Работа с одарёнными учащимися на уроках литературы
материал по теме

Нечаева Людмила Васильевна

Исследовательская деятельность учащихся как путь  развития одарённости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся  на уроках литературы

К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами».

          В этих словах – огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.

          Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

                           Людей неинтересных в мире нет,

                           Их судьбы – как истории планет.

                           У каждой все особое, свое,

                           И нет планет, похожих на нее.

          Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

          Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка  и, как следствие, его развитию.

 Особенность нашего времени – это потребность в грамотных людях, а быть сегодня грамотным – означает быть просто лучше образованным. Я уверена, для того чтобы сделать обучение качественным, значимым и творческим – необходимо включать исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школы. Одно из главных направлений моей деятельности – работа над повышением престижа знаний школьников, так как знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда.  В школе обучается немало детей, имеющих ярко проявляющиеся способности. Распознать способности у школьников, а также содействовать их развитию является для меня областью особого внимания.  ЦЕЛЬ моей работы : создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, самоопределению в соответствии со способностями. Меня беспокоит продолжающее падение престижа знаний у школьников. Резкое расслоение ученической среды по отношению к учению. В этих условиях все труднее сделать учение субъективно значимым видом деятельности для каждого ученика. Это в свою очередь уменьшает развивающую и воспитывающую роль учения, а познавательный интерес, к сожалению, не всегда направлен на школьную программу.

 В систематическом поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление школьников, добываются необходимые знания, формируются умения, а для меня открываются широкие возможности развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Исследовательская деятельность – это большой и сложный труд школьника и учителя, требующий индивидуального подхода к каждому ученику. Важно исследовательской деятельностью школьнику заниматься с раннего возраста, чтобы данная работа стала потребностью. Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее ПОЛНО выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения.

Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классе начинают

терять интерес к учѐбе. Это приводит к тому, что среднестатистический

выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка

самостоятельного движения в информационных полях.

На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы

является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может

занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою

индивидуальность. Так возникла идея о приобщении учащихся к

исследовательской деятельности.

Актуальность опыта

Одна из важнейших сторон сегодняшнего учебно-воспитательного

процесса – развитие индивидуальных способностей каждого ученика,

формирование творческой личности школьника, его коммуникативной

компетенции, активизация личностной позиции учащегося в

образовательном процессе.

Личность каждого человека всегда индивидуально окрашена,

интересна своей непохожестью. Каждый учитель должен стремиться создать

наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как

индивидуальности, развивать творческое мышление, необходимое для

познания, практической деятельности, ориентации в быстро изменяющемся

окружающем мире.

На данном этапе организации образовательного процесса в школе на

первый план выходит такая технология организации деятельности, как

проектная деятельность.

Исследовательскую деятельность вполне можно

рассматривать как один из вариантов проектной деятельности.

Исследовательская деятельность способствует формированию у детей

способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,

развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию языковой

коммуникативной культуры школьников, воспитанию подлинно свободной

личности – всѐ это соответствует приоритетным направлениям современной

системы образования.

Кроме того, приходится констатировать, что интерес школьников к

изучению литературы, впрочем, как и к чтению классических произведений,

с каждым годом утрачивается. А между тем задачами учебного предмета

«Литература» являются привитие любви к литературе и чтению,

формирование потребности в постоянном чтении, воспитание активного

читателя с широким кругом интересов, выработка оценочного подхода,

литературного вкуса.

Разрешить это противоречие также поможет

исследовательская деятельность.

Ведущая педагогическая идея опыта – приобщение школьников к

проведению исследований художественных текстов на уроках литературы и

во внеурочное время с целью воспитания активности личности в обучении и

как следствие еѐ творческую самореализацию. При этом обучение навыкам

исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической

системы обучения, предполагающей прохождение одних и тех же этапов

исследовательской деятельности на новых ступенях обучения во всѐ более

расширенном объѐме.

Диапазон опыта проявляется в системе «урок – внеклассная работа» и

направлен на организацию исследовательской деятельности школьников II

и III ступеней обучения.

Новизна опыта состоит в разработке методики поэтапного

приобщения учащихся к исследовательской деятельности в области

литературы, в создании алгоритмов выполнения исследовательских работ

по литературе различных уровней сложности, а также в разработке

индивидуальных карт наблюдений за развитием навыков исследовательской

деятельности школьников и критериев оценивания индивидуальной

исследовательской работы.

 Технология опыта

Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность

учащихся, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи

Целью вовлечения школьников в учебную исследовательскую

деятельность является активизация личностной позиции учащихся в

образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, а

также развитие творческих способностей школьников через совместный

творческий процесс учителя и ученика

Приобщение школьников к учебной исследовательской деятельности

способствует решению следующих задач:

- развитию интереса к литературе, расширению и актуализации знаний по

предмету;

- формированию самостоятельности, творческой выработке решений;

- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

- формированию навыков исследовательской деятельности;

- расширению представлений о способах получения информации;

- развитию коммуникативных навыков;

- привлечению школьников к участию в олимпиадах, творческих

конкурсах, научно-практических конференциях.

Учитывая специфику школьной системы, правильно будет определить

исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс

совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску

решения неизвестного.

Чтобы организовать исследовательскую деятельность необходимо

наличие следующих элементов: 1 – индивидуальность ребѐнка; 2 –

индивидуальность педагога; 3 - интересный объект исследования. Если один

из трѐх составляющих выпадает из системы, то система перестаѐт работать.

Исследовательскую деятельность как учебный процесс можно

разделить на несколько этапов.

I. Этап «Это интересно!»

В каждом ученике живѐт страсть к открытиям и исследованиям.

. Даже плохо

успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаѐтся что-

то открыть самому. Задача учителя - вызвать интерес к процессу

исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом

выполнения работы.

II. Этап «Выбираем тему»

Требования к теме исследовательской работы:

- тема должна быть интересна ребѐнку, учитывать особенности его

интересов, склонности;

- через решение предложенной темы ученик должен максимально

реализовать свой творческий потенциал, раскрыть лучшие стороны своего

интеллекта;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена

сравнительно быстро;

- тема должна быть оригинальной.

Совместная работа при выборе и утверждении тем создаѐт атмосферу

сотрудничества между учениками и учителем.

III. Этап «Собираем информацию»

Один из важнейших вопросов данного этапа работы – где добыть

нужную информацию, связанную с проблемой исследования. Материал для

работы может черпаться из самых разных источников: словарей,

справочников, энциклопедий, критической литературы

Информация может быть почерпнута также из сети Интернет.

IV. Этап «Выдвигаем гипотезу»

Гипотеза – это предвидение события, это вероятное знание, ещѐ не

доказанное.

Первое,

что заставляет появиться на свет гипотезу, - это проблема. Гипотеза или

гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы.

Выдвижению гипотезы предшествуют следующие операции:

- наблюдения над текстом (текстами) художественных произведений;

- анализ отдельных фактов, касающихся художественных образов, структуры

произведения, особенностей языка, индивидуальных особенностей стиля

писателя и т. д.;

- выявление чего-то неожиданного, нового.

V. Этап «Ищем пути решения проблемы.

Данный этап характеризуется разработкой программы поиска.

Учитель проводит организационную работу по определению видов

деятельности над темой исследования, помогает найти все пути, ведущие к

достижению цели. Способы решения проблем во многом зависят от темы.

Чаще всего при выполнении исследовательской работы по

литературе мы используем такие методы, как ассоциативный эксперимент,

метод  наблюдения над художественным текстом, метод

классификации и обобщения фактов.

VI. Этап «Систематизируем и обобщаем полученные данные»

Чтобы облегчить этап систематизации и обобщения полученных

данных, необходимо приучить школьников к регистрации собранного

материала. Каждый пример из художественного произведения (цитата с

указанием страницы) мы фиксируем на отдельном листе бумаги (специально

заготовленной карточке) – их число может доходить до тысячи. Например,

при выполнении исследовательской работы «Особенности обращений в

стихотворениях А. С. Пушкина» нами было зафиксировано 794 примера

обращений. Это один из самых трудоѐмких этапов исследовательской

работы.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его

группировку и классификацию. Классификация даѐт возможность наиболее

коротким и правильным путѐм войти в круг рассматриваемых вопросов

проблемы. Она облегчает поиск и помогает устанавливать ранее не

замеченные связи и зависимости. Классификацию надо проводить в течение

всего процесса изучения материала.

В ходе и в результате наблюдений осуществляется описание

исследовательской работы. Описание может быть полным и неполным, но

всегда предполагает определѐнную систематизацию материала. Материал

может быть систематизирован в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем,

которые оформляются как приложение.

VII. Этап «Готовим проект»

Продуктом исследовательской деятельности чаще всего становится

«сообщение», реферат

, который в

нашем случае называется исследовательской работой.

На данном этапе учитель консультирует учащихся, координирует их

работу, учит правильному оформлению исследовательской работы.

VIII. Этап «Защищаем исследовательскую работу»

Защита – венец исследовательской работы и один из главных

этапов обучения учащихся исследовательской деятельности. Ученик,

сделавший открытие, часто стремится рассказать об этом другим. Именно

поэтому этап защиты исследовательской работы важен, в первую очередь,

не столько для тех, кому адресовано сообщение, сколько для того, кто

рассказывает о своѐм открытии.

О выполненной работе надо не только рассказать, еѐ нужно защитить.

В ходе защиты школьник учится излагать добытую информацию, доказывать

свою точку зрения, отвечать на вопросы. Задача докладчика: точно и

эмоционально изложить саму суть исследования.

Специфика технологии

Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в

рамках концентрической системы обучения.

Учащиеся любого возраста легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной. Иногда у ребят бывают неожиданные находки, например, при изучении  романа А.С. Пушкина «Дубровский» поставлена задача – сопоставить изображение имений в романе и имений Пушкина, Михайловского и Покровского, использовать текст романа и статью в учебнике «В мире литературы. 6 класс» под редакцией А.Г. Кутузова. Сравнили, пришли к нужному выводу, что великий Александр Сергеевич Пушкин явно писал «с натуры» А потом вдруг неожиданно обнаружили, что не только описание имений сходится, но и имя одной из героинь романа, старой няни Дубровского - Орина Егоровна, созвучно с именем няни Пушкина – Арина Родионовна. Так вводится понятие – прототип литературного персонажа. Безусловно, ситуация открытия была срежиссирована учителем

Интересно можно организовать поисковую работу, изучая любое произведение. Исследование присутствует почти на каждом уроке, ведь любой анализ художественного произведения предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический труд радостным и увлекательным.

Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого.

В 5-м классе вводится понятие исследовательской деятельности, а

также таких еѐ составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, у

учащихся формируются первоначальные навыки выдвижения гипотез, сбора

материала, его группировки и классификации. Рассмотрим, как это

происходит на примере самой первой исследовательской работы

пятиклассников

Например, изучается "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

 «Образ берѐзы в творчестве С. А. Есенина».

Сначала в классе читается фрагмент исследовательской работы,

касающейся творчества А. С. Пушкина о том, сколько раз в произведениях

поэта встречаются слова «любовь», «ненависть», «враг», «друг» и т. д.

Работа вызывает интерес, а значит, цель, поставленная на первом этапе

(«Это интересно!»), достигнута.

Затем школьникам сообщается, что они тоже

могут выполнить подобную работу по творчеству С. А. Есенина, известного

большинству пятиклассников по стихотворению «Берѐза». В классе

зачитывается несколько стихотворений поэта, где встречается слово

«берѐза».

Вводя понятие проблемного вопроса и гипотезы, задаю

вопрос: «Как вы думаете, почему в творчестве  Есенина образ берѐзы

встречается достаточно часто?»

1) Берѐза - символ России. А поскольку Есенин так часто в своѐм

творчестве использовал образ берѐзы, можно сделать вывод о том, что поэт

был большим патриотом своей Родины.

 2) Берѐза – часть природы. Значит,

частое обращение к образу берѐзы говорит о том, что Есенин очень любил

природу и всѐ то, что с ней связано.

 3) Берѐза ассоциируется с чем-то

нежным , изящным. А любовь к берѐзе как дереву свидетельствует о том, что

Есенин был человеком тонким, ранимым, чувствительным (этап «Выдвигаем

гипотезу»).

Затем учащимся в качестве домашнего задания предлагается выписать

на карточки примеры из стихотворений Есенина, в которых встречается

слово «берѐза».

Ученик, выписавший самое большое количество примеров,

получает звание Почѐтного исследователя.

На следующем уроке

происходит группировка и классификация собранного материала: а)

стихотворения, посвящѐнные Руси; б) стихотворения, описывающие

природу; в) стихотворения, в которых берѐза сравнивается с девушкой (этап

«Систематизируем и обобщаем полученные данные»).

 Продуктом работы является коллективная исследовательская

работа, которая оформляется учениками совместно с учителем.

В 6-м классе

На уроке при анализе баллады В. А. Жуковского «Светлана» из каждой

строфы в один столбик выписываются слова, которые вызывают

положительные эмоции (свет, ангел-утешитель, огонѐк, радость, голубочек

милый и т. д.), а в другую – слова, которые вызывают отрицательные эмоции

(сумрак, грустно, тускло, умереть, гроб, тьма, вран чѐрный, смерть и т. д.)

(этап «Систематизируем и обобщаем полученные данные»).

Сопоставление соотношения слов одной и другой групп в каждой

строфе помогает понять, как слова влияют на создание эмоционального фона

произведения. Теперь при выписывании на карточки примеров из

художественных произведений учащиеся над значимыми словами ставят

знак «+» или «- ».

Также учитель вводит понятие цветописи и звукописи, так как при

выполнении исследовательских работ по литературе мы часто выделяем

слова, обозначающие цвет, и слова, обозначающие звук.

Исследовательская деятельность шестиклассников  носит

коллективный характер.

В 7-8 классах для выполнения исследовательских работ формируются

группы постоянного состава по 5-6 человек.

В ходе выполнения исследовательских работ обучающиеся

продолжают отрабатывать навыки выдвижения гипотез, наблюдения над

материалом, его сбора и классификации.

Главное в таких уроках – это совместный поиск истины и

собственные открытия в художественном тексте.

Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал и в более старших классах.

Существует проблема, как дать ребятам тему «Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» в 9 классе. Материал большой, рассказывать о лирических отступлениях можно долго. Только нужно ли? И мы решили пойти путём поиска и открытий.

В романе 8 глав, ребята разделились на 8 групп и получили задание: найти лирические отступления в каждой главе, внимательно перечесть их, посчитать, определить тематику, средства художественной выразительности, при этом в каждой группе работал статист, который вёл подсчёт, сколько раз Пушкин использует олицетворение, эпитеты, метафоры. Затем на доске была сделана гигантская таблица, где каждая группа отразила результат своего поиска. И ребята могли провести наблюдение.

Оказывается, что максимальное количество лирических отступлений в первой и последней главе. Чем динамичнее сюжет, тем лирических отступлений меньше. Был сделан вывод, что Пушкин тяготеет к эпитету и метафоре. Проанализировав тематику лирических отступлений, ребята пришли к выводу, что В.Г. Белинский был прав, когда назвал роман «энциклопедией русской жизни», потому что в лирических отступлениях они нашли всё, чем живёт человек.

Конечно, эти ребячьи изыскания не стоит принимать всерьёз с научной точки зрения. Но ценно то, что они почувствовали вкус поисковой работы, им было интересно работать самим . Урок, который обещал скучную лекцию учителя, неожиданно превратился в интересное дело. И перспективу работы сами ребята наметили: ведь роман Пушкин писал в течение семи лет, любопытно было бы проследить, по лирическим отступлениям, что волновало поэта в разные периоды его жизни.

Интересно можно организовать поисковую работу, изучая любое произведение. Исследование присутствует почти на каждом уроке, ведь любой анализ художественного произведения предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический труд радостным и увлекательным.

«Мифологический смысл образов животных и птиц в «Слове о полку Игореве».

 «Особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И.Тютчева»;

«Назначение образов-символов в творчестве А.А. Блока».

Процесс вовлечения школьников в индивидуальную

исследовательскую деятельность начинается в 9-м классе и продолжается в

10-м и 11-м. 

 «Образ свечи в стихотворениях Анны Ахматовой и Бориса Пастернака».

«Жѐлтый цвет в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и в лирике А. А.Ахматовой и А. А. Блока 

Образы-символы в творчестве А. А. Блока

Цветовые символы в лирике А. А. Блока

«Стихи о Прекрасной Даме» – лирический дневник или философские размышления Блока.

«Ой ты, Гой еси ,Иван Васильевич, царь ты наш… (по произведениям  «Князь Серебряный» и «Песня  про купца Калашникова»)

Можно сделать вывод: развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес уч-ся к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения.   Данная работа дает возможность  развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к труду

Главными задачами организации учебно-исследовательской работы в образовательных учреждениях являются:
- выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований.

Особенности образа грозы

в лирике Ф. И. Тютчева

урок-исследование в 8 классе

Цели урока

образовательная:

помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом

творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как

весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…» и сопоставив их со

стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», отрывка из романа М. А.

Шолохова «Тихий Дон» и отрывка из романа М. А. Булгакова «Мастер и

Маргарита»; через коллективную и групповую исследовательскую

деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской

работе

развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности,

ассоциативное мышление, речь школьников

воспитательная: воспитывать любовь к русской литературе

Оборудование: толковый словарь В. И. Даля, картина К. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», листы с текстами (стихотворение М. Ю.

Лермонтова «Гроза», отрывок из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»,

отрывок из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», стихи Ф. И.

Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот

летних бурь»), слайды, компьютер, диапроектор.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение целей и особенностей работы

(исследовательская работа в группах по 4 человека – всего 4 группы)

2. Работа по включению ассоциативного мышления

- С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? (ответы учащихся)

3. Исследовательская работа

Учитель

- Посмотрите на картину художника К. Маковского «Дети, бегущие от

грозы» и скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что на ней

изображено?

- Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет

слово «гроза» ( «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда,

бедствие»)

Вывод 1 (все выводы фиксируются в тетради). Слово «гроза» у нас

ассоциируется с со страхом, бедой, тревогой.

Учитель

- Образ грозы неоднократно встречается в произведениях различных

поэтов и писателе, живших в разное время. Наиболее яркое описание

грозы мы встречаем в произведениях М. Ю Лермонтова, М. А. Шолохова,

М. А. Булгакова, Ф. И. Тютчева (выразительное чтение учащимися

отрывков)

Скажите, отличаются ли описания грозы у М. Ю Лермонтова, М. А.

Шолохова, М. А. Булгакова от тютчевских описаний грозы? (ответы)

Давайте сформулируем гипотезу нашей исследовательской работы

(Образ грозы у Ф. И. Тютчева очень оригинален и непохож на образ

грозы, запечатлѐнный в творчестве М. Ю Лермонтова, М. А.

Шолохова, М. А. Булгакова, потому что лирический герой Ф. И.

Тютчева воспринимает это природное явление как позитивное.)

Для того чтобы понять, в чѐм состоит это отличие, давайте проведѐм

несколько исследований. Найдите в предложенных вам текстах позитивно

окрашенные и негативно окрашенные слова (работа в группах)

1 группа    Лермонтов «Гроза»

Ревѐт, тѐмная бездна, хлещет,тревожной молнии змея,тревожный рой

Бедствие,беда,опасность,угроза,ужас,страх,гроза

1

2 группа – М. А.

Шолохов «Тихий

Дон» (отрывок)

Чѐрная туча, горькая пыль,тревожно заверещал, ударил влицо, дикогромоздились тучи, вздыбленные вихрем, слепящиевспышки молний

3 группа – М. А.

Булгаков «Мастер

и Маргарита»

(отрывок)

Пыльная туча, сильно потемнело, туча, чѐрная влага,ударило, страшно бушующие потоки, длинное варево грозы

4 группа - Ф. И.

Тютчев «Весенняя

гроза»

Люблю, резвяся и играя, раскаты молодые, дождик, перлы дождевые,

солнце нити золотит, поток проворный, вторит весело

Вывод.

У Лермонтова, Шолохова, Булгакова мы можем отметить

традиционно негативное восприятие грозы.

 Тютчев в своѐм творчестве неоднократно обращается к

образу грозы. В своих стихах он выражает восторг, восхищение грозой.

Учитель

- Вы знаете, что одним из способов воздействия на читателя является

цветопись. Давайте понаблюдаем, какие цвета используют М. Ю

Лермонтов, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, Ф. И. Тютчев при описании

грозы.

Группа, название произведения Слова, обозначающие цвет

1 группа – М. Ю. Лермонтов

«Гроза»

Огнистой лентой

2 группа – М. А. Шолохов «Тихий

Дон» (отрывок)

Чѐрная (туча), жгуче-белая (молния), слепящие

(вспышки)

3 группа – М. А. Булгаков

«Мастер и Маргарита»

(отрывок)

Потемнело, белые (облака), чѐрная (влага)

4 группа - Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза»

(В небе) голубом, (солнце) золотит

Вывод 4. При описании грозы поэты и писатели обращаются к

цветописи. При этом М. Ю Лермонтов, М. А. Шолохов, М. А.

Булгаков неизменно используют чѐрный цвет.

Ф. И. Тютчев избегает этого цвета. Его стихи, описывающие грозу,

имеют зелѐно-голубую палитру. Кроме того, в стихах встречаются

слова, обозначающие свет, сияние.

Учитель

- А теперь давайте проведѐм ещѐ одно маленькое исследование.

Посмотрим, как часто в исследуемых нами текстах встречаются слова,

обозначающие различные звуки.

Группа, название произведения Слова, обозначающие звук

1 группа – М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Ревѐт (1 слово)

2 группа – М. А. Шолохов «Тихий Дон»

(отрывок)

Глухо грохотал, тревожно заверещал,

предгрозовая тишина, свистнул, с сухим

треском ударил гром

(7 слов)

3 группа – М. А. Булгаков «Мастер и

Маргарита» (отрывок)

Ударило (1 слово)

4 группа - Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят

раскаты молодые, птичий гам, шум

нагорный, вторит весело

(5 слов)

Вывод5. В стихотворениях Ф. И. Тютчева, посвящѐнных грозе, часто

встречаются слова, обозначающие различные звуки. Причѐм очень

часто эти слова сопровождаются позитивно окрашенными словами.

Грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный»,

что усиливает наше позитивное восприятие грозы.

Учитель

- Многие поэты, и Ф. И. Тютчев не был исключением, обращались к такому

приѐму, как звукопись. Аллитерация и ассонанс помогают нам понять

тончайшие оттенки разнообразных сторон жизни, помогают услышать звуки

природы. Давайте обратимся к тютчевским стихам, найдѐм в них приѐмы

аллитерации и постараемся понять, с какой целью к ней обращается автор.

Название стихотворения

Примеры аллитерации

«Весенняя гроза»

Звуки Г, Р помогают услышать звуки грома

«Неохотно и несмело»

С помощью звука С в первом и последнем

катренах автор передаѐт сияние солнца

«Как весел грохот летних бурь»

Благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты

грома. Звук Ш передаѐт шум дубравы

4. Подведение итогов

Учитель

- Подведение итогов вы сделаете самостоятельно в своих

исследовательских работах.

5. Домашнее задание

Каждой группе в течение недели оформить исследовательскую работу

на тему «Образ грозы в лирике Ф. И. Тютчева» по предложенному плану

(выдаѐтся каждой группе).

План

I. Гипотеза

II. Цели работы и еѐ задачи

III. Образ грозы в лирике Ф. И. Тютчева

1. Позитивно и негативно окрашенные слова

2. Цветопись

3. Звукопись

IV. Выводы

V. Приложения

Советы учителя

1. В основе работы будут лежать выводы, записанные в тетради.

2. В качестве приложений будут выступать таблицы и схемы из тетради.

3. Работу можно расширить, добавив для анализа стихотворение

Ф. И. Тютчева «Успокоение» и описание грозы из произведения

И. С. Тургенева «Бирюк». Над этими произведениями необходимо

провести аналогичные исследования.

Исследуемые тексты

* * * * * *

Ревѐт гроза, дымятся тучи

Над тѐмной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вьѐтся

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятется –

И здесь стою недвижим я.

( М. Ю. Лермонтов)

«Чѐрная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром.

Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-

белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нѐс со шляха горькую

пыль, почти до самой земли пригибал отягощѐнные семечками шляпки

подсолнухов...

Стремительно находил дождь. Предгрозовая тишина стояла недолго.

Тревожно заверещал косо снижавшийся копчик, в последний раз свистнул

возле норы суслик, густой ветер ударил в лицо... мелкой песчаной пылью, с

воем полетел по степи...

... величаво и дико громоздились тучи, вздыбленные вихрем, озаряемые

слепящими вспышками молний.

Над степью с сухим треском ударил гром»

(М. А. Шолохов. Отрывок из романа «Тихий Дон»)

«Пыльная туча накрыла площадку, сильно потемнело... Туча залила уже

полнеба, ... белые кипящие облака неслись впереди напоенной черной влагой и

огнем тучи. Сверкнуло и ударило над самым холмом...

Ливень хлынул внезапно... Вода обрушилась так страшно, что, когда

солдаты бежали книзу, им вдогонку уже летели бушующие потоки... Через

несколько минут в дымном вареве грозы, воды и огня на холме остался

только один человек»

(М. А. Булгаков. Отрывок из романа «Мастер и Маргарита»)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяс я и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити зо лотит.

С горы бежит поток проворный,

В ле су н е молкнет птичий гам,

И гам лес ной, и шум нагорный –

Все вторит весе л о громам.

Ты скажешь ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

Приложение № 1

Карточки с заданиями для отработки навыков

формулирования гипотез

для исследовательских работ по литературе

_________________________________________________________________

Карточка № 1

Как вы думаете, почему в своѐм творчестве С. А. Есенин часто

обращается к образу берѐзы? Предложите несколько разных гипотез по

данному поводу.

_____________________________________________________________

Карточка № 2

Почему при описании крестьян Н. А. Некрасов часто использует

причастные формы? Сформулируйте свою версию как гипотезу.

_____________________________________________________________

Карточка № 3

Почему А. А. Блок в своих стихах использует двоякое написание слов

«жѐлтый» - «жолтый»? Предложите свою гипотезу.

_____________________________________________________________

Карточка № 4

Какого эффекта добивается А. А. Ахматова, используя в своѐм

поэтическом творчестве приѐмы цветописи? Предложите несколько разных

гипотез по данному поводу.

__________________________________________________________________

.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гашунская  средняя общеобразовательная  школа№4

Исследовательская деятельность учащихся  на уроках литературы

 Выполнила:

Учитель русского языка и литературы

МОУ Гашунской СОШ№4

Нечаева Л.В.

п.Байков.

2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пошаговая работа с текстом на уроках литературы

Развитие читательской компетенции становится серьезной проблемой. Данная статья предлагает некоторые пути выхода из сложившейся ситуации....

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).

Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Работа с буктрейлером на уроках литературы. Цикл уроков

Буктрейлер - это то короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книг и пропаганда чтения, привлечение внима...

Развитие умения учащихся работать с информацией на уроках литературы через использование метода интеллект – карты. из опыта работы

Выступление из опыта работы учителя на заседании РМО учителей русского языка и литературы.  В материале содержится краткое представление  системы работы по организации работы обучающихся ста...

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...