Мастер-класс. Школа будущего.
статья по физике на тему

Пеньковская Татьяна Викторовна

Материал о том, как мы представляем себе преподавание физики в школе будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_shkola_budushchego.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное образовательное учреждение

               «Красноярская средняя общеобразовательная школа №2».

                        Мастер – класс.

    Преподавание курса физики в школе будущего.

                «Наша новая школа».

                                                         Учитель высшей категории

                                                          физики и информатики

                                                            Пеньковская Т. В.

                                           

                                                       п. Красный Яр

                                                         2010 г.

                                             План:

  1. Школа будущего.
  2. Преподавание курса физики в школе будущего.
  3. Физический эксперимент с использованием компьютерных технологий.

     

                               1.  Школа будущего.

То, что не ясно, следует выяснить.

То, что трудно творить,

следует делать с великой настойчивостью.

                                                         Конфуций

Проблема, над которой работает школа:

  1. «Диагностико - технологическое управление учебно -  воспитательным процессом через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий».
  2. 2009-2010 учебный год:

«Педагогические инновации в условиях использования информационных технологий».

 Школа будущего.        Говорят дети.    Сегодня необычайно важно, чтобы учащиеся вместе с педагогами и учеными принимали участие в разработке модели «Школы будущего».

  Какой видят школу будущего те, ради кого все и затевали, — ученики?

Вот несколько цитат:

— Школа будущего? Наверное, дети будут учиться в веселых школах, где все шутят и смеются. Важно то, что находишь друзей и встречаешься с ними каждый день…

— Я думаю, что в школе будущего в столы будут встроены компьютеры, а в стулья — кнопки. Если на них нажать, то кресло станет удобнее. Важные фразы из объяснения учителя автоматически появятся на доске. Учебники будут выезжать из парт, когда начинается следующий урок.

— В будущем, мне кажется, школы станут виртуальными. Ученики будут общаться с учителями, не выходя из дома. Допустим, утром я встаю, включаю компьютер, а там робот-учитель объясняет какой-нибудь урок — тот, который я захочу выучить!

- В школах будущего должна быть разрешена свободная форма

- В школе будущего, в первую очередь, должны быть пересмотрены отношения между учениками и учителем, также должна проводиться профилизация предметов. Каждый ученик должен выбирать сам тот спектр предметов,  которые ему наиболее близки и с которыми он впоследствии свяжет свою жизнь.

- В школе будущего должна быть повышенная компьютеризация. Практически в каждом классе есть проектор для облегчения работы учителя.  Все компьютеры связаны локальной сетью.  Не надо носиться по школе с пачкой конспектов в руках, пара «кликов» мышью — и они уже в нужном классе.

-  Без учителей будущего не будет школы будущего! Даже столовая, и та тоже столовая будущего!  На самом деле не будет школы будущего без учеников, тоже учеников будущего.

     В своё время Л. С. Выготский сформулировал основную задачу педагогики будущего, в которой жизнь "раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. 

    Петр Леонидович КАПИЦА.

Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи (доклад на Международном конгрессе (Венгрия, 11.09.1970)).

  « Задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира».

          Какой будет школа будущего во всех ее деталях — предугадать не дано. Мы можем только задать направления. Наверное, идеальным вариантом было бы, если бы в каждой конкретной школе собрались советы — ученики и учителя, провели конференции, придумали свои проекты, обсудили бы их. Вот на этой основе всем вместе можно строить новую школу, ведь изменения, прописанные в стратегии, рассчитаны на постепенное введение вплоть до 2020 года. А базой для этих изменений должны, на мой взгляд, стать такие характеристики:            - в школе будущего дети будут больше учиться сами, задача учителя

             — научить их учиться;

           - максимум современных обучающих технологий;

           - игровые и другие инновационные методы обучения в полном объеме;

           - в школе будущего дети не только получают знания, но и учатся

             применять их на практике.

     Проблемы общего образования стали недавно предметом обсуждения на Совете при президенте. Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о том, что  «главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  Уже в 2010 году, а этот год объявлен Годом учителя, мы  разработаем и введём новые требования к качеству образования.

…систему педагогического образования  ждёт серьёзная модернизация. Нам предстоит возродить систему образования, которая пользовалась авторитетом во всем мире».

Стратегическая цель государственной политики в области образования :

  1. повышение доступности качественного образования
  2. соответствие требованиям инновационного развития экономики
  3. соответствие современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение  приоритетных задач.

    Сейчас подготовлена национальная образовательная стратегия, инициатива «Наша новая школа». Определены пять ее основных направлений.

  1. Прежде всего, речь идет о содержании образования.
  2.  Новый стандарт. Из него ушло понятие федерального, национального (регионального) и школьного компонентов. Зато появятся требования к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации, к результатам ее освоения.

3. Многое делается для повышения престижа профессии учителя. 

Предложено 2010 год объявить Годом учителя.  

4. Материальная сторона вопроса. На сегодня только 30% школ работают в современных условиях. 35% школ удобства для детей имеют на улице. И это в XXI веке! Если мы строим школу будущего, прежде всего должны думать о том, какие школы проектировать, какими эти школы должна быть с точки зрения комфорта для учащихся и педагогов.

5. Еще одно направление - здоровье школьников. Большую часть времени ребята проводят в школе, поэтому нужно создать все необходимые условия для здорового образа жизни, для занятий спортом.

     Разработана Концепция модернизации российского образования, которая предусматривает  проведение широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования

   

  Что можно делать прямо сейчас? 

  1. Изучение и внедрение методик развития «навыков будущего» педагогами- новаторами
  2. Формирование сети единомышленников, обсуждающих проекты (активное использование среды Интернет)
  3. Создание единой «базы» знаний
  4. Формирование предпосылок для создания образовательного стандарта

   Я думаю, что мы не стоим на месте, движемся вперед, используем  в своей работе современные педагогические технологии. Это :

- личностно ориентированные (Ш. А. Амоношвилли, Е. Н. Ильин);

-  технологии на основе эффективности организации учебного процесса (С. А. Лысенкова, В. В. Фирсов);

 -   интенсивные технологии деятельности учащихся (В. Ф. Шаталов);

-  технологии развивающего обучения

 (Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдова),

-  технологии развивающего обучения

 (Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдова),

А так же разработаны и  широко используются современные методики:

   1. Тестирование.

  2. Модульное обучение.

  3. Метод проектов.

 4. Метод критического мышления.

Конечно  мы используем и компьютерные технологии, которые могут осуществляться в следующих трех вариантах:

  1. «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
  2. основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
  3. монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
  4. Кроме того, к 2020 году будут использоваться только электронные носители информации, например,  на смену обычному классному журналу придет электронный журнал.

  1. Генеральный директор ООО «Кирилл и Мефодий»

      Вячеслав Рудников:

  «Использование новых информационных технологий на уроках по всем школьным дисциплинам позволит превратить традиционный урок в увлекательное, насыщенное и содержательное занятие, концентрировать внимание учеников на изучении предмета и поднять их активность на уроках.

   Это позволит  выйти на новый информационно-технологический уровень, повысить качество образования».      

                                                                                                                                       Какой же должна быть школа будущего?

1. «Школа не должна быть «знаниевой», то есть мы не должны накачивать учеников какими-то конкретными знаниями, потому что их все равно на всю жизнь не хватит. Школа должна учить учиться, прежде всего. Поэтому, может быть, некоторые подходы к некоторым предметам нужно изменить.

 2. Мечтаем превратить школу в центр информационных технологий. В каждом учебном классе появится компьютер, в школе организуют фото- и видеостудии, издательский центр. Так что дети смогут получить основы будущей профессии, не выходя из стен школы. Для разрядки – три спортивных зала, футбольное поле, беговые дорожки с искусственным покрытием, бассейн с 25-метровыми дорожками, зал хореографии, тир, два актовых зала.

  3.  Что такое школа будущего? Школа, где ребенку уютно, комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Для этого нужно создать определенную классную среду. Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации.

 4. Самое главное — развитие ребенка. Если он что-то не понимает в физике, химии, математике — ничего страшного. Он может оказаться прекрасным актером, хорошим музыкантом или способным скульптором.  

 5. Школа будущего — это школа, оснащенная по последнему слову техники. Компьютер ста неотъемлемой частью жизни детей.  И уже  сегодня мы живем в такой информационно насыщенной среде, включая Интернет, что найти массу данных по всем интересующим темам совершенно нетрудно. Школа должна сделать так, чтобы дети заинтересовались, а потом попытались найти ответы на те вопросы, которые вместе с учителем обсуждают в классе, на уроке, вне урока.

6. Учеников разгрузят.

   Специалисты  признали, что нагрузка на школьников слишком велика. Больше 50 процентов российских школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10 процентов выпускников. Главной причиной проблем со здоровьем являются значительные информационные нагрузки и постоянный дефицит времени.

7. «Школа будущего» — это школа воспитания Личности, готовой к непрерывному образованию.

 Ещё А. С. Пушкин замечал, что все беды России происходят по одной причине — из-за отсутствия воспитания. Д. И. Менделееву принадлежат слова: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».

   Вот почему школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания. Мало того, она должна постепенно превращаться в школу практического гуманизма.

 

    2.  Преподавание курса физики в школе будущего.

  Как учителя физики меня конечно в первую очередь интересует вопрос о преподавании физики в школе будущего.

  1. Как следует вести преподавание физики в школе, чтобы это не было только заучиванием фактических материалов и запоминанием законов природы, но воспитывало бы у молодежи творческие способности?

Нетрудно видеть, что наиболее подходящими областями для воспитания у молодежи общего научного творческого мышления в естествознании являются математика и физика, так как здесь, главным образом, путем решения задач и примеров, можно с раннего возраста воспитывать самостоятельность мышления. Область физики еще гораздо ближе к жизни и к возможностям научного изучения процессов в окружающей нас природе.

         Я провела опрос среди учащихся 7-11 классов нашей школы.

  1. На вопрос,    испытываешь ли ты трудности при изучении предмета физики?    почти треть учеников ответили утвердительно.
  2. Хотел бы ты изменить преподавание физики в школе будущего?  Почти все дети ответили -  да

    Уроки физики мои ученики хотят видеть вот такими:    

  1. Современные кабинеты, оснащенные компьютерами и новым современным оборудованием для каждого урока
  2. Использование новых компьютерных технологий, интерактивная доска в каждом кабинете
  3. Общение через Интернет с учителем
  4. Хорошие, квалифицированные учителя, которые знают ответы на все вопросы
  5. Профильные классы
  6. 5 уроков физики в неделю

           Были и такие ответы:

  1. Оценки должны быть только «4» и «5»   (1 учащийся 9 А класса)
  2. Ученики могли участвовать в научных разработках ( 1 учащийся 7 Б класса)
  3. Не задают домашних заданий (2 учащихся 7 А класса)
  4. В кабинете потолок должен быть в виде звездного неба как в планетарии                           (1 учащийся 7 А класса)
  5. На уроках будет прямое воздействие на кору головного мозга (1 учащийся 11 класса),  вероятно этот ученик имел ввиду какие - то суперсовременные нанотехнологии.

Основополагающие концепции обучения :

  1. Осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию
  2. Педагогика успешного результативного развития
  3. От жизни к физике; от физики к обществу
  4. Учить интересно
  5. Учить через эксперимент

 

  Я уверена, что все вы помните,  по каким учебникам мы в свое время учились, по каким учебникам занимались наши ученики лет 5-10 назад и по каким занимаются сейчас.

 Преподавание физики в будущем предполагает, что  появятся  новые учебники.  Учебник в широком смысле этого слова (это может быть целая гора книг и электронных материалов) нужен для того, чтобы ученики не считали учителя истиной в последней инстанции.  «Учебник Касьянова плохой, так моя учительница сказала. Я в него не заглядывал». Учебник действительно не из лучших, но то, что ученик в него не заглянул – гораздо хуже.

Сейчас мы уже используем электронные учебники по физике и компьютерные технологии.

  И чтобы достичь высоких результатов педагогической деятельности необходимо помнить, что все же мы  все –часть природы, а Физика – это наука о природе!

   Сейчас уже разработан и вводится в некоторых школах нашей области новый проект преподавания физики и других предметов в школе: ПРОЕКТ «СФЕРЫ» КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Авторы этого проекта Кондаков Александр Михайлович и Дронов Виктор Павлович. Разработаны совершенно новые учебники,  рабочие тетради  и ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.

  1. Конечно, нам бы хотелось, чтобы в ближайшем будущем были бы решены и проблемы учителей физики: отсутствие компьютеров в кабинетах физики,  неуклонная тенденция к сокращению числа часов, отводимых на изучение физики, проблемы с лабораторным и демонстрационным оборудованием

Учителя физики хотели бы решить вопрос о том, как и в каком объеме преподавать физику.

 Я представляю себе модель преподавания физики в будущем вот так:

1. Для тех детей, кто будет заниматься творческой деятельностью в науке или инженерии необходимо развитие аналитического и синтетического мышления, для этого должно быть достаточно продвинутое образование.

2. Для «технарей» физико-математический профиль  в целом уместен, просто начинать его нужно раньше, с 8 класса

 3. Для учеников,  для которых физика в жизни не понадобится вообще. Единственное, зачем эти люди должны обучаться физике – это приобретение культуры. Незнание основных идей физики  – такая же безграмотность, как незнание литературной или музыкальной классики. Но курс физики, который изучает эта категория людей, все же перегружен совершенно излишним материалом.

     

    Эксперимент – это та часть курса школьной физики, которая реально показывает, что физика – наука о природе. И только там, где нельзя показать в «живую» какое то физическое явление нужно применять компьютерную программу.

   Формирование компетентности учителя физики и ученика является главной задачей, так как это стало основной причиной отставания нашей системы образования по качеству образования в области естественных наук.

  (В 2007 г. Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира ).

Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук (математики, физики, химии и информатики). По качеству образования в области естественных наук первое место заняла Финляндия, далее идут Исландия, Дания, Швейцария, Бельгия. В «десятке сильнейших» Сингапур.  Россию авторы даже не упоминают.

   Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении естественнонаучных дисциплин.  Поэтому выдвинут лозунг «Формирование компетентностей должно стать массовой технологией».    

                 3. Физический эксперимент с использованием компьютерных технологий.

   Сейчас я хочу предложить всем присутствующим выполнить довольно простой физический эксперимент. Определить ускорение свободного падения.

Мне будут помогать мои ученики 9 и 11 классов.

   Я уже говорила сегодня о том,  как я себе вижу модель преподавания физики, о профильном и дифференцированном обучении. Поэтому и практическую работу предлагаю выполнить в трех аспектах:

1. Учащиеся, для которых физика -  это приобретение культуры, будут рассчитывать ускорение свободного падения с помощью математического маятника. (1 группа)

2. Для учащихся – «технарей», предлагаю выполнить эту же работу с помощью свободно падающего тела и рассчитать погрешность измерений. (2 группа).

Затем сравнить полученные результаты с 1 группой.

  1. Третья группа учеников,  которые способны в будущем серьезно заниматься наукой.  Предлагаю не просто вычислить ускорение свободного падения на Земле, а провести небольшую исследовательскую работу, в которой нужно выяснить зависимость характеристик колебательного движения от ускорения свободного падения на Земле и других планетах с помощью компьютерной модели.

 

1 группа.

Цель:

  1. Определить ускорение свободного падения на Земле с помощью математического маятника

Оборудование:

  1. Штатив
  2. Шарик на нити
  3. Секундомер
  4. Линейка

Теоретическое обоснование:

  1. Период свободных колебаний математического маятника:

                  Т=2*π*L/g

Ускорение свободного падения:

                  g= (4* π²*L)/ T²

Результаты обрабатываются в программе EXCEL

2 группа

Цель:

Определить ускорение свободного падения на Земле с помощью свободно падающего тела.

Оборудование:

  1. Мяч
  2. Измерительная лента
  3. Секундомер

Теоретическое обоснование:

Уравнение  движения  S=V0*t+(a*t^2/2)

Без начальной  скорости. S=a*t^2/2

Ускорение свободного падения: g = 2S / t²

3 группа.

Цель:

  1. Исследовать зависимость характеристик пружинного маятника от ускорения свободного падения на Земле и других планетах с помощью моделирования колебательного движения.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Интерактивная доска
  3. УМК «Живая физика»

Подведение итогов.

       И так,   преподавание физики в школе имеет целью не сообщение полезных сведений, а развитие человека. И физика - чрезвычайно удобный инструмент для этого.

  1. И еще, я уверена, что в основе школьного образования должно оставаться общение учителя и ученика, которое не могут заменить никакие технологии.
  2. На мой взгляд, все, что нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны нас, учителей.
  3. Творческий потенциал наших учеников огромен.
  4. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.

                                  Литература.

  1. Анциферов Л. И., Пищсков И. М. Практикум по методике и технике фи зического эксперимента. М.: Просвещение, 1984, 255с.
  2. Гомулина Н. Н. Интернет для учителя физики и астрономии. М.: Про свещение, 2002, 64 с. - ил.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.  М.: Издательский центр "Академия", 2003.

4. Каменецкий С. Е., Солодухин Н. А. Модели и аналогии в курсе физики в средней школы: Пособие для учителей.  М.: Просвещение, 1982. - 96 с, ил.

5. Китайгородская Г. А., Полякова М. С.. Использование элементов метода активизации возможностей личности и коллектива в преподавании физики. Фи зическое образование в вузах. Т.4, № 3, 1998, с.53-57.

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., ACADEMIA, 2005.

7. Старцева Н. А. Применение электронных пособий на уроках.  Информационные технологии в образовании. Сб. научно - методических материалов. Новосибирск: НГУ.  2004.

     8. ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ. Эфир «Радио свобода» от 05.10.05 с А. Зильберманом и Е. Мещерским

http://www.svoboda.org/programs/edu/2005/edu.100505.asp

    9. ГРАБИЛЕНКОВ М.В., зам. директора Московского института развития образовательных систем (МИРОС). В КАКОМ ОБНОВЛЕНИИ НУЖДАЕТСЯ ШКОЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИКИ

http://schools.techno.ru/sch1567/metodob/osobennosti/grabilenkov.htm

    10. В.А. Дементьев В ШКОЛУ ПРИШЕЛ ФИЗИК

http://www.geokhi.ru/~lmms/schoolphys/OnSchoolPhys.htm 

  1. Сеть творческих учителей. Открытый класс.

http://www.openclass.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс завуча школы "Формирование УУД с использованием ИКТ"

Мастер-класс завуча школы "Формирование УУД с использованием ИКТ". Использован материал методиста . Добавлен авторский подход. Упрощен имеющийся материал....

мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим"

Данный мастер-класс по теме "Ответственность перед будущим" знакомит с общими принципами применения технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках литературы. Также я применя...

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Мастер- класс «Сотрудничество школы и библиотеки как средство социализации обучающихся».

Мастер- класс: «Сотрудничество школы и библиотеки как средство   социализации обучающихся»....

Мастер-класс. Частные школы Великобритании

Частные школы Великобритании. Открытый урок, посвященный частным школам Великобритании. Дети готовили презентации и выступали на уроке. Освещались следующие вопроы:1. История частных школ Великоб...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....

Мастер-класс "Билет в будущее: профессия "диджител-продюсер"

Актуальным вопросом подрастающего поколения остается вопрос выбора профессии. В рамках всероссийского проекта "Билет в будущее" данный  мастер класс в помощь подрастающему поколению и и...