Использование гуманистических идей Пирогова Н.И. в практике современного детского сада
статья по теме

В статье говорится о том, как применительно к практике воспитания в современном детском саду идеи Н.И. Пирогова служат теоретической основой для разработки механизмов, технологий воспитательного взаимодействия, выстраивания субъект-субъектных моделей воспитания, способствующих усвоению ценностей общечеловеческой культуры, самореализации личности, обретению смысла жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idei_pirogova.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в образовательных системах различных уровней ведется поиск общечеловеческих ценностей и идеалов, которые в полной мере отвечали бы гуманистическим запросам ХХI века. Настойчиво заявляет о себе проблема становления и развития человека в контексте преемственности культурно-исторических традиций российского образования. Одной из ключевых традиций российской педагогической культуры является идея гуманизма, очеловеченного воспитания (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский). Классическое наследие российской педагогики является неисчерпаемым источником современных инноваций как основы «возвращения к лучшим образцам российского образования» (Е.В. Бондаревская).

Большой научный интерес в изучении  проблемы формирования гуманистических основ воспитания представляет собой прогрессивная русская педагогика ХIХ века. Это в особенности касается второй половины ХIХ столетия, когда в жизни России происходили крупнейшие общественно-политические события и перемены, связанные с государственными реформами и революционно-освободительным движением.

В целом период ХIХ–ХХ столетия оказался важнейшим этапом в развитии идей гуманистической педагогики, давшей начало актуальному направлению современной педагогической науки – личностно-ориентированному образованию.

Преемником  гуманистических традиций ХIХ века  -  Н.И. Пирогов впервые в российской педагогике затронул проблему воспитания «истинного» человека, изменив систему педагогических представлений о назначении человека, его роли и месте в обществе.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В 1856 г. Пирогов опубликовал статью «Вопросы жизни», которая вызвала бурную дискуссию по вопросам воспитания, сделала его известным в педагогических кругах.

"В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы? Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество, и каждая отдельная личность. Примечателен эпиграф, написанный к  статье: «К чему Вы готовите вашего сына? – Быть человеком, – отвечал я... Правда это или нет?» Здесь сформулирована проблема цели воспитания, его содержания в связи с вопросами о сущности человеческой природы, о смысле жизни человека. Пирогов полагает, что без решения вопроса о смысле человеческого бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает такое значение этой проблеме и в своей статье пытается разрешить ее.

Человек в процессе воспитания всегда усваивает какие-то представления о смысле и цели существования. То, какими будут эти представления, согласно Пирогову, зависит, прежде всего, от психического склада человека, а также от его социального окружения, влияния со стороны других людей.  Большинство людей просто принимают те цели, которые являются общепринятыми и которые соответствуют особенностям психики этих людей. Если человек от природы энергичен, активен, чувственен, то он склоняется к принятию в качестве цели жизни наслаждения. Если у человека разум преобладает над инстинктами, то такой человек будет иметь практический склад натуры, он будет сторонником прагматического взгляда на цели.

И, по мнению Пирогова, остается только третий путь – воспитать человека. Целью этого воспитания должна быть не передача каких-то профессиональных знаний и умений, не воспитание «солдат, моряков, или юристов», а воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека.

Составляющими содержания гуманистического идеала Н.И. Пирогова выступают понятия «истинный» человек, «идеал», «гуманистический идеал».

Пирогов был сторонником, как он это называл, «общечеловеческого» воспитания. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего, гуманитарное образование. Причем,

под гуманитарным знанием Пирогов понимает знание, необходимое для каждого человека, «знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека». С этим трудно не согласиться, т. к. именно гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Таким образом, поставленные цели воспитания требуют определенных условий. Педагог их определяет так: во-первых, ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки и способность чувствовать, «иметь от природы – притязание на ум и чувство», во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков. И третьим необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое даст нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Человек, по сути дела, на протяжении всей своей жизни стоит перед вопросом – кто он такой? И единственный способ узнать – это заглянуть в свою душу, познать «внутреннего человека».

В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, “самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества”, спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь.

Таким образом, он поставил ряд важных вопросов семейного воспитания детей. Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее дошкольное и школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы. Главное назначение матери,— утверждал Пирогов,— “отдать себя полностью семье, делу воспитания детей”, и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности. Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — “постоянно трудиться над улучшением воспитания детей”. В семейном воспитании имеется больше возможностей руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности.


«Каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье?»

Сам Пирогов  дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «... В ребенке,— писал Пирогов,— весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию (понятие, например, о форме и других физических свойствах предметов), развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования — детские игры». Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов,  и которые находят свое отражение в современности.

Заметим, что новый документ ставит во главу угла индивидуальный и личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру, как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства. В ФГТ чётко прослеживается повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места и это, безусловно, положительно. Необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса в ДОУ давно назрела.

Федеральными государственными требованиями определены ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

К середине XIX в. в России была подготовлена почва для понимания антропологической сущности человека, т.е. педагогической антропологии. Для Н. И. Пирогова термин «педагогическая антропология» обозначал «новую педагогику». Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим воспитатель, который творчески участвовал бы в педагогическом процессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.

В настоящее время антропологический принцип - ОДИН из ведущих в педагогике, а антропологическое знание - стержень профессиональной подготовки педагога.  Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса.

Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек-человек.

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей в основе которых лежат гуманистические идеи:

  1. осознанная постановка гуманистических целей;
  2. антропологическая ориентированность - акцентирование на развитии человека (и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т.д.);
  3. целостность и продуманность всех компонентов системы;
  4. четкая организация педагогического процесса;
  5. высокие нравственные ориентиры и природосообразные, не насильственные методы воспитания.

Все антропологически безупречные, педагогические системы:

  1. поддерживают свойственную детям активность;
  2. опираются на их жизненный опыт;
  3. прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимыx для него людей;
  4. организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;
  5. создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия;
  6. бережно относятся ко времени ребенка.

Все это способствует индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативность и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участников - и детей, и взрослых.

Исходя из этих понятий,  можно сформулировать требования к современному воспитателю:

  1. . Основное требование - высокий уровень личностного развития и профессионализм педагога.
  2. Обществу сегодня необходим педагог, стремящийся и способный к целостному самосовершенствованию, а также к совершенствованию своего педагогического мировоззрения.

Применительно к практике воспитания в современном детском саду идеи Н.И. Пирогова служат теоретической основой для разработки механизмов, технологий воспитательного взаимодействия, выстраивания субъект-субъектных моделей воспитания, способствующих усвоению ценностей общечеловеческой культуры, самореализации личности, обретению смысла жизни.

А закончить свое выступление я хочу словами «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание». Спасибо за внимание!

Муниципальное   бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение детский сад №2 «Олененок» городского округа Стрежевой

Выступление на педагогических чтениях

Тема: «Использование  гуманистических идей  Н.И. Пирогова в практике современного детского сада»

Подготовила старший воспитатель

Кравченко Ольга Александровна

г. Стрежевой - 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....

ПРОЕКТ благотворительности в условиях современного детского сада «Сегодня - дети. Завтра - народ».

К добру детей надо приучать с самого детства. Самостоятельно к этому они не придут при виде горькой правды чуть ли не на каждом шагу. М.Горький.Перед современным обществом стоит ряд се...

Формы взаимодействия детского сада и семьи на современно...

По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной...

"Использование инноваций на занятиях хореографии в современном детском саду"

Танец, являясь одним из самых древних видов искусства, всегда неразрывно связан с жизнью. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков, затем появились хороводы, которые смен...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.

Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего врем...

Открытое занятие-развлечение в подготовительной группе детского сада по теме "Мы идем в зоопарк"

Данное занятие приемлемо для проведения в начальной школе (1 класс)...