Методические рекомендации для педагога дополнительного образования «Организация работы по самообразованию»
методическая разработка на тему

Осипова Наталия Михайловна

Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специалиста, его личностного и профессионального роста. Активность самообразования зависит от многих факторов: уровня развития профессионального самосознания; наличия мотивации самосовершенствования в профессиональной деятельности; индивидуальных интересов, ценностей, познавательных потребностей; готовности к самообучению и др.

      В литературе понятие "самообразование" раскрывается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в интеллектуальном и духовном развитии человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_samoobrazovaniyu.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детская школа искусств государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «ОЦ» имени Героя Советского Союза М.Р. Попова ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский

Самарской области

«Рассмотрено»

на Методическом

Совете

_________/______________/

«____»___________20____г

«Утверждено»

руководитель структурного подразделения

___________/______________/

«____»___________20____г

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования

«Организация работы по самообразованию»

Составитель: методист  Осипова Наталия Михайловна

Как человек, который ежедневно учит,

не будет постоянно учиться.

Вправе ли он тогда преподавать?

      Активная самообразовательная деятельность является основой любого непрерывного образования. Самообразование представляет собой постоянный и существенный компонент процесса самосовершенствования специалиста, его личностного и профессионального роста. Активность самообразования зависит от многих факторов: уровня развития профессионального самосознания; наличия мотивации самосовершенствования в профессиональной деятельности; индивидуальных интересов, ценностей, познавательных потребностей; готовности к самообучению и др.

      В литературе понятие "самообразование" раскрывается как непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются проблемы в интеллектуальном и духовном развитии человека.

  • Самообразование педагога - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
  • Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
  • Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Какие же мотивы побуждают педагога к самообразованию?

Ежедневная работа с информацией.

     Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, общему мероприятию, конкурсу и др., у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества.

     Педагог, тем более педагог дополнительного образования - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание самосовершенствоваться, потребность творить.

Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики.

    «В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой».

Изменения, происходящие в жизни общества.

     Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся и их мировоззрении, и, к сожалению, формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. 

Общественное мнение. 

     Педагогу не безразлично, считают ли его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование.

     Квалификационная категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, звания и правительственные награды - все это зависит от его мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес.                                                                            

     Учиться просто интересно.

Какие же требования должны быть к самообразованию?

  • Содержание самообразования должно соответствовать содержанию деятельности детского объединения, отражать реальные проблемы его учебно-воспитательной работы.
  • Проблемы, изучаемые педагогом,  должны ориентироваться  на компенсацию его недостаточной подготовки по отдельным аспектам работы с детьми.
  • Самообразовательная деятельность педагога должна иметь реальные цель и задачи, спрогнозированный заранее результат и чётко определённые способы его достижения.
  • Полученная в ходе самообразования информация должна быть оформлена педагогом в текстовый материал таким образом, чтобы он мог использоваться неоднократно, в том числе и другими педагогами.

Итак, на первом этапе нужно определиться с выбором направления самообразования. Они могут быть:

  • Профессиональное (предмет преподавания) ;
  •  Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  •  Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
  •  Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  •  Информационно-компьютерные технологии;
  •  Здоровьесбережение;
  • Эстетическое (гуманитарное);
  • Интересы и хобби;
  • Правовое и т.д.

На следующем (2) этапе выбор темы самообразования:

  • Интерактивные методики на уроках;
  • Технология проектного метода обучения;
  • ИКТ на уроках;
  •  Здоровьесберегающие технологии;
  •  Портфолио педагога и обучающихся;
  •  Интегрированные уроки;
  •  Виды контроля за знаниями обучающихся, усовершенствование форм и методов контроля;
  •  Работа с одаренными детьми;
  •  Дифференцированное обучение и др.

Третьим этапом ставим цель и задачи:

Целями самообразования могут быть:

  •  Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  •  Изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  •  Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  •  Совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

 Задачи самообразования это шаги по достижению цели самообразования. 

Четвертый этап - определить форму самообразования: индивидуальная или групповая.

 Индивидуальная: инициатор – сам педагог, а руководители методических и

 административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая: в виде деятельности МО, семинаров, практикумов, КПК, которая обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Следующий (5) этап определить круг источников информации:

  • Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий   коллег;
  • Дискуссии, совещания, семинары, конференции, мастер-классы, обмен опытом с коллегами;
  • Изучение современных психологических и педагогических методик и технологий;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации, платные курсы;
  • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
  • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
  • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии,  педагогических технологий;
  • Телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях;
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

Шестой этап – составление плана самообразования. В плане указываются:

  •  Название темы
  •  Цель
  •  Задачи
  •  Предполагаемый результат
  •  Этапы работы
  •  Сроки выполнения каждого этапа
  •  Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
  •  Способ демонстрации результата проделанной работы
  •  Форма отчета по проделанной работе.

Седьмой этап - определение результата самообразования. Примеры результатов:

  •  Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  •  Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  •  Разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  •  Доклады, выступления;
  •  Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  •  Разработка пакета тестового материала в электронном виде;
  • Разработка и проведение открытых  занятий  по собственным, новаторским технологиям;
  • Разработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.

8 этап - анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета. Формами отчетных работ могут быть:

  •  Обобщение опыта
  •  Доклад
  •  Сбор и анализ отчетной документации
  •  Презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

        По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Продуктивность процесса самообразования.

     Самообразование педагога будет продуктивным, если: 

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений;
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта;
  • Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

     Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не предоставить, самое главное - это желание учителя работать над собой и способность его творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

        Методическое сопровождение педагогов

  • Ежегодное планирование работы по организации самообразования в учреждении дополнительного образования детей.
  • Мониторинг по выявлению уровня самообразования у педагогов.
  • Знакомство педагогов с программой «Самообразование» и проведение цикла семинаров по темам: «Самообразование, мотивы, этапы, достижения», «Организация процесса самообразования», «Самообразование педагога в период перехода на использование современных технологий в учебном процессе».
  • Собеседование с педагогами по вопросам самообразования. Методическая помощь в выборе темы и составлении плана работы над темой.
  • В течение учебного года методист ведет учет тем по самообразованию, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
  • Организация обзоров учебной и научно-методической литературы по вопросам самообразования (в течении года).
  • Организация взаимопосещения педагогами занятий с целью обмена опытом работы.
  • Организация и проведение творческих отчетов педагогов по самообразованию (тренинги, мастер классы, открытые занятия, выступления на МО).
  • Разработка памяток, методических рекомендаций по всем вопросам повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ

Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «План работы по самообразованию».

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных компетенций в свет...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...