Дополнительная образовательная программа "Где работать мне потом?"
методическая разработка (9 класс) по теме

Перова Елена Тимофеевна

Профессиональная ориентация школьников с использованием проектной методики и Интернет-технологий.

Для обучающихся 14-16 лет, рассчитанная на 1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Больше-Ломовисская средняя общеобразовательная школа

Пичаевского района Тамбовской области

Утверждена

на заседании методического совета

Больше-Ломовисской средней

общеобразовательной школы

Протокол № 5 от «30» апреля 2008 года

Директор школы_______________________Киселёв О. В.

Дополнительная образовательная программа

«Где работать мне потом?»

(Профессиональная ориентация школьников с использованием проектной методики и Интернет-технологий)

(Для обучающихся 14-16 лет, рассчитанная на 1 год обучения)

Автор: Перова Елена Тимофеевна,

учитель географии и биологии

 первой квалификационной категории

с. Большой Ломовис

2008 год

1. Пояснительная записка

В современном, стремительно изменяющемся мире трудно сделать успешную карьеру. Для этого необходимо как можно раньше научить учащихся умению ориентироваться в мире профессий. Научить их как можно раньше умению определять свои возможности и способности. Научить их определять свои преимущества и цели, составлять карьерный портфолио. Использование элементов проектной методики позволяет перейти от традиционной установки формирования «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Учащиеся совместно решают задачи и представляют результат своей работы, Это предоставляет возможность самореализации и результативного обучения всем ученикам. Весь процесс обучения концентрируется на том, что делает ученик. Программа основана, на стратегии интеграции обучения навыкам информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательный процесс. Программа позволяет развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникативных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Учащиеся самостоятельно выбирают технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы. Учащиеся создают цифровую информацию для эффективного общения, используют технические средства для облегчения работы с аудиторией.

Обучение по программе основывается на активном участии каждого ученика, обеспечивающем его развитие и позволяющем ему применять приобретённые знания, умения и навыки. Учащиеся используют знания из различных дисциплин, выполняют задания, подразумевающие взаимосвязь разных предметов. Программа стимулирует учеников к решению сложных реальных задач, Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию. Право выбора наряду с возможностями самим контролировать процесс повышает мотивацию обучения. Ученики усваивают информацию и проявляют знания так же, как это делают взрослые. Создаются условия для овладения детьми определённой совокупности умений и способов деятельности. У учащихся развиваются компетентности в области поиска и анализа информации, формируются навыки на уровне практического применения. Обучение по программе создаёт предпосылки для сотрудничества как между учениками, так и между учениками и преподавателем. Учащийся, имеющий проблемы в обучении, может быть успешен в рамках работы по этой программе, что положительно сказывается на его самооценке и повышает мотивацию к обучению. Направленность программы - социально-педагогическая. Уровень реализации - основное образование. Уровень освоения профессионально-ориентированный. Способы освоения содержания - репродуктивный и креативный. Программа модифицированная.

В рамках программы учащимся предоставляются возможности:

  1. использования   программы   Microsoft   Word   для   создания   и   форматирования
    документов;
  2. создания информационных бюллетеней;
  3. сбора,  анализа и управления данными  для анализа результатов  в  программе Microsoft Excel;
  4. поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных благодаря работе в
    сети Интернет и с другими источниками информации;
  5. создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика,
    анимация с помощью программы Microsoft PowerPoint;
  6. использования   приложения   Microsoft  Access  для   создания   базы   данных  для
    хранения, организации и сортировки важной информации;
  7. делового общения при совместном решении вопросов.

Цели программы: развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление; развивать умения адаптироваться к будущей взрослой жизни; научить использовать информационные технологии как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека; способствовать практико-ориентированному обучению.

Задачи:        

Воспитательные: формировать ответственность за свою работу, умения работать в коллективе, прививать кавыки публичного выступления, развивать эстетический вкус; научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Образовательные: сочетать общее развитие с обучением правильному подходу к выбору профессии; создать условия для профессионального самоопределения и творческой самореализации личности каждого учащегося; научить пользоваться современными информационными технологиями на основе коммуникативной и исследовательской деятельности для решения вопросов выбора профессии.

Развивающие: развивать умения поиска, сбора, анализа и систематизации информации, полученной при работе с сетью Интернет и с другими источниками информации, умения делового общения при совместном решении вопросов, способствовать социализации школьников; формировать у учащихся критическое отношение к полученной информации, научить проверять её достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников.

Программа ориентирована на обучающихся 14-16 лет с учетом их психологического и физического развития. Методика работы предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью сложности.

Данная программа рассчитана на один год обучения. Объём программы 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа).

Число обучающихся по данной образовательной программе не менее 15 человек. Состав - постоянный. Набор детей - свободный.

Место проведения занятий - школа.

Формы работы: кружковые занятия, индивидуальные беседы педагога, ролевые игры, презентации.

Предполагаемые результаты обучения

В результате освоения данной программы обучающиеся в конце года

должны знать:

  1. как определить профессиональную предрасположенность;
  2. какие существуют группы профессий;
  3. как подготовиться к собеседованию;
  4. как добиться успешной карьеры:
  5. спектр предлагаемых обществом престижных профессий в России и в Тамбовской
    области;
  6. возможности приобретения необходимых профессиональных навыков в России и в
    Тамбовской области.

должны уметь:

  1. использовать информационные технологии для решения практических задач;
  2. находить, анализировать и синтезировать информацию;
  3. формулировать цели карьеры и определять интересующие профессии;
  4. изучать интересные профессии;
  5. эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в чётком виде с визуальным сопровождением;
  6. составить резюме для приёма на работу;
  7. составить   и  подготовить  портфолио   собственной   карьеры  в   электронном   и
    бумажном вариантах;
  8. создать презентацию.

Критерии оценки результатов обучения:

Подготовка портфолио — портфеля индивидуальных достижений учащихся.

Критерии оценки результатов

Резюме

    Шкала оценок:

             1 - не отвечает критерию;

2 - частично отвечает критерию;

3 - в основном отвечает критерию;

4 - полностью отвечает критерию или превосходит его.

Критерии:

            1.        Резюме содержит чёткие цели поиска работы.
                 1  2   3   4

               2.        Резюме   отражает   профессиональные   умения   и   биографические   данные,
           необходимые работодателю.

1  2   3   4

3.        В резюме отражена деятельность учащегося за период обучения.
1   2   3   4

4.        В резюме указана основная трудовая деятельность или опыт, который приобрёл
учащийся и который может быть полезен работодателю.

1  2  3  4

5.        В резюме включена информация о курсах повышения квалификации, названия
учебных заведений, времени обучения и полученной степени (специальности).

1   2   3   4

6.        В  резюме  указаны  достижения   (если  таковые  имеются)   и/или  интересы,
увлечения, хобби.

     1   234

7.        Резюме содержит актуальную контактную информацию соискателя,
1  2  3 4

8.        Резюме должным образом отформатировано для лучшего восприятия читателем
(в   том   числе   продуман   тип   и   размер   шрифта,   использование   таблиц   и
представления текста в виде колонок).

12   3   4

9.        Резюме не содержит орфографических и грамматических ошибок,
12   3   4

Подсчитывается общая сумма баллов и формулируются  примечания.

Презентация

      Шкала оценок:

- не отвечает критерию:

- частично отвечает критерию

- в основном отвечает критерию;

- полностью отвечает критерию или превосходит его.

Критерии:

1.        Определена будущая профессия.

1  2   3   4

2.        Представлена оценка интереса к профессии в соответствии с методом Биркмена
(цветовой код).

1  2   3   4

3.        Представлена оценка интереса к профессии в соответствии с кодом RIASEC.

1  2   3   4

4.        Глубокое изучение правильности выбора профессии содержит все необходимые
элементы (3-4 слайда).

1  2   3   4

5.        Оценена   необходимость   обучения   в   образовательных   учреждениях   для
получения выбранной профессии.

1  2   3   4

От двух до четырёх слайдов показывают разделы профессионального резюме.
1  2   3   4

Присутствуют гиперссылки на реальные резюме.
1  2   3   4

8.        Полное  слайд-шоу  имеет соответствующий  фон,  цвет,  различные  размеры
шрифтов, анимацию, отсутствуют орфографические и грамматические ошибки.

1  2   3   4

9.        Презентация демонстрирует осведомлённость автора во всех областях проекта.
1  2   3   4

10.        Учащийся говорит громко, чётко объясняет содержание слайда, поддерживает
зрительный контакт с аудиторией.

1  2   3   4

        Подсчитывается общая сумма баллов и формулируются примечания.                  

Информационный бюллетень        

Шкала оценок        

- не отвечает критерию;        

- частично отвечает критерию:        

- в основном отвечает критерию;

- полностью отвечает критерию или превосходит его.
Критерии:

1.        Информационный бюллетень  содержит идентифицирующие  сведения об издании,
каждая статья имеет заголовки и строку с указанием имени автора.

1  2   3   4

2.        Информационный бюллетень имеет хорошо организованную структуру колонок. Он
сделан аккуратно, профессионально, удобен для чтения (без лишних пустых мест) и
отличается внешней привлекательностью.

1  2   3   4

3.        Содержимое   информационного   бюллетеня   отличается   точностью   и   полнотой.
Выдержан необходимый стиль письма. Все ссылки и цитаты правильно оформлены,
изучены и записаны.

1  2   3   4

4.        Отсутствуют орфографические и грамматические ошибки,

1   2   3   4

5.        Графика (в том числе картинки и изображения) правильно подобрана, и размещена, а также соответствует содержанию.

1 2   3   4

6.   Информационный   бюллетень   соответствует   всем   требованиям   и   необходимым элементам проекта.

1  2   3   4

Подсчитываете я общая сумма баллов и формулируются примечания

Итог работы:

Презентация «Почему я выбираю эту профессию?»

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1.

Вводное занятие. Шаг во взрослую жизнь.

2

2

0

2.

Тема 1. Создание документа Microsoft Word XP.

4

2

2

3.

Тема 2. Навигация по  веб-сайтам.

4

0

4

4.

Тема 3. Создание документа Microsoft Excel.

4

0

4

5.

Тема 4. Создание документа Microsoft PowerPoint.

4

2

2

6.

Тема 5. Оценка профессиональной

предрасположенности.

4

1

3

7.

Тема 6. Группы профессий.

4

1

3

8.

Тема 7. Детальное изучение профессии.

4

2

2

9.

Тема 8. Подготовка к получению профессии.

4

2

2

10.

Тема 9. Краткое введение в  профессию.

4

1

3

11.

Тема 10. Что такое «резюме».

4

1

3

12.

Тема 11. Собеседование.

4

1

3

13.

Тема 12. Создание презентации портфолио профессии. Обзор профессий.

4

1

3

14.

Тема 13. Создание рекламного буклета.

4

1

3

15.

Тема 14. Выпуск информационного бюллетеня.

4

1

3

16.

Тема 15. Создание сайта.

4

1

3

17.

Тема 16. Защита своей профессии.

4

1

3

18.

Тема 17. Занятия по рефлексии.

2

1

1

19.

Тема 18. Создание школьной справочной службы.

4

2

2

Итого:

72

23

49

Содержание изучаемого курса

Вводное занятие. Шаг во взрослую жизнь. (2 часа)

Теоретическая часть: Адаптация в будущей взрослой жизни. Знакомство с образовательной программой, её целями и задачами. Сущность метода проектов. Материальное обеспечение программы.

Тема 1. Создание документа Microsoft Word XP (4 часа)

Теоретическая часть: Создание документа Microsoft Word XP. Настройка панелей инструментов. Управление видом документа. Выбор типа и размера шрифта. Выравнивание полей документа. Составление и форматирование документа.  Просмотр, исправления и замечания. Использование шаблонов. Создание заготовки макета документа. Создание макета документа. Создание и добавление колонок и графики. Создание элементов WordArt  и других изображений. Рецензирование и редактирование текста. Редактирование картинок и форматирование их для вставки. Сохранение документа.

Практические работы: №1. Управление видом документа. Сохранение документа. Включение режима рецензирования. Создание нового документа Microsoft Word XP.  Вставка логотипа с помощью вставки рисунков. №2 Создание макета документа.

Формы работы: беседа учителя, индивидуальная работа со сканером и компьютером. Оборудование: компьютер, сканер.

Тема 2. Навигация по веб-сайтам.  (4 часа)

Теоретическая часть: Знакомство с помощью Internet Explorer с сайтами, необходимыми для работы по программе.

Практические работы: № 3-4. Знакомство с помощью Internet Explorer с сайтами:

  1. http://www.urc.ac.ru/abiturient/PsyTest/testl.html
  1. http://rodn-i-k/narod/ru/tipologia_pr/klassif_prof.htm
  2. http:/www/rabota-enisey/ru/youth/youth-003/youth-003-6
  3. http://www.exist/h1/ru/test/holland.htm
  4. http://www.prof/labor/ru/metod/index.htmi
  5. http: //www. аса reer.ru/professions/abc_professiоns.htm
  6. http://partner.donetsk.dn.ua/news_681.html
  7. http:headhunter.ru
  8. http://www.vakansia.ruindex.php?act=zarpl
  9. http:www.acareer.ru/h_schools/php
  10. http://www.jobkist.ru/mpb/salstat.pl
  11. http ://www.mmcc.ru/sprprof.php
  12. http://www.mmcc.ru/list_vuz.php
  13. http://www.sibconsulting.ru/hr/professions.php
  14. http://abitur.nika.ru/
  15. http://www.abituru.ru/mdex.php?razdel=umvers&dokument=sitelist
  16. http: //www. become. ru/special_edu kacion
  17. http://www.become.ru/higher_edukation
  18. http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?unit=15/ptu2
  19. http://www.edunews.ru/cgi/mainpage.cgi?supdiv=sprav
  20. http://www.ht.ru/prof/ratng/ratng03.html
  21. http://rabota-v-rostove.ru/help/help_3_2.html
  22. http://www.prof.iabor.ru/metod/index.html
  23. http://oub.ru/personal/career/artikles/page1_3.html
  24. http://www.vde.infobus.ru/addres1.html
  25. http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=psih199940

 № 5-6. Создание папки для материалов: справочной информации и графических изображений (картинок, фотографий, иллюстраций, изображений и т. д.).

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми практических заданий.

Оборудование: компьютер, подключённый к Интернету.

Тема 3. Создание документа Microsoft Excel. (4 часа)

Теоретическая часть: Создание, редактирование и сохранение таблиц Microsoft Excel. Форматирование текста и ячеек. Создание и перемещение листов в таблице. Импорт графики в Microsoft Word, Publisher.  Использование функции автозаполнения. Табличные вычисления.  Компьютерные вычисления. Вставка диаграмм.

Практические работы: № 7-8 Создание электронных таблиц Microsoft Excel. Табличные вычисления. № 9-10 Вставка  и построение диаграмм.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми практических заданий.

Оборудование: компьютер.

Тема 4. Создание документа Microsoft PowerPoint. (4 часа)

Теоретическая часть: Убедительная презентация. Гиперссылка. Вставка изображений. Использование Word Art. Оформление слайдов. Настройка анимации. Настройка смены слайдов.

Практические работы: № 11 Создание документа Microsoft PowerPoint. Гиперссылка на документ  Word  и таблицу Microsoft Excel. № 12 Вставка  изображений. Оформление слайдов. Настройка анимации. Настройка смены слайдов.

Формы работы:  индивидуальная беседа педагога,  выполнение детьми  практических заданий.

Оборудование: компьютер, сканер.

Тема 5. Оценка профессиональной предрасположенности. (4 часа)

Теоретическая часть: Карьера. Карьерный интерес. Оценка собственного карьерного интереса.   Метод   Биркмена.   Выявление   профессиональной   предрасположенности   с помощью   дифференциально-диагностического   опросника   (ДДО).   Теория   Холланда. «Идеальная» работа.

Практические работы: № 13 Определение цветов по Биркмену. Заполнение опросника для определения профессиональной предрасположенности.  № 14 Определение своих профессиональных характеристик. № 15 Исследование характеристик групп с помощью Интернета. № 16 Определение «идеальной» работы.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми практических заданий.

Оборудование: компьютер, Интернет.

Тема 6.  Группы профессий.  (4 часа)

Теоретическая часть: Группы профессий на основе существующих предложений о работе. Карьерные предпочтения на основе своей самооценки.

Практические работы: № 17 Отбор пятнадцати наиболее распространённых групп профессий. Определение групп для выбранных профессий. Исследование профессий - общий обзор. № 18 Востребованность профессий в России и в Тамбовской области. Запись информации о профессии по образцу.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми практических заданий.

 Оборудование: компьютер, Интернет.

Тема 7.  Детальное изучение профессии. (4 часа)

Теоретическая   часть:  Углубленное  исследование  одного   карьерного  предложения.

Статистика зарплат в России и в Тамбовской области. Описание профессии. Описание некоторых современных профессий.

Практические работы:  № 19-20 Изучение профессии.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога,  выполнение детьми практических

заданий.

Оборудование: компьютер, Интернет.

Тема 8. Подготовка к получению профессии.  (4 часа)

Теоретическая часть:  Исследование возможностей получения образования в России и Тамбовской области.

Практические работы:    № 21-22 Исследование    возможностей    получения    образования    для приобретения профессиональных навыков в России и в Тамбовской области.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога,  выполнение детьми практических заданий.

Оборудование: компьютер,  Интернет.

Тема 9. Краткое введение в профессию.  (4 часа)

Теоретическая часть: База данных профессии. Программа Microsoft Access.

Практическая  часть:  № 23 Работа с программой Microsoft Access.  Ввод данных в базу профессий.  № 24 Сортировка данных в базе профессий. № 25 Отчёт по банку вакансий с помощью базы данных. № 26 Сбор информации о Пичаевском центре занятости населения и предоставляемых им вакансиях.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми практических заданий.

Оборудование: компьютер.

Тема 10. Что такое резюме. (4 часа)

Теоретическая часть: Резюме – средство, помогающее рассказать о себе и получить от работодателя приглашение на собеседование. Профессиональное резюме. Правила составления профессионального резюме.

Практические работы: № 27 Шаг 1 составления резюме - определение должности. № 28 Шаг 2 составления резюме - организация информации о себе. № 29 Шаг 3 составления резюме - написание профессионального резюме.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога,  выполнение детьми практических заданий.

Оборудование: компьютер.

Тема 11. Собеседование. (4 часа)

Теоретическая часть: Собеседование - устная информация работодателю о своих профессиональных навыках. Оценка предлагаемой должности и компании. Подготовка к собеседованию. Правила поведения на собеседовании. Реакция на неудобные вопросы интервью.

Практические работы:  № 30 Подготовка к собеседованию. Оценка предполагаемой должности и компании. № 31-32 Тренинг собеседования - ролевая игра «Собеседование».

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми практических заданий, ролевая игра.

Оборудование: карточки-задания для ролевой игры.

Тема 12. Создание презентации портфолио профессии. Обзор профессии. (4 часа) Теоретическая часть: Создание презентации портфолио профессии. Результаты оценки интереса к профессии и представления о ней в виде цветного кода. Код RIASEС оценки интереса к профессии. Исследование выбора профессии. Требования к образованию, учебные дисциплины и вузы. Резюме.

Практические работы:  № 33 Составление сводки результатов оценки интереса к профессии и представления о ней в виде цветного кода (по методу Биркмена). № 34 Составление сводки результатов оценки интереса к профессии с помощью кода RIASEС. № 35 Составление сводки результатов исследований по выбору профессии. Составление  сводки требований к образованию, учебных дисциплин и вузов. № 36 Составление резюме с гиперссылкой в формате Word. Создание презентации портфолио профессии.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми практических заданий, ролевая игра, компьютерная презентация.

Оборудование: компьютер, сканер.

Тема 13. Создание рекламного буклета. (4 часа)

Теоретическая часть: Рекламный буклет «В мире профессий». Планирование рекламного буклета. Подготовка документа  Word для создания рекламного буклета. Подготовка внешней и внутренней сторон рекламного буклета. Создание надписей. Вставка графических объектов. Использование объектов WordArt.

Практические работы:   № 37 Планирование   рекламного   буклета   «В   мире   профессий». № 38 Создание рекламного буклета. № 39 Компьютерная презентация рекламного буклета.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми индивидуальных

практических заданий, компьютерная презентация.

Оборудование: компьютер, Интернет.

Тема 14. Выпуск информационного бюллетеня. (4 часа)

Теоретическая часть: Цензура в СМИ. Авторское право. Вопросы этики и плагиата. Содержание и форматирование различных печатных и электронных информационных бюллетеней, газет и журналов. Факты, достойные публикации в бюллетене. Определение аудитории для информационного бюллетеня. Стили написания статей. Макет информационного бюллетеня. Информационный бюллетень «Моя профессия».

Практические работы: № 40 Обсуждение цензуры и права на свободу слова. Подбор материалов. № 41 Разработка информационного бюллетеня «Моя профессия»,  № 42 Создание информационного бюллетеня «Моя будущая профессия». Компьютерная презентация информационного бюллетеня.

Формы работы: индивидуальная беседа педагога, выполнение детьми индивидуальных практических заданий, компьютерная презентация.

Оборудование: компьютер, Интернет, образцы печатных изданий.

Тема 15. Защита своей профессии. (4 часа)

Теоретическая часть: Портфолио профессии – отражение всей полученной информации о выбранной профессии. Презентация портфолио профессии.

Практические работы: № 43 Создание портфолио профессии. Презентация портфолио профессии. № 44 Ролевая игра «Профессии, которые мы выбираем».

Формы работы: ролевая игра, компьютерная презентация.

Оборудование: компьютер.

Тема 16. Создание сайта. (4 часа)

 Теоретическая часть: содержании е оформление веб-сайта. Создание веб-сайта с помощью программы Microsoft Publisher. Использование Мастера создания веб-сайтов.

Практическая работа: № 45 Планирование  содержания и оформления веб-сайта. № 46 Создание структуры веб-сайта проекта.

Формы работы: беседа педагога, выполнение учащимися индивидуальных заданий.

Оборудование: компьютер.

Тема 17. Занятия по рефлексии. (2 часа)

 Теоретическая часть: Осмысление значимости полученных знаний по использованию информационных технологий, сбору и анализу материалов, по вырабатыванию навыков аналитического мышления. Возможность использования приобретённых навыков в процессе изучения школьных предметов, написания рефератов, эссе.

Практическая работа: № 46 Написание самоотчёта в свободной форме. № 47 Структурирование самоотчётов для возможного их использования другими учащимися.

Формы работы: беседа педагога, выполнение учащимися индивидуальных заданий.

Оборудование: компьютер.

Тема 18. Создание школьной справочной службы. (4 часа)

 Теоретическая часть: Интеграция высоких технологий в образовательный процесс. Создание школьной справочной базы данных «В мире профессий». Использование навыков и способностей учащихся, обеспечивающих базовый уровень технической поддержки для создания школьной справочной службы «В мире профессий». Организация помощи учащимся в разработке проектов, связанных с определением в выборе профессии. Организация сбора и анализа сведений для оценки эффективности своей работы.

Практические работы: № 48 Создание школьной справочной базы данных «В мире профессий»,   № 49 Организация сбора и анализа сведений для оценки эффективности своей работы.

Формы работы: индивидуальные беседы педагога, индивидуальные беседы учащихся, анкетирование учащихся.

Оборудование: компьютер, Интернет.

4. Методическое обеспечение программы

Охрана жизни и здоровья обучающихся:

Занятия проводятся в специальном, хорошо проветриваемом помещении, где имеются все необходимые средства обучения и оборудование для занятий. Одно из важнейших требований - соблюдение правил безопасности на занятиях, норм санитарной гигиены, правил пожарной безопасности. Регулярно    в   ходе   занятий   проводятся   физкультминутки   с   упражнениями   по профилактике переутомления зрительной системы и снятии напряжения с рук, а также упражнения на релаксацию.

Содержание деятельности детей соответствует возрастной мотивации:

  1. в потребности узнавать, исследовать;        
  2. в потребности профессиональной ориентации;
  3. в общении;
  4. в потребности творить, создавать;
  5. в потребности лидировать и самореализовываться.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  1. личностно-ориентированного подхода;
  2. природосообразности;
  3. культуросообразности;
  4. сотрудничества и ответственности;
  5. принципе опоры на положительные эмоции ребёнка;
  6. сознательного усвоения учебного материала;
  7. систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

  1. по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: а) словесные;

б)  практические;

  1. по степени самостоятельности мышления: проблемно-поисковые;
  2. по степени управления учебной работой: а) под руководством преподавателя;

б) самостоятельная работа обучаемых;

  1. стимулирование интереса к учению: а) учебные дискуссии; б) познавательные игры; в) создание ситуации успеха в учении;
  2. методы практического контроля и самоконтроля: машинный контроль.

Оценивание результатов — подготовка портфолио:

  1. смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
  2. интеграцию количественной и качественной оценок;
  3. перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Основные характеристики  программы:

  1. актуальность: обучение основывается на активном участии учеников, обеспечивающем  их развитие и позволяющем им применять приобретённые знания, умения и навыки; содержание усваивается более осмысленно, чем при традиционном подходе, поскольку обучение основано на фактах из реальной жизни и информация подаётся интересным для учеников образом – большую часть работы ученики должны добывать самостоятельно;
  2. междисциплинарный характер обучения: для выполнения задания ученики используют знания из различных дисциплин;
  3. комплексное решение задач: стимулирование учеников к решению сложных задач, они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию;
  4. мотивирующий характер обучения: значительную роль в обучении учащихся играет их внутренне желание получить информацию, способность делать важную работу и потребность в том, чтобы их работу оценили, право выбора, наряду с возможностью самим контролировать процесс и сотрудничать с товарищами, повышает мотивацию обучения;
  5. достоверность: ученики усваивают информацию и проявляют знания так же, как это делают взрослые, у учащихся формируется критическое отношение к найденной информации;
  6. настрой на сотрудничество: создаются предпосылки для сотрудничества как между учениками, так и между учениками и преподавателем;
  7. позитивный настрой: учащиеся, имеющие проблемы в обучении, могут быть успешны в рамках работы по программе, что положительно сказывается на его самооценке и повышает мотивацию в обучении;
  8. новизна: творческое освоение и использование Интернет-технологий «в действии», то есть не как отвлечённый объект, а как практически-ориентированную и полезную систему.

Техническое оснащение и оборудование: компьютеры с доступом к Интернету, принтеры, сканеры, проектор.

Инструменты и материалы: Папки с файлами для подготовки бумажного варианта портфолио, бумага формата А4.

5. Список литературы к программе

Литература для педагога:

  1. Intel* «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 5~е изд., испр. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция». 2005. — 368с. + CD
  2. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
  3. Новиков A.M., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной
    деятельности. - М.,2004.
  4. Обухов А.С, Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.
  5. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.Петербург, 1995.
  6. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.-1999.- N 1.- С. 85-95.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат-М., 2000
  8. Учебные проекты с использованием Microsoft Oi'ik:c:Meiодическое пособие для учителя.-
    2-е изд. -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007,- 93 с: ил.
  9. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 230 с: ил. + CD
  10. Шуман   Ханс-Георг.   Компьютер   для   детей.   Полный   курс   освоения   компьютера   для
    начинающих любого возраста. - М.: Издательство «Интерэксперт», 2003. - 272с.
  11. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.., 1997.

Литература для учащихся:

  1. Гизбрехт А. А., Денисова С. Д. Путешествие по профессиям. - ML: «Книга», 1968. - 128с.
  2. Грехова Л. В., Черткова Н. А. Сколько профессий - столько дорог. - М.: «Книга». 1983.- 63с.
  3. Карцев И. Д. Ищи свою профессию. - М.: «Молодая гвардия», 1973. - 96с.
  4. Мир профессий: Человек - природа./ Составитель С. Левиева. - М.: «Молодая гвардия», 1985.
    393с.
  5. Мир профессий: Человек - техника. / Составитель Гаврилов Е. В. - М.: «Молодая гвардия»,
    1987.-350с.
  6. Мир профессий: Человек - техника. / Составитель Каверина Р. Д. - М.: «Молодая гвардия»,
    1988.-335с.
  7. Мир профессий: Человек - художественный образ. / Составитель А. Смирнов. - М.: «Молодая
    гвардия», 1987. - 383с.
  8. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: БИНОМ.
    Лаборатория знаний, 2007. - 230 с: ил. + CD
  9. Шуман Ханс-Георг. Компьютер для  детей. Полный курс освоения компьютера для начинающих
    любого возраста- М.: Издательство «Интерэксперт», 2003. - 272с.  

6.  Приложения

Приложение 1.

Определение профессиональной предрасположенности по методу Биркмена

Цвет

Профессиональные характеристики человека

Синий

Творческий, способный к новаторству, разбирающийся в психологии, внимательный к другим людям; склонен к планированию деятельности,

к работе с абстрактными понятиями: предпочитает работу с низким уровнем ответственности.                                  

Зелёный

Убедительный, умеющий продавать, стимулирующий продажи; предпочитает консультировать и учить других, мотивирующий людей, любит работать с людьми.

Красный

Практичный, техничный, опытный, организованный; предпочитает работу, связанную с решениями различных задач.

Жёлтый

Организованный, скрупулёзный; нравится работать с цифрами или системами; предпочитает работать с чётко поставленными задачами.

Цвет

Виды деятельности

Синий

Методичный, последовательный, предусмотрительный, организованный на работу в команде, использует методы невербальной коммуникации; предпочитает помогать и консультировать своих коллег, избегает конфронтации; выбирает работу, которая позволяет предварительно обдумать совершаемые действия.                                        

Зелёный

Соперничающий,      властный.      волевой.      прямой,      независимый, ориентированный на работу в команде, использует прямые методы коммуникации; предпочитает в работе быть дружелюбным, но в то же время  властным;  выбирает  работу,   в  которой   не  надо  принимать  решения - этим занимаются другие люди.

Красный

Целеустремлённый, использует прямые методы коммуникации; предпочитает работу, ориентированную на процесс и непосредственную реализацию поставленных задач; выбирает работу, где не надо долго ждать результата.

Жёлтый

Коммуникабельный, целеустремлённый, использует невербальные методы коммуникации: предпочитает работу с чётко поставленными задачами и сроками; выбирает монотонную работу.

Приложение 2.

Код RIASEC

Код

Тип личности

Описание группы людей

R

Реалистичный

Люди,  которые  предпочитают  деятельность,  связанную  с

решением   практических   задач,   или   работу   с   машинами,

инструментами;    эти    люди    обычно    имеют    спортивное телосложение  и хорошие  физические данные;  им обычно

нравится иметь дело с животными, ухаживать за растениями,

больше находиться на открытом воздухе.

I

Любознательный

Люди, которые обычно любят умственный труд; им нравится учиться, вести научные наблюдения, анализировать, оценивать; они предпочитают исследовать факты и делать умозаключения.

A

Артистичный

Люди, которые любят работать в творческой атмосфере; они принимают все новое. Обладают хорошей интуицией; предпочитают работу, в которой необходимо использовать воображение и творческие способности.

S

Общительный

Люди, которым нравится помогать людям, заниматься их обучением       и       профессиональным       развитием;       они

предпочитают общаться с людьми, работать в сфере образования или оказания услуг.

E

Инициативный

Люди, которым нравится задумывать и осуществлять новые проекты; они предпочитают работать с людьми, возглавлять и организовывать их работу; стремятся принимать решения и приносить экономическую выгоду.

С

Консервативный

Люди, которым нравится монотонная, рутинная работа; они любят обрабатывать информацию, имеют склонность и способность к работе с числами; предпочитают работать по инструкции и тщательно выполнять поставленные задачи.

Приложение 3.

Образец резюме

Имя:

Адрес:

Номер телефона:

Электронный адрес:

Должность:

Общие навыки:

Род занятий:

Образование:

Период:

Институт:

Профессиональный опыт:

Награды:

Интересы/увлечения:

Приложение 4.

Тренинг собеседования

Роль

Предлагаемый сценарий

Интервьюируемый

Помните, что часто решение о принятии на работу принимаются в первые 30-60 секунд собеседования.

Интервьюируемый должен принести на собеседование:

резюме;

детальное исследование профессии (должности);

Необходимо быть готовым к вопросам разного рода, которые может задать работодатель. Во время собеседования важно также задавать вопросы работодателю: это покажет вашу заинтересованность в получении работы. Однако это не должно быть основным.

Вот несколько вопросов, которые можно задать на собеседовании:

Что вы ждёте от кандидата на данную должность?

Возможно ли проявление инициативы на данной должности?

Каковы возможности продвижения по службе?

Это новая должность или я буду кого-то заменять?

Какие обязанности предполагает эта должность?

Совет: Не спрашивайте о зарплатах и надбавках, пока работодатель сам об этом не заговорит.

 В конце собеседования необходимо поблагодарить работодателя за собеседование, ещё раз кратко сформулировать условия, подчеркнуть свои достоинства и заинтересованность в данной вакансии.

Работодатель

За несколько минут до начала собеседования работодатель

должен быстро ознакомиться с резюме и исследованием

должности. Затем,  после беседы с интервьюируемым, необходимо ещё раз чётко определить позицию, на которую компания ищет сотрудника.

Вот    несколько    видов    вопросов,    которые    можно    задать    на собеседований:

Расскажите о себе.

Почему нам стоит именно вас взять на эту должность?

Опишите себя. (Назовите пять определений, которые наиболее полно вас описали.) Как о вас отзываются другие люди?

Умеете ли вы работать в сжатые сроки или в стрессовой ситуации?

Назовите ваши сильные и слабые стороны.

Что вы ищете в работе?

Опишите случай, из которого вы вышли с чувством выполненного  долга.

Каких целей вы хотели бы добиться в жизни? Что повлияло на вашу карьеру?

Опишите ваши представления об «идеальной» работе.

Какие ваши навыки, качества будут полезны для компании?

 Что является для вас мотивацией?

 Как вы оцениваете свою способность работать в команде?

Чем вы планируете заниматься в ближайшие пять лет?

 Расскажите о проблеме, с которой вы сталкивались в последний раз.

 Насколько успешно вы её решили?

Как вы оцениваете свою способность выходить из конфликтных ситуаций?

Есть ли у вас вопросы?

Наблюдатель

Наблюдатель должен внимательно проследить за собеседованием, оценить интервьюируемого и определить, насколько успешно прошло собеседование. В конце собеседования наблюдатель должен быть готов провести   краткое   обсуждение.   Необходимо   обсудить   следующие вопросы:

Насколько внимателен и заинтересован был кандидат?

Выражал ли кандидат свои мысли четко и ясно?

Каковы были удачные моменты кандидата в ходе собеседования?

Спросить у кандидата его мнение о том, как он выступил и что он
хотел бы изменить в своем выступлении, а затем задать аналогичный
вопрос работодателю.

Приложение 5.

Макет презентации «Портфолио профессии»

Номер слайда

Содержание

1

Портфолио для успешной карьеры Ваше имя Будущая профессия Дата

2

Результаты оценки интереса к профессии и представления о ней в виде цветного кода

(метод Биркмена) (сводка результатов ваших оценок)

3

Код RIASEC оценки интереса к профессии (сводка результатов ваших оценок)

4-6

Исследование выбора профессии (выражение результатов ваших исследований по выбору профессии)

7-8

Требования к образованию, учебные дисциплины и вузы. Перечислите требования к образованию для выбранной вами профессии.

 Перечислите    учебные    дисциплины    и    основные    учебные заведения,    предлагающие    обучение    по    выбранной    вами профессии в России и в Тамбовской области

9-12

Резюме (с гиперссылкой в формате Word)

13

Заключение (Расскажите коротко, что вы думаете о вашей будущей профессии)

14

Оживите вашу презентацию!

Муниципальное образовательное учреждение

Болыше-Ломовисская средняя общеобразовательная школа

Пичаевского района Тамбовской области

Рецензия на  дополнительную  образовательную  программу  

«Где  работать  мне потом?»   (профессиональная   ориентация   школьников  с   использованием проектной методики и Интернет-технологий), составленную Перовой Еленой Тимофеевной, учителем биологии и географии первой квалификационной категории.

        В мире насчитывается, огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие - уже в наше время. Вопрос "Кем быть?" - жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, оканчивающему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана данная программа. Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо сформировать умения и навыков, создать условия для осознанного выбора профессии. В результате работы по предлагаемой программе учащиеся знакомятся с миром профессий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом, она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду. Профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы.

     Работа по программе «Где работать мне потом?» позволяет учащимся ознакомиться с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объёму знаний общеобразовательных предметов, умениям и навыкам, а также с характером работы будущих специалистов; с наиболее распространёнными массовыми профессиями: помогает школьникам оценить свои способности и качества применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями: формирует активное отношение к осознанному выбору профессии. Работая в рамках программы с сетью Интернет, учащиеся получают информацию об учебных заведениях России и Тамбовской области, в которых можно овладеть соответствующими специальностями. Использование элементов проектной методики позволяет перейти от традиционной установки формирования «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Программа основана на стратегии интеграции обучения навыкам информационных к и коммуникационных технологий в общеобразовательный процесс. Программа позволяет развить компьютерные навыки благодаря, использованию информационных и коммуникативных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Обучение по программе основывается на активном участии каждого ученика, обеспечивающем его развитие и позволяющем ему применять приобретённые знания, умения и навыки. Программа стимулирует учеников к решению сложных реальных задач. Они исследуют, делают заключения, анализируют и обобщают информацию. Право выбора наряду с возможностями самим контролировать процесс  повышает мотивацию обучения.  У учащихся развиваются компетентности в области поиска и анализа информации, формируются: навыки на уровне практического применения.

    Программа актуальна, имеет социальный заказ, соответствует современным образовательным технологиям. В программе сформулированы цели и задачи, указаны способы их достижения. В программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами, прописаны формы и методы работы, даны характеристики предполагаемых результатов. Указана направленность программы, возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы, сроки реализации, место проведения, требования к учебному помещению и оборудованию. Материал изложен профессионально, отмечается логика, последовательность, системность, научно-методическая обоснованность; стиль изложения понятен, материал изложен открыто и ясно. Программа содержит все необходимые разделы: «Титульный лист», «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание программы», «Методическое обеспечение», «Список литературы для учителя и учащихся», «Приложение». Оформление и содержание структурных элементов программы соответствует требованиям. Программа выполнена в печатном варианте с соблюдением полей, страницы и заголовки программы пронумерованы. Каждый раздел печатается с новой страницы.

    Программу возможно реализовать в рамках нашей школы.

Секретарь методического совета школы ____________ Соколова Г. Д.

Председатель методического совета школы _______________Киселёв О. В.

Информационная карта программы

1. Полное название Программы: дополнительная образовательная программа «Где работать мне потом?» (профессиональная ориентация школьников с использованием проектной методики и Интернет-технологий).

2. Программа рассчитана на учащихся в возрасте 14-16 лет.

3. Автор Программы  Перова Елена Тимофеевна, учитель биологии и географии Больше-Ломовисской СОШ Пичаевского района Тамбовской области.

4. Полное название организации, реализующей программу: муниципальное общеобразовательное учреждение Больше_ломовисская средняя общеобразовательная школа.

5. Адрес организации: 393980 Тамбовская область, Пичаевский район, село Большой Ломовис, улица Центральная, 47

6. Телефон 8-475-54-24-4-10; e-mail ele9222571@yandex

7. Форма реализации Программы – кружковые занятия.


8. Сроки реализации: 1 год.

9. Место реализации: Больше-Ломовисская СОШ.

10. Общее количество участников Программы: 15 учащихся.

11. Условия участия в Программе: свободный набор детей.

12. Публикации о Программе – отсутствуют.

13.  Перечень представленных документов: 1) дополнительная образовательная программа «Где работать мне потом?», 2) внутренняя рецензия на дополнительную образовательную программу «Где работать мне потом?», 3) информационная карта.

14. Подпись автора Программы:

15. Дата: 28 мая 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Дополнительная образовательная программа. Кружковая работа.

Выпиливание из фанеры, выжигание и моделирование – очень интересный, доступный и увлекательный вид деятельности для мальчиков. Именно здесь дети приобщаются к знаниям в области моделирован...

Дополнительная образовательная программа по физике «Цифровые образовательные технологии проведения лабораторных работ по физике»

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Применение ИКТ в образовательном процессе открывает возможность для формирования учебной ИКТ-компетентности учащего...

Дополнительная образовательная программа "Основы работы на ПК"

Информатика-это-наука, систематизирующая приёмы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники. Из этого определения вытекает, что информатика отли...

Тесты, практические работы, задания к дополнительной образовательной программе "Инфознайка"

В разработке даны примеры тестов, практических работ и заданий к дополнительной образовательной программе «Инфознайка»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Программа, которая ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. О...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...