного возраста.

Мы живем в век еще невиданной в истории человечества научно-технической революции; и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразней и сложней. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления , быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует современное производство. Человеку с творческим складом ума легче сменить профессию, достичь высоких результатов в труде. Ускорение научно-технического прогресса зависит от количества и качества творчески-развитых умов. И перед государством и перед школой, воспитателями, учителями, родителями вырастают задачи чрезвычайной важности :добиваться того. Чтобы каждого из тех, кто сейчас еще молод и только идет в школу, вырастить не только крепкими, здоровыми, но и обязательно ин -нициативными, думающими, способными по творчески подходить к любому делу. К, сожалению, наше современное обучение не всегда еще предлагает развитие творческих способностей, успешное развитие таких психических процессов, как память, мышление,  внимание и воображение. Действительность последних лет (так называемая проблема школьной дезадаптации) буквально заставила психологов осознать, что в основе нарушения памяти, внимания, порой нарушения письма лежит не собственно дефекты этих функций и навыков, а несформированность пространственного гнозиса. Что это такое?

В наших дворах исчезли ролевые игры. А сколько времени  проводят дети у телеэкранов? Если дело доходит до игры, то это скорей всего, какая-нибудь электронная игрушка, или, в лучшем случае. Компьютерная игра. Между тем, никакая электронная игрушка не формирует представление глубины пространства, понятия удаленности предмета в объемном  пространстве. Настоящий учитель знает: хорошо развитое пространственное восприятие и воображениекраеугольныйкаменьпредметногобучения.Действительно:геогра-фия, черчение, физика, настоящий успех в достижении этих разделов школьной программы немыслим без, в достаточной мере, сформированной сферы пространственного гнозиса( т. е. способности познания пространства, ориентации в нем)

 Дети 7-ми лет радостно идут в первый класс. Это объясняется тем, что они от природы любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира . Но проходит немного времени и на лицах появляется разочарование. Потеря интереса к учению ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих детей, предметы становятся недоступными. Чем ученые и психологи объяснят это явление? Слишком рано детей отрывают от игры и сажают за парты для «серьезного изучения»наук .Распространено мнение ,что с помощью игр нельзя ничему обучить. Конечно, не каждая игра

Чему-то учит и что-то развивает. Современные игры и игрушки не всегда в состоянии дать ребенку задачу для ума, длительную, интеллектуальную нагрузку. Их развивающие возможности ограничены: они не побуждают  детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительного напряжения ума. Поэтому  детям необходимы игры нового типа, игры развивающие, моделирующие творческий процесс, способствующие развитию интеллекта. Всех психических процессов. Сущность их в том, что:

  Во-первых, каждая игра представляет набор задач, которые ребенок решает, используя кирпичики, кубики, квадратики, геометрические фигуры;

  Во- вторых, задачи даются в различной форме- в виде модели, плоского рисунка, схемы, устной инструкции;

В-третьих, здания располагаются в порядке возрастания сложности;

В-четвертых, постепенное усложнение игровых задач позволяет ребенку идти вперед в  развитии, самостоятельности и творчеству;

В-пятых, в играх нельзя подсказывать. Строя модель, осуществляя решение, ребенок учится самостоятельно добиваться результата;

В-шестых, решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узор, сооружения из кубиков, составленного слова и т. д.

        В развивающих играх, и это главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения- от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности. Самостоятельно, по по способностям, каждый ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей, именно, благодаря этому, развивающие игры создают своеобразный климат для развития творческих сторон интеллекта. При этом игры развивают разные интеллектуальные качества- внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, пространственное представление и воображение. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как можно быстрее усваивали большой оббьем знаний. Возникает вопрос: «Возможно ли ускоренное познание?» Да, это возможно, но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащих на одной памяти. Известный советский психолог Л.С.Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения, всей активности его собственной мысли»(Выготский Л.С. Собр. Соч.-М.1982 г.Т-2. с.198) Поэтому единственно правильный путь, ведущий к

ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Именно развивающие игры способствуют такому развитию.

    В своей работе я уже несколько лет использую развивающие игры и игровые упражнения. Время показало, что эти игры действительно носят развивающую направленность. Они способствуют развитию интереса к познанию, игры учат сравнивать, анализировать, воссоздавать, моделировать, легче и быстрей осваивать пространственно-временные отношения, геометрические формы, осваивать алгоритмы. Начинала работу с самыми маленькими воспитанниками школы-интерната- детьми 7 лет.

      В начале года была проведена большая работа по обследованию уровня развития у детей всех психических процессов, в том числе и речи. Для обследования детей были использованы тесты психолога Чередниковой Т.В.

Так, например, чтобы выявить уровень развития восприятия у детей своего класса я использовала следующие тесты: «Найди квадраты», «Овощи-фрукты», «Дорисуй фигуру», «Восприятие чернильных пятен Росшаха», «Многозначные рисунки»(Приложение№1).На внимание использовала следующие тесты: «Тест переплетенных линий», «Тест Кюсси», «Поиск образцов», использовала рисунки, где есть небольшие различия «Чем похожи», «Лабиринты»,графические диктанты (Приложение№2)На выявление уровня развития памяти я использовала следующие тесты: «Узнавание фигуры», «Сложи такую же фигуру», «9 геометрических фигур», «Сложи фигуры»(школа памяти Векслера), пиктограммы, «10 слов» и др.(приложение№3).Для выявления уровня развития мышления использовала следующие тесты: «Тест объединения форм Торндайка», «Тест разъединения фигур на части», «Сложи узор», «фигуры из палочек», «Составь квадрат», «Четвертый лишний», «Чего не хватает?», «Что не првильно?»(Приложение№4), «Последовательность событий», «Сохранение количества»

          В результате обследования и проведенного тестирования, было выявлено следующее:
        -все дети, поступившие в 1 класс, имеют диагноз: общее недоразвитие речи;

            - трое детей имеют задержку психического развития.

Тесты на восприятие показали, что у всех поступивших детей низкий уровень слухового и зрительного восприятия. Дети слабо выделяют нужные формы среди других, не все знают и различают цвета, не могут выделить звуки на слух.

Тесты н внимание показали также низкий уровень развития у детей как произвольного, так и непроизвольного внимания. Кроме того было выяснено, что внимание у большинства детей неустойчивое, дети медленно переключаются с одного вид деятельности на другой, не умеют распределять внимание. Объем внимания невелик.

     Тесты на развитие памяти показали, что у детей слабо развиты все виды памяти (наглядно-действенная и словесно-логическая). Память кратковременная (дети быстро все забывают)

      Тесты на мышление показали, что у детей слабо развито образно-логическое, наглядно-действенное и сенсорное мышление. Дети слабо умеют анализировать формы, пропорции, части. С трудом устанавливают взаимо-зависимости, не умеют делать простейшие умозаключения.

 На основе данных, полученных в результате обследования, наметила задачи на будущее:

1.Учить детей овладевать техникой восприятия(научить смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много деталей)

2.Учить сравнивать сходные предметы (находить различия и сходства между предметами)

3.Учить точности различия, правильному называнию геометрических фигур, форм предметов и цвета)

4.Продолжая развивать наглядно-образную память, особое значение уделить словесно-логической памяти (учить правильно организовывать процесс запоминания, сознательно управлять своей памятью, учить рассуждать)

5.Продолжать развивать произвольное внимание используя мотивацию, доступную мотивацию, доступную пониманию младшему школьнику .Повышать уровень внимания. Развивать такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, увеличивать оббьем внимания.

6.Развивать образное и логическое мышление, учить устанавливать связи знаков, символов, отношений между числами

7.Развивать стремление к творчеству

На основе поставленных задач разработала Программу работы на год по развивающим играм.(Приложение№5)

При разработке ее были учтены следующие моменты:

- от простого к сложному;

- использование игровой формы, по мере возможности;

- не утомлять детей;

- верить в успех каждого;

- самостоятельность;

Все задания, упражнения, логические задачи в своей совокупности и определения последовательности обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи. Игровые задачи чаще всего стараюсь объединить в единый интересный сюжет. Что вызывает у детей повышенный интерес и активность. Занятия провожу 1 раз в году, продолжительностью 20-25 минут. Чтобы заинтересовать детей работать активно, использую поощрения9жетоны)

В конце занятия дети получают «призы». Не всегда дети проявляют  одинаковую активность. Старюсь активизировать пассивных детей, даю возможность высказать свою точку зрения, одобряю застенчивых.

 Все занятия включенные в «Программу», способствуют всестороннему развитию детей. Так, например, развивающие игры незаменимы при ознакомлении школьников с окружающим миром, природой( Приложение №6,7.8)

Используя алгоритмы, дети описывают животных, птиц, растения по их особым признакам. Учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять те или другие признаки в животном и растительном мире.

 На основе игр «Какое время года я загадала?», «Какая погода?» дети лучше усваивают времена года и их особенности. Широко использую в работе такие игры, как «Кто лишний?», «Что не дорисовал художник?», «Кто чем питается?», «У кого кто?», «Скажи по-другому», «Необычный зверь» и т.д.Все эти игры способствуют и развитию речи детей. Дети упражняются в согласовании существительных с прилагательными в единственном числе и множественном числе, изменять по родам , развивают фонематический слух. Дети учатся общаться друг с другом- развивается диалогическая речь. При ознакомлении детей с художественной литературой, с устным народным творчеством, также использую игровые упражнения и игры (Приложение№9)Дети с удовольствием отгадывают загадки. Придумываем вместе краткие рисунки-схемы к русским народным сказкам, а потом самостоятельно. Используя схемы, придумываем свои сказки, развивая воображение, речь и мышление. Широко использую мнематические приемы, пиктограммы при заучивании чистоговорок, потешек и поговорок .Детям это нравится и процесс заучивания поговорок становится более быстрым и легким. Очень большую помощь оказывают развивающие игры при ознакомлении детей с родным городом Санкт- Петербургом. Прекрасные здания, мосты, улицы, музеи -могут быть не только источником нравственного и эстетического воспитания, но и предполагают интеллектуальное развитие. Вместе с детьми составляем маршруты своих экскурсий, используя схемы и алгоритмы, учу детей ориентироваться на карте, используя значки- символы.Дети с удовольствием составляют разрезные картинки, отгадывают силуэты знакомых архитектурных сооружений, учимся решать кроссворды, используя решение простейших примеров на сложение и вычитание. После экскурсии в Петропавловскую крепость, дети рисовали по памяти собор Петра и Павла, собирали его из разрезанных частей, отгадывали кроссворды с именами архитекторов, строивших собор. Зарисовывали маршруты экскурсии. Используя рисунки-символы.

 Посетив Летний сад , дети на схеме-карте узнавали знакомые места -Памятник И.А.Крылову, Лебяжью канавку, Летний дворец Петра Первого, скульптуры и т. д. С большим желанием рисовали решетку Летнего сада по памяти. В развивающих играх, таких, как «Что лишнее?», «Что не так?», «Найди ошибку», «Путешествие по городу»,  «Мой город», дети с удовольствием принимают участие.

Большая роль отводится развивающим играм при развитии математических представлений. Именно через такие игровые упражнения как «Который по счету?», «Где больше?», «Хватит ли всем?» «Сколько зверей?» и т. д.закрепляли с детьми порядковый количественный счет. Учу ориентироваться на бумаге, используя для этого различные виды игр, типа «Ходы муравья», «Хоккей», «Где прячется зайка?», узоры по клеточкам по образцу и словесному указанию. В таких играх, как  «Сложи по образцу», «Сделай, как у меня», «придумай узор из геометрических фигур», «Кубики», «Волшебное яйцо» и т.д.,  учатся сравнивать геометрические фигуры, выделять их среди других, составлять из них разнообразные предметы(дом, пароход, ракета, животные и т. д.)Для развития ориентировки в пространстве использую игры «Найди где спрятано?»(детям дается подсказка, где искать) «Наш класс»

С большим интересом дети составляют узоры и предметы, выполняя сначала задания по образцу,   потом по словесному  указании,  затем самостоятельно. Придумывают что-то свое, развивая творчество и фантазию

 Но проводимые занятия, это лишь одна из форм работы с детьми с использованием развивающих игр. Немаловажную роль занимает и самостоятельная игровая деятельность детей в специально организованной среде. В свободном пользовании детей занимательные игры и игровой материал, пособия , такие, как «Листики», «Колумбовое яйцо», «Перекати поле», «шашки», «Собери квадрат», «Лабиринты»,  «Где спрятался».. и т. д. Дети ежедневно играют в эти игры с удовольствием в свободное время .Стремятся достичь высоких результатов, а именно- сложить самостоятельно сложить узор, выйти из «лабиринта» без подсказки, отыскать путь по схеме-карте. Любят игры соревновательного характера. Все это стимулирует познавательную деятельность детей. Именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает задачу, целенаправленно решает ее, выбирая пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и взрослыми, высказывается по поводу игровых действий, следовательно, развивает речь. Именно в свободной деятельности ребенок располагает временем для освоения новых игровых действий, самостоятелен в преодолении трудностей. В свободное время большое внимание уделяю индивидуальной работе с более слабыми учениками, стараюсь направить процесс познания у ребенка в правильное русло, включаясь в игру, где это необходимо. Обсуждаем с детьми, какие игры были интересными. Как их сделать еще лучше, развиваю фантазию, умение общаться друг с другом. Более сильным учащимся предлагаю более сложные варианты игр. Детям, которые не справляются с зданиями- наоборот, упрощенные варианты .В работе с нашими детьми очень важно учитывать особенности психики. Самоуверенных детей учу критически оценивать свои ответы, а застенчивых , робких, стараюсь подбодрить.

         В результате проводимой работы можно уже наблюдать, как у детей вырос интерес к развивающим играм. Дети с большим желанием после уроков, на переменках и в вечернее время активно включаются в игры самостоятельно, парами, а иногда и всем классом. Особенно любят такие игры , как «Сложи узор», «Мозаика», «Лабиринты», «»Раз два три…», «Шашки», «Дорисуй фигуру», «Кляксы».Наблюдения показывают, что дети с каждым разом все быстрее и легче выполняют задания, просят, чтобы задания были потруднее. Очень радуются правильно выполненному заданию. Хочется отметить, что дети стали более внимательны, лучше запоминают словесные указания , чем это было вначале года. Самостоятельно для запоминания используют краткие, условные обозначения, зарисовки( пиктограммы)при заучивании стихов, чистоговорок, потешек. Наблюдаются успехи в освоении геометрических фигур- все дети хорошо уже усвоили название фигур, зрительно выделяют их среди других, следовательно идет процесс развития внимания. Дети лучше стали ориентироваться на бумаге и в пространстве. Почти все научились различать правую и левую руки. Большинство детей научились сравнивать два предмета, выделяя черты сходства и различия, пытаются делать простейшие умозаключения. Наблюдаются улучшения в развитии слухового внимания-дети лучше стали слышать звуки, выделять их в словах, развивается фонематический слух. Внимание становится более устойчивым. Дети пытаются фантазировать. Придумывать сказки, рассказы, вступают в диалог друг с другом, а не  ограничиваются отдельными фразами, как это было вначале первого класса

 Итак, подводя итоги, хочется отметить, что в дальнейшем используя в работе развивающие игры и упражнения, я. надеюсь, сумею помочь детям в дальней- шем  развитии у них памяти, внимания, мышления, что так важно и необходимо им для дальнейшей учебы и жизни.

Список литературы.

1. Никитин в.П. «Ступени творчества и развивающие  игры» М.,Просвещение,1990г.

2.СтоляроваА.Л. «Давайте поиграем»М.,Прсвещение,1991г.

3.Синицына Е «Умные сказки»М., «Лист»,1997г.

4.Генденштейн Л. И МалышеваЕ. «Энциклопедия развивающих игр»(Арифметические игры для детей 6-7 лет)

5.Михайлова Е.А. «Игровые задачи для дошкольников»С-Пб 1996г.

6.Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей у детей» Ярославль, «Академия развития»,1996г.

7. «Давай поиграем в слова».М. «Новая школа» 1997г.

8.Чередникова Т.В. «Тесты для подготовки и отбора детей в школу».С-Пб «Строй лес печать», 1998г.

9.Коноваленко С.П. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет», М.Тендем, 1998 г.

10.Винокурова Н «Магия интеллекта» или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых», М.  «Просвещение», 1994г.

11. «Чего на свете не бывает», под редакцией Дьяченко О.М., М. «Просвещение», 1991 г.

12. Каменская В.Г. «Готов ли ваш ребенок к школе?»,С-Пб. «Акцидент», 1996 г.

13.Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.

14. Синицина Е.В.  «умные слова», М., «Лист», 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)

Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно - развивающего курса "Уроки психологического развития" 3 класс (индивидуальное обучение на дому)

Данная психолого - педагогическая программа разработана и направлена для детей по оказанию комплексной помощи...

Примерное перспективное планирование игр для занятий по развитию психических процессов

Примерное перспективное планирование игр для занятийпо развитию психических процессов...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...