Принципы профессионального обучения
статья по теме

В статье кратко рассмотрены основные принципы профессионального обучения, такие как: соответствие требованиям современного производства, обучение в процессе производительного труда, профессионально-политехническая направленность, самостоятельность и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы профессионального обучения

Многие принципы обучения имеют исторический характер, часть из них со временем становятся не актуальными, некоторые изменяются, появляются новые принципы, соответствующие современным тенденциям. Все они взаимосвязаны и используются в комплексе. Педагог в процессе подготовки и проведения занятия руководствуется всеми принципами одновременно. Принципы обучения - это определенная система исходных, основных дидактических положений, требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую его эффективность. Все принципы обучения, существующие в общей дидактике такие как: принципы целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей применимы и для профессионального обучения. Однако в профессиональном образование необходимо учитывать следующие принципы: - Соответствие требованиям современного производства. В этом случае подразумевается, прежде всего, необходимость повышения научно-технического уровня профессиональной подготовки учащихся не только с ориентировкой на современный уровень соответствующей техники в технологии, но и на перспективы их развития. Производственное обучение должно осуществляться с использованием современного оборудования, доступных для учащихся новых и новейших технологий. Только при этом условии молодежь, оканчивающая профессиональные учебные заведения, сможет быть полноценно востребованной, сразу включиться в современное производство, успешно управлять сложными машинами и механизмами, техническими устройствами, уверенно руководить технологическими процессами. - Связь теории и практики. Связь обучения и труда, теории и практики - процесс двусторонний. Учебная и трудовая деятельность учащихся органически связаны. При изучении теоретических положений преподаватели опираются на производственный и жизненный опыт учащихся, приводят необходимые иллюстрации и обоснования; на занятиях производственного обучения выполняемые учащимися трудовые действия обосновываются необходимыми теоретическими положениями и закономерностями. - Обучение в процессе производительного труда. Этот принцип является одним из основных в учебно-воспитательной работе профессионального учебного заведения, подготавливающего квалифицированных специалистов. Трудовая деятельность позволяет применить и закрепить полученные знания, освоить общие ориентировочные основы любой деятельности, благодаря чему обеспечиваются успехи учащихся в учебно-производственной деятельности. В процессе труда развиваются психологические свойства и деловые качества учащегося; труд становится средством воспитания воли, настойчивости, старательности, самостоятельности, стремления доводить начатое до конца. - Профессионально-политехническая направленность. Применительно к производственному обучению данный принцип проявляется в выработке у учащихся общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков: планирования, способностей решать практические задачи в различных нестандартных производственных ситуациях, выборе оптимальных режимов трудовых процессов, пользовании и ведении производственно-технической документации, пользовании диагностической аппаратурой и оборудованием, ведении контроля за ходом и результатами технологических процессов и др. – Самостоятельность. Профессиональная самостоятельность проявляется в привычке и способностях учащихся самостоятельно разбираться в требованиях, предъявляемых к работе, в умении самостоятельно спланировать трудовой процесс, самостоятельно пользоваться технической документацией, в стремлении и умении самостоятельно преодолевать встречающиеся в процессе работы затруднения, предупреждать и устранять неполадки, в умении контролировать ход и результаты своего труда, в способности взять на себя ответственность. Эти идеи, принципы, концепции могут найти отражение в содержании и постановке профессионального образования, в важнейшей его составной части - производственном обучении. Какова будет их реализация - покажет будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

Статья на тему: Реализация принципа профессиональной направленности при обучении студентов английскому языку

Статья из опыта работы по формированию основ профессиональной направленности у студентов СПО на уроках английского языка....