Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»
материал

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:
 «Система работы педагога дополнительного образования
над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rek.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:

 «Система работы педагога дополнительного образования

над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»

Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении ребёнка, его социализации, развитии творческих способностей, приобщения к миру. Поэтому важно, чтобы педагог был квалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.

Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учащихся, в большей степени, зависит не столько от способностей детей, сколько от педагога, его квалификации, его отношения к направлению своей деятельности и детям.

В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится.

Это называется мастерством.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Хотелось бы поделиться системой работы по самообразованию, так как это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

  • Запрос родителей на качественный результат по завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к конкретному педагогу.
  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Невозможно из года в год работать по одному и тому же календарному графику, т.к. работа должна быть интересной, творческой и доставлять удовольствие как детям так и педагогу.
  • Материальное стимулирование. Педагогическая категория, стимулирующие выплаты, награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Ежегодно в мае месяце педагог составляет план самообразования на следующий учебный год.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности каждый педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • информационно-компьютерные технологии;
  • здоровьесбережение;
  • и т.д.

2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности и качества обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

2. Актуальность

3.Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

4. Оптимальность опыта

Достижение значимых результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и обучающихся, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель звучит емко, отражает и уточняет тему самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что педагоги самостоятельно добывают знания, источниками информации являются:

  • журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная и др.);
  • материалы сети Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии;
  • курсы повышения квалификации;
  • занятия коллеги т.д.;

5 этап – выбор формы самообразования

Индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы педагогом разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

7 этап – определение результата самообразования

Результаты самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка и проведение открытых занятий;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • и т.д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формы отчетных работ по теме самообразования:

  • обобщение опыта;
  • выступление;
  • сбор и анализ отчетной документации;
  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Т.е. деятельность педагога, направлена на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению и ведению учебной документации педагога дополнительного образования.

Буду рада, если данные рекомендации будут полезны в работе педагога дополнительного образования....

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования «Организация работы по самообразованию»

Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специа...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...

Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (для педагогов дополнительного образования)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «План работы по самообразованию».

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свет...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».

При всем разнообразие программ, методы, формы, средства  должны быть разнообразными и должны учитывать особенности  программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...