Семинар для учителей "Модульное обучение"
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар учителей «Модульное обучение»
Слайд-1
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Слайд-2
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса.
Сущность МО состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с дозированной помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над учебными модулями.
Слайд-3
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе, в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
- эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;
- более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам;
- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Слайд-4
Учебно-тематическое планирование по ОБЖ (9 класс). В первой колонке указывается № модуля, раздел, тема, 2-я колонка - наименование модуля, раздела, темы, уроков, 3- я колонка – количество часов.
Слайд-5
На примере рассмотрим Модуль II (M-l). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Модуль решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д. См. (Приложение 1).
Слайд-6
Бланк для внесения баллов по каждому виду работы наклеивается на обложку тетради. См. (Приложение 2).
Слайд-7
Для работы в режиме модуля на первом занятии ученики слушают вводную лекцию и знакомятся с содержанием модуля и критериями оценок разных видов деятельности.
При необходимости перевода полученных баллов в отметки по пятибалльной шкале предлагаются следующие рамочные соотношения: диапазон полученных баллов (в % от общей суммы баллов) и оценка.
Аутсайдеры (35 и менее) - 2
Успевающие (35-64) - 3
Успешные (65-80) - 4
Лидеры (81-100) - 5
Слайд-8
Ситуационную методику обучения часто называют кейс - методом. Ситуационный метод обучения способствует формированию ключевых компетенций школьников. Кейс – метод предполагает разрешить поставленную проблему на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся. (Приложение 3).
Слайд-9
Пример фрагмента модуля: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9 класс».
Приоритетным в современной школе становится личностно ориентированное образование, строящееся на формировании нравственных ценностей. При изучении темы «Двигательная активность и долголетие.», используем элемент философского урока, применяя кейс - метод.
Слайд-10
Тема нашего урока: «Двигательная активность и долголетие». В ходе урока нам необходимо разрешить проблему важности и необходимости двигательной активности.
Слайд-11
Философы тысячелетиями рассуждали о пользе движений. В Элладе 2500 лет назад появилось изречение « Хочешь быть здоровым –бегай, хочешь быть красивым-бегай, хочешь быть умным –бегай»
И сегодня многие остро ставят вопрос: «Как влияет двигательная активность на организм?»
Слайд-12
Итак, уважаемые коллеги, я сформулировал проблему, которую необходимо решить.
Слайд-13
Далее мы приступаем к этапу извлечения смысловой информации из кейса и этапу анализа содержания кейса.
Работа в группе по вопросам:
- как влияет бег, двигательная активность на здоровье?
- Почему бег может влиять на красоту?
- Может ли бег влиять на умственные способности?
Слайд-14
Учебная задача: Докажите влияние двигательной активности на все стороны жизни человека. Сделайте полезные выводы для себя.
Слайд-15
Образовательный продукт в классе: логическая схема «Влияние движения на здоровье».
Слайд-16
Домашнее задание: Разработать двухнедельную программу «Движение и здоровье» для себя.
В презентации использованы:
Методические рекомендации по модульно-рейтинговой системе организации учебной деятельности обучающихся
( реализация нового государственного стандарта )
Авторы: - Е.Н. Дзятковская
докт. биол. наук, профессор
Л.Г. Чикалина
Ст. методист ИИПКРО
Приложение 1.
МОДУЛЬ
«Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 9 класс»
Цель: Сформировать навыки ЗОЖ.
Задачи: Выработать убеждения и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; научить оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
Сформировать знания основных мер по профилактике наркомании и навыки противодействия наркомании.
Технологическая карта модуля
Уч. часы | Тема, форма занятия | Учебные задачи | Основные понятия | Деятельность учащихся/ Образовательный продукт | Диапазон баллов |
У. 8.1 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Пр. раб. | Сформировать ценностное отношение к здоровью | Здоровье, ЗОЖ, жизнедеятельность. | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. См.пр.5. | 1-2-3 б. |
У.8.2 | Практическая работа. Здоровый образ жизни и его составляющие. Питание, движения и эмоции –основные показатели ЗОЖ. | Научить рефлексивно оценивать своё здоровье и показатели жизнедеятельности | Здоровье, ЗОЖ, жизнедеятельность. | Определение тенденций здоровья и жизнедеятельности. Заполнение Дневника здоровья. Логическая схема | 1-2-3 б. |
У.8.3 | Проектная деятельность в группе. Питание и здоровье. | Научить оценивать качество своего питания и разрабатывать недельное меню при разных нагрузках организма. | Калории Белки Жиры Углеводы витамины минеральные вещества | Разработать меню для школьника: *занимающегося спортом; *находящегося на пастельном режиме; *для школьника, готовящегося к ЕГЭ. | 8-9-10б |
У.8.4. | Лекция. Профилактика зашлакованности жидкой среды и тканей организма. Методы очистки организма. | Научить выделять главное в информации | Зашлакованность Соединительная ткань Инсульт инфаркт | Составление конспекта лекции Составить тезисы к лекции | 4-5-6-7 б |
У. 8.5. | Двигательная активность и долголетие. Кейс -метод. См. пр. 4. | Выбрать и применить выразительные примеры положительного влияния движений для здоровья | Опорно-двигательный аппарат Тренировка Нагрузки ритм | Работа в группе Составление логической схемы-конспекта: Влияние движений на: эмоции, иммунитет, обменные процессы и выносливость. | 8-9-10б |
У.8.6. | Интегрированный урок с уроком биологии. Иммунитет. Способы повышения иммунитета. | Использовать информацию других предметов, энциклопедии и Интернет-ресурсов. Делать краткое устное выступление. | ОРЗ, грипп, бронхит, иммунитет, гуморальная защита, Т-лимфоциты, | Работа в группах Работа с опорным конспектом. Разработка рекомендаций по профилактике простудных заболеваний. | 8-9-10 б. |
У.8.7. | Практическая работа. Индивидуальные ресурсы саморегуляции. Способы снятия стрессов. | Навыки самодиагностики Провести исследование своих индивидуальных особенностей и разработать рекомендации | Латеральный профиль Ведущее полушарие Спринтер Стайер микст | Само диагностика Программа профилактики информационных стрессов | 8-9-10 б. |
У.8.8. | Защита комплексной программы оздоровления на уроке -конференции. | Оценить свои достижения в укреплении здоровья | Комплексная программа | Оформление дневника здоровья с промежуточными и итоговыми результатами | 8-9-10 б. |
Тема 9. 9.1 9.2 | Репродуктивное здоровье. Самостоятельное прохождение темы | Собрать и переработать информацию составить опорный конспект | Репродуктивное здоровье населения Гонорея, сифилис, кандидоз | Индивидуальная работа в тетради Оформление опорного конспекта | 4-5-6-7 б |
9.3 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | Выполнить реферат Подготовить доклад | Вич-инфекция | Реферат Устный доклад, сообщение | 8-9-10 б. |
Тема 10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного Здоровья. Самостоятельное прохождение темы. | Собрать и переработать информацию составить опорный конспект | Семья брак | Индивидуальная работа в тетради Оформление опорного конспекта | 4-5-6-7 б |
Тема 11 У.11.1-11.2. | Пр. раб. Оказание первой медицинской помощи. | Действовать по отработанному алгоритму. Применять знания в непривычных ситуациях | Массовые поражения психоактивные вещества | Практическая работа индивидуально и в группе по заданию | 4-5-6-7 8-9-10 б. |
Примечание: Для работы в режиме модуля на первом занятии ученики слушают вводную лекцию и знакомятся с содержанием модуля и критериями оценок разных видов деятельности
Приложение 2.
Рейтинговая система оценивания успехов
по ОБЖ- (7-8)
Фамилия_Иванов_____________________Имя___Илья_
Моя учебная задача на год: Показать уровень знаний и умений на 4 балла
Модуль Раздел | Ведение тетради 1-2-3 | Активность Устный ответ 1-2-3-4-5 | Индивидуальное задание 1-2-3-4-5 | Темат. Контроль 1-2-3-4-5 | Устный доклад 1-2-3 | Проект Реферат 5-7-10 | Культура 1-2-3 | Баллы Итоговая оценка | Роспись учителя /родителя |
Модуль I Итоговые баллы | 11 б | 17 б | 6 | 12 | 2 средний | 61 3 | |||
Раздел 1 (P-1).Основы комплексной безопасности. | Понятия 2 3 | 1 +1+3+2+5 | 3 | 5 | 1+1+1++1 | ||||
Раздел 2 (Р-2). Защита населения Российской Федерации от ЧС. | Конспект- 3 Пон. -3 | 2+3 | 3 | 7 | 2+3+1+3+3 | ||||
Модуль 2 Итоговые баллы, переведенные в оценки | 12 | 19 | 13 | 9 | 6 | 12 | 3 средний | 71 4 | |
Раздел 3 (Р-3). Основы здорового образа жизни. | 3 Конспект-3 | +3+3+2+5 | 2+ 4 | 4 | 3 | 5 | 1+3+3++1 | ||
Раздел 4 (P-4). Основы медицинских знаний и оказание П.М.П. | Конспект- 3 Пон. -3 | 3+3 | 3+4 | 5 | 3 | 7 | 2+3+3+3+3 | ||
Итоги года: | 4 |
Приложение 3.
Самостоятельная работа школьников по заданию.
- Изучи информацию, выделяя главные мысли.
- Составь конспект, тезисы или логическую схему.
- Подготовь сообщение на 2-4 минуты.
- Выдели проблему, которую ты хочешь решить, применяя другие источники информации.
Кейс-метод
Ситуационную методику обучения часто называют кейс - методом. Ситуационный метод обучения способствует формированию ключевых компетенций школьников. Кейс – метод предполагает разрешить поставленную проблему на основе анализа кейса, т.е. текста. Кейсы по объему могут быть от нескольких строк до нескольких страниц, в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Алгоритм работы с кейсом учителя:
* постановка и проработка учебных задач;
*подготовка содержания кейса;
* проект выводов учащихся по данной проблеме (воспитательные задачи)
* проект продукта учебной деятельности
*программирование рефлексии
Алгоритм работы с кейсом ученика:
*постановка проблемы;
*извлечение смысловой информации из кейса;
*анализ содержания кейса;
*разработка и демонстрация продукта учебной деятельности;
* выводы учащихся по данной проблеме;
*рефлексия
На уроке будут использованы приемы:
- постановки проблемы;
- извлечения смысловой информации из кейса;
- прием общения в группе;
- прием деятельностной пробы или имитационной игры;
- прием подготовки учащимися своих мировоззренческих выводов по данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"
В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-187104-1364810208.jpg)
Материалы к методическому семинару Возможности интегративного обучения в современной школе Дискуссия
Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.О...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-253466-1368789398.jpg)
Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...
Методический семинар Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления.
В настоящее время в России происходят огромные изменения во всех сферах жизни. Нарастают темпы интеграции России в европейское и мировое сообщество. Мы все больше ощущаем чувство причастности к жизни...
Презентация к методическому семинару "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления".
План семинара "Дискуссионные формы обучения в преподавании предметов как основа формирования глобального мышления". 1.Вводная часть. 2. Актуальность проблемы формирования глобального мышления учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-566142-1421771038.jpg)
выступление на городском семинаре по интегрированному обучению
обобщение опыта на городском семинаре по интегрированному обучению...