Школа будущего.
статья на тему

Судьина Светлана Николаевна

В данной статье рассказывается о том, считается ли электронная среда в образовании  движением в будущее. Расскрываются все плюсы и минусы ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon школа будущего121 КБ

Предварительный просмотр:

Судьина С.Н.

(Россия, Нижегородская облась, р.п.Тёша,

МБОУ Тёшинская СОШ,  sweta.sudyina@yandex.ru)

Школа будущего.

        Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Наступает время обобщить и систематизировать накопленный к настоящему времени опыт по созданию информационной образовательной среды школы.

       Так что же такое электронная образовательная среда? Во-первых, в электронной образовательной среде возможно работать в индивидуальном темпе, на индивидуальном уровне сложности, при этом не обязательно находиться тет-а-тет с учителем. В этом смысле тезис о том, что индивидуализация образования возможна лишь в том случае, когда учитель с глазу на глаз беседует с учеником, легко развенчивается. Потому что само организационное начало электронной среды, возможность оставлять в ней некоторые следы собственной деятельности позволяет ребенку и взрослому действовать в ней по собственному усмотрению в индивидуальном режиме. При этом можно работать достаточно большими группами. Во – вторых, сама образовательная среда еще и структурирует деятельность человека. В частности, никто не станет отрицать, что любой человек, заходя в Интернет (пусть даже в некую социальную сеть), вынужден придерживаться некоторых правил, например, как публиковать, что публиковать, как выйти на связь с другим человеком. Таким образом, саму образовательную электронную среду можно структурировать так, чтобы в ней правила действования были бы такими, чтобы неминуемо деятельность человека, который погружается в эту среду, структурировалась. Структурировалась правильно, не ставя каких-то ограничений на произвольность действия, на индивидуальный маршрут и темп.

      Мы очень часто слышим такие понятия, как информационная среда, цифровая среда, компьютерная среда и т.п. Так синонимичны ли выражения: электронная среда, информационная среда, виртуальная среда, цифровая среда, компьютерная среда, веб-среда, сетевая среда, аналоговая среда, интернет-среда? Существует, например, понятие, что электронный документ – это цифровое отображение информации, носителем которого являются средства вычислительной техники и информатики. И аналоговый и электронный документы содержат идентифицированную информацию, так что их содержательное описание одинаково. А цифровая среда — это искусственная, интерактивная, созданная с помощью компьютера сцена или «мир», внутрь которого может погрузиться пользователь. Цифровую среду можно рассматривать как синоним виртуальной реальности. Информационная среда – это совокупность технических и программных средств  хранения, обработки и передачи информации. И данные сравнения в определениях будут продолжать встречаться и далее, т.о., делаем вывод, что все эти понятия являются синонимами понятия электронная среда.  Электронная  среда школы представляет собой совокупность связанных микропространств, микросред, образующих иерархическую систему учебного заведения, нацеленную на достижение максимального образовательного эффекта. В этом контексте электронная среда должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса, создаваться, управляться и существовать для решения образовательных задач. 

Рис.1 Объемная схема информационной среды школы

На рисунке, представленном в виде каркаса тетраэдра, показаны четыре основных блока, из которых, как правило, состоит информационно-коммуникационная среда образовательного учреждения: административный блок, блок получения знаний учащимися, отдельно выделен блок реализации, удовлетворения познавательных интересов учащихся, а также социальный блок, который в последнее время получает в школах свое закономерное развитие.

        Так в  каких же  отношениях находятся понятия «Электронная среда» и «Информационно-образовательная среда»? Информационно- образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе, цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ – оборудование, коммуникационные каналы, т.е. систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно – образовательной среде. А цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии – это и есть составляющие электронной среды. Значит «Электронная среда» и «Информационно-образовательная среда» находятся в отношениях равнозначности.

         Использование электронной среды в школе позволит успешно решить следующие задачи:

  1. Выйти на перспективный рынок дистанционного обучения;
  2. Сократить издержки на организацию и ведение учебного процесса;
  3. Уменьшить нагрузку на аудиторный фонд;
  4. Организовать эффективную обратную связь с учениками;
  5. Построить систему непрерывного образования и профессионального развития;
  6. Использовать новые возможности для обучения;
  7. Повысить качество образования за счет использования инновационных средств обучения.

         Но, с сожалением необходимо отметить, что полноценная реализация всех направлений использования ИКТ в школе в настоящий момент сдерживается явным отставанием методического обеспечения современного образовательного процесса, использующего ИКТ, т.е. в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда “низы уже не хотят”, а “верхи еще не могут”. Иначе говоря, школа уже работает в информационном пространстве, электронной среде, но единая методическая база, которая позволяла бы учителю добиваться максимального образовательного эффекта от применения ИКТ, до сих пор практически отсутствует. Это не только снижает эффективность применения компьютерной и мультимедийной техники, но и, как отмечают некоторые авторы, дает отрицательный образовательный эффект из-за перегруженности уроков аудио-, фото- и видеоматериалами. С другой стороны, использование информационно-коммуникационных технологий в профильном обучении и во внеурочной деятельности без методической базы приводит к распылению времени, энергии участников образовательного процесса, к снижению эффективности использования компьютерной и другой техники, к принижению идей информатизации российского образования.

В настоящее время, за исключением отдельных описаний применения ИКТ на предметном уроке и во внеурочной деятельности, школьный учитель практически не имеет возможности найти практические советы и методические разработки по применению компьютерной и мультимедийной техники в своей деятельности.  Но даже наличие методических указаний, практических пособий не спасает ситуацию, т.к. у преподавательского корпуса отсутствует практика работы с мультимедийной и иной техникой, которая может применяться в образовательном процессе и во внеурочной деятельности. Кроме того, у преподавателей отсутствуют навыки (компетентность) установки программного обеспечения на персональный компьютер, подключения периферийного оборудования, практической работы в локальных и глобальных сетях, отсутствует простейший опыт действий при сбоях компьютерной и другой техники.

      В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. Инновационная деятельность  направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.

    Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников. Проблема корректного использования компьютеров в обучении до сих пор остается, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением.  До сих пор на практике отсутствует полнота, целостность и системность в обеспечении здоровьесбережения обучаемых. Практически каждый учитель может долго рассказывать о мерах, которых он придерживается при обучении школьников, используя средства ИКТ. И практически в каждом случае без особого труда можно найти достаточное количество неучтенных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье обучаемых.

      Современный учитель без владения ИКТ-компетенциями едва ли построит достойный диалог со своими учениками. Новые образовательные технологии естественно и прочно обосновались в педагогической практике. А проектно-исследовательская деятельность в сегодняшнем образовательном пространстве не только выводит ученика и учителя за рамки традиционной школы, формирует их основные образовательные компетенции, создает модели общения с информационным полем и ситуацию успеха для роста личности, она еще укрепляет человеческие контакты, учит учителя видеть в своем ученике партнера и коллегу, креативно мыслить и совместно решать возникающие проблемы. Но тем не менее, учитель - это ключевая фигура в школе. Даже если обеспечить школу суперсовременным оборудованием, без квалифицированного учителя оно «работать» не будет.

      Компьютерная грамотность понимается современными людьми, как умение пользоваться персональным компьютером. Академик А.П. Ершов описывает понятие «компьютерной грамотности» школьников следующими определениями:

1. Умения: понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, основы программирования на одном из языков программирования, практические навыки общения с ПК;

2. Знания: принцип действия и устройство ПК и его основных элементов;

3. Знание дела: применение и роль компьютеров в учебном процессе, производстве и других отраслях деятельности человека.

В учебном пособии по информатике, победившем на конкурсе 1987 г., толкование компьютерной грамотности дано не столько из технических, сколько из дидактических соображений и определялось, как умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с помощью ПК.

Таким образом,  уровень компьютерной грамотности связан с умениями искать, накапливать и перерабатывать в ПК информацию самого различного рода: в форме таблиц, рисунков, чертежей и различных описаний. Оформлять их в виде текстов, таблиц, графических объектов и передавать по компьютерным сетям, находить и получать их из различных источников, систематизировать, вновь перерабатывать и использовать для решения различных практических задач.

Сегодня формирование компьютерной грамотности начинается уже на начальной ступени обучения.

Список литературы:

  1. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
  2. Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с.
  3. Кларк Ч. Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003.
  4. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 4. – 2003

  1. Красношлыкова О.Г. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 12. – 2005.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  2. Яснева Г.Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики // Информатика и образование. Серия: Педагогика. - № 2. – 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа будущего"

Моделирование  проекта «Школа будущего» обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе.  Проект разработан в рамках Федерального  закона  «Об образовании»...

Мастер-класс. Школа будущего.

Материал о том, как мы представляем себе преподавание физики в школе будущего....

"Школа будущего"

Школа-это то место, где каждый из нас положил не один год своей жизни. Из года в год, шесть дней в неделю «маленькие взрослые» посещают это общеобразовательное учреждение и вместе со своими учителями ...

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

"Школа будущего" или "Школа моей мечты"

Презентация составлена на основе эссе "Школа будущего"....

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"

Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...