Главные вкладки

    Проектная исследовательская деятельность учащихся
    статья по теме

    Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектная исследовательская деятельность учащихся

    Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

    Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

    1 этап в формировании культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта - урок-исследование. Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя (таблица 2, таблица 3).

    2 этап - урок-проект ( таблица 4). Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

    Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

    Таблица 1

    Типология проектов


     исследовательские



     Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.



     творческие



     Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм )



     игровые



     Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.



     информационные



     Направлен на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.



     практико-ориентированные



    Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.




    Таблица 2

    Модель исследовательской деятельности учащихся

    1. Постановка проблемы.

    2. Прояснение неясных вопросов.

    3. Формулирование гипотезы исследования.

    4. Планирование учебных действий.

    5. Сбор данных.

    6. Анализ и синтез данных.

    7. Подготовка сообщений.

    8. Выступление с сообщениями.

    9. Ответы на вопросы, корректировка.

    11. Самооценка.

    Таблица 3

    Педагогическая деятельность учителя


    1. Целеполагание.



    2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).



    3. Моделирование учебного процесса:



    а) осмысление способов, приемов, средств мотивации;



    б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;



    в) организация процесса рефлексии.



    4. Анализ процесса учителем.


    Таблица 4

     Учебный проект как технология


     Основная ценность проекта – общий конечный результат



    Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.



    Мотивация:



    1) определение цели проекта и этапов достижения цели;



    2) распределение ролей и планирование работы.



    Этапы работы:



    1. Сбор информации.



    2. Обсуждение данных, систематизация.



    3. Выдвижение гипотезы.



    4.моделей (макеты, сценарии).



    5. Выбор способа  представления результатов.



    6. Распределение ролей для защиты.



    7. Защита ( презентация).



    8. Коллективное обсуждение защиты, оценка.



    Лист планирования самостоятельной деятельности

    учащихся (индивидуально или в группе) по проекту

    Имя (имена): ________________________________________________________________

    Тема проекта: _______________________________________________________________

    Основополагающий вопрос: ___________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Проблемный вопрос: __________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Сформулировав план исследования вам необходимо коротко наметить процедуру защиты, представления отчета о проведенном исследовании. Фактически, презентация исследования – это сжатое представление хода его проведения с акцентом на основных этапах:

    1. Описание автора/группы авторов исследования
    2. Формулировка проблемного вопроса
    3. Формулировка гипотезы
    4. План проведения исследования с указанием методов исследования (эксперимент, сравнение, наблюдение и т.д.)
    5. Различные объекты, подтверждающие проведенное исследование (фото, видео, таблицы, диаграммы, тексты опросов, цитаты и т.д.)
    6. Сформулированный вывод, соответствующий гипотезе и проблемному вопросу
    7. Предположения о новых проблемных вопросах, или о путях исправления проблемной ситуации (в зависимости от результата исследования)
    8. Список ресурсов, использованных при проведении исследования

    Для презентации исследования можно выбрать различные технологии, которые вы рассмотрите на следующем этапе.

    3 этап Выбор информационных технологий для помощи в проведении и в представлении результатов исследования учащихся

    В соответствии с разработанным на предыдущем этапе планом проведения и презентации исследования вам необходимо определиться какие информационные технологии целесообразно использовать вашим учащимся.

    При совершении выбора:

    1. вспомните, какими навыками работы на компьютере обладают учащиеся того возраста, на который рассчитан ваш проект.
    2. подумайте насколько предполагаемые школьники в состоянии освоить новые технологии при наличии инструкций или самостоятельно.
    3. вспомните, какие компетентности вы планировали развивать у ваших школьников входе выполнения проекта и не забудьте о необходимости организации коллективной деятельности школьников

    Представить рабочие материалы исследования и презентовать его результаты можно, применяя пакет стандартных офисных приложений и различные социальные сервисы.

    Приложения и сервисы имеют разные возможности визуализации:

    Текстовый редактор – разработка схем и рисунков, создание составных документов, объединяющих в себе объекты других приложений;

    Табличный редактор (электронные таблицы) – организация расчетов с использованием формул или встроенных пакетов обработки данных, построение диаграмм;

    Презентация – последовательное представление хода своего исследования, данных экспериментов, опытов, опросов и т.д. Представление динамики процессов и явлений с использованием анимации.

    Информационный ресурс в сети Интернет – представление хода и результатов своего исследования в виде текстов, медиафайлов, графиков, рисунков, таблиц, а так же гиперссылок на файлы, относящиеся к исследованию, находящиеся для загрузки на разных серверах в сети и гиперссылок на ресурсы по теме исследования. Может служить основой для формирования сообщества, интересующегося данной темой и для обмена информацией по теме исследования.

    Задание:

    Обсудите в микрогруппе какие средства целесообразно применять на каждом из этапов исследования и зафиксируйте свои мысли (при помощи технологии, принятой в вашей группе). В данной таблице выбирайте только те этапы, которые вы запланировали в вашем исследовании

    этапа

    Этап исследования

    Выбранная технология

    Рекомендуемые технологии

    обсуждение и выдвижение гипотезы

    1. блог
    2. форум
    3. вики-статья или ее обсуждение
    4. документ гугл
    5. текстовый редактор

    планирование деятельности группы по исследованию

    1. календарь гугл
    2. вики-статья
    3. текстовый редактор
    4. электронная таблица
    5. презентация

    поиск ресурсов для проведения исследования и его аннотирование

    1. список закладок на сайты Интернет (БобрДобр)
    2. вики-статья
    3. текстовый редактор

    фиксация результатов эксперимента

    1. фотосервис Интернет
    2. видеосервис Интернет
    3. вики-статья
    4. презентация

    анализ результатов эксперимента, наблюдений, сравнений, опросов и т.д. и виде диаграмм, таблиц, графов

    1. электронная таблица
    2. презентация
    3. вики-статья
    4. таблицы Гугл
    5. графвиз или другие инструменты визуализации

    инструменты для проведения исследования

    1. опросы через блоги, форумы
    2. геосервисы Интернет
    3. исследование связей между объектами, расположенными в Интернет
    4. поисковые системы

    презентация результатов исследования

    1. презентация
    2. вики-статья
    3. группы гугл
    4. классический веб-сайт
    5. видеосервис

    1. Результат выполнения модуля:
    1. Составлен план проведения исследования учащегося в проекте
    2. Выбраны информационно-коммуникационные технологии, которые помогут провести и презентовать исследование школьника

    Где можно больше узнать об организации исследовательской деятельности школьников? 

    1. Леонтович А.В. Организация исследовательской деятельности школьников
    2. Климович Л.А., Учитель и самостоятельные учебные исследования учащихся, Сургутский государственный педагогический университет
    3. Калачихина О.Д. Примерный состав индивидуального плана выполнения исследовательской работы учащегося
    4. Белова И.И., Гетманцева С.М., Гребенникова Ю.Н., Гущина О.А. Рекомендации к содержанию и оформлению учебно-исследовательских работ

    1. Рекомендуемые дополнительные информационные ресурсы
    1. www.researcher.ru – интернет-портал Исследовательской Деятельности Учащихся.
    2. www.issl.dnttm.ru - журнал «» адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях и формах организации образовательной деятельности
    3. http://www.astronet.ru - астрономический портал
    4. http://vivovoco.astronet.ru - сайт VIVOS VOCO! – Зову живых! - является некоммерческой образовательной библиотекой, в которой читатели могут бесплатно пользоваться электронными версиями материалов при соблюдении всех прав и ограничений, оговоренных российским законодательством
    5. http://kids.genebee.msu.su – «Ученые детям!»
    6. http://www.ecosystema.ru - сайт посвящен проблемам полевой биологии, экологии, географии и экологического образования школьников в природе
    7. http://www.c-s-r.ru/rusinfo/glavnaya.htm - все о России
    8. http://maxpj.ru/ - все о странах мира
    9. http://www.geo2000.nm.ru/ - географический портал
    10. http://www.ssu.samara.ru/~nauka/ - путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников
    11. http://www.rc.nsu.ru/ - научная лаборатория школьников
    12. http://elementy.ru/ - популярный сайт о фундаментальной науке

    По материалам Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»

    Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогиче...

    Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

    В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

    Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

    Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

    статья Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

    Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности...

    Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике (внеурочная деятельность)

    Тьюторское сопровождение проектно-исследовательскойдеятельности  учащихся по физике (внеурочная деятельность)...

    Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

    В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....