Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Система работы педагога дополнительного образования над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»
материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:
«Система работы педагога дополнительного образования
над темой самообразования как неотъемлемая часть повышения качества образовательного процесса»
Педагог дополнительного образования - ключевая фигура в становлении ребёнка, его социализации, развитии творческих способностей, приобщения к миру. Поэтому важно, чтобы педагог был квалифицированным, творческим специалистом, любящим свою работу и детей.
Мы все прекрасно понимаем, что качество обученности учащихся, в большей степени, зависит не столько от способностей детей, сколько от педагога, его квалификации, его отношения к направлению своей деятельности и детям.
В новых стандартах сформулированы требования к современному педагогу. Это профессионал, который: владеет технологиями проектирования занятия, умеет управлять мотивацией, владеет информационно-коммуникационными технологиями, является партнером для учащихся, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, открыт к инновациям, самостоятельный и целеустремленный, постоянно учится.
Это называется мастерством.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Какова же предметная область приложения этих глаголов?
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
- Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Хотелось бы поделиться системой работы по самообразованию, так как это не только требование, но и неотъемлемая потребность педагога.
Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
- Запрос родителей на качественный результат по завершению обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка к конкретному педагогу.
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Невозможно из года в год работать по одному и тому же календарному графику, т.к. работа должна быть интересной, творческой и доставлять удовольствие как детям так и педагогу.
- Материальное стимулирование. Педагогическая категория, стимулирующие выплаты, награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Ежегодно в мае месяце педагог составляет план самообразования на следующий учебный год.
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности каждый педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационно-компьютерные технологии;
- здоровьесбережение;
- и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности и качества обучения и воспитательного процесса.
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Новизна
2. Актуальность
3.Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
4. Оптимальность опыта
Достижение значимых результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и обучающихся, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель звучит емко, отражает и уточняет тему самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что педагоги самостоятельно добывают знания, источниками информации являются:
- журналы;
- литература (методическая, научно-популярная и др.);
- материалы сети Интернет;
- видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии;
- курсы повышения квалификации;
- занятия коллеги т.д.;
5 этап – выбор формы самообразования
Индивидуальная и групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагогом разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
7 этап – определение результата самообразования
Результаты самообразования:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка и проведение открытых занятий;
- создание комплектов педагогических разработок;
- и т.д.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формы отчетных работ по теме самообразования:
- обобщение опыта;
- выступление;
- сбор и анализ отчетной документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Т.е. деятельность педагога, направлена на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению и ведению учебной документации педагога дополнительного образования.
Буду рада, если данные рекомендации будут полезны в работе педагога дополнительного образования....

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования «Организация работы по самообразованию»
Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специа...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"
В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...

Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (для педагогов дополнительного образования)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «План работы по самообразованию».
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свет...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».
При всем разнообразие программ, методы, формы, средства должны быть разнообразными и должны учитывать особенности программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...