Работа в группах
материал по теме
Рассказывается о групповых формах работы с учащимися на уроках географии и биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_gruppah.rar | 169.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ниж – Суетская средняя общеобразовательная
школа имени Анатолия Карпенко»
Алтайского края Суетского района
с. Нижняя Суетка
Статья
Работу в группах как одна из форм работы на уроках географии
Учитель географии:
Сидорова Татьяна Алексеевна
Работа в парах является основой для организации устной самостоятельной работы на уроках. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру (ассистенту), в парах любого типа в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах значительно повышает активность учащихся. Степень повышения активности учащихся при работе в парах значительно выше. Кроме того, создаются условия для их естественного общения.
В рамках АСО устная самостоятельная работа учащихся на уроке ведется с использованием трех видов пар: статической, динамической и вариационной.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой.
Динамическая пара. Для школы это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Статическая пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Не следует навязывать партнера, можно лишь посоветовать или попросить помочь товарищу. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль». Работа в статической паре по специальным обучающим и контролирующим программам превращает эту пару в «условную машину». Каждый ученик выступает то в роли несущей программу «условной машины», то в роли обучающегося с использованием этой «условной машины».
Научить учащихся работать в статической паре является первостепенной задачей, стоящей перед учителем, переходящим к работе в условиях АСО.
Статическая пара является одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. Каждый ученик получает возможность, на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Половина учащихся говорят одновременно. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. Успешно работают вместе и два сильных, и два слабых учащихся, и сильный со слабым, при условии взаимного расположения друг к другу. Статическая пара является также школой перехода к использованию технических средств и индивидуальной работе с учителем. После совместной работы, в течение некоторого времени , по желанию учащихся, может происходить смена партнеров, что и создает предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационной парах.
Групповые технологии предполагают:
- организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;
- распределение действий и операций на весь состав группы;
- выбор соответствующих способов действия для всех;
- взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.
Особенности организации групповой формы работы:
- класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;
- каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.
Учитель при этом выполняет разнообразные функции:
- контролирует ход работы в группах;
- отвечает на вопросы;
- регулирует споры:
- регулирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...
Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).
Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...
Справка об участии в работе экспертной группы по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ ООО
Работа экспертом...
Об участии в работе экспертной группы по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ ООО в 2016, 2017, 2018 годах
Справка Комитета по образованию и молодёжной политике Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области...
Организация работы в группе в практике работы педагога - организатора
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная, организаторская сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора в группе, в практике работы заклю...
Работа в группе на уроке музыки (из опыта работы)
Работа в группе на уроке музыки(из опыта работы)...