презентация "Развитие интеллекта на уроках химии и биологии"
презентация к уроку на тему

Серебрякова Елена Васильевна

данная презентация была подготовлена к педагогическому совету " Работа с одаренными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellekta_na_urokah_himii_i_biologii.pptx268.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие интеллекта на уроках химии и биологии Учитель МБОУ СОШ № 24 Серебрякова Е.В.

Слайд 2

ФГОС Нового поколения. Выдержка из примерной рабочей программы по химии: Одной из целей изучения химии в основной школе является: приобретения обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Слайд 3

Для того чтобы достичь этой цели, учитель должен: - заменить репродуктивную вопросно – ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.; - изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску; - вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.

Слайд 4

Приемы, направленные на развитие внимания. Учитель в любой учебной ситуации должен учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопросы: что особенного в данном химическом объекте (атоме, молекуле, веществе, химической реакции, технологическом процессе)? Чем отличается данные химический объект от тех, с которыми они еже знакомы? При изучении химических реакций и процессов учитель постоянно должен приучать учащихся замечать всё, что в них изменилось момента их протекания (агрегатное состояние, цвет веществ, растворение веществ, выпадение осадков, выделение газов, тепла, света, появления запахов и т.п.) При чтении химических текстов учитель должен учить охватывать своим вниманием как можно большую часть текста, читать, как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного. Приучать учащихся выполнять сразу несколько дел, что ведет к развитию внимания, особенно к развитию таких его свойств, как переключение и сосредоточение . Психологи считают, что полезно переключать внимание учеников с собственных ощущений на то, что происходит вокруг. Учителю химии следует практиковать развитие концентрации и разделения внимания. Например, при выполнении химических опытов, помогать учащихся распределить свое внимание таким образом, чтобы видеть все оборудование (приборы, реагенты, принадлежности и т.п.) и в тоже время сконцентрировать свое внимание на реакционной пробирке.

Слайд 5

Приемы, направленные на развитие воображения 1.Учитель должен помочь учащимся представлять по мере возможности увиденный химический объект закреплять его в памяти в виде образа. 2.В процессе химического образования учителю следует учить учащихся изображать химические объекты или информацию и них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, привнося в соответствующие изображения как можно больше творческой фантазии. 3.Учитель может научить учащихся изображать объемные модели и макеты, используемые при изучении химии, в различных проекциях или научить мысленно представлять тот или химический объект, например, химический прибор в оригинале. 4.С целью формирования воображения можно использовать химические сочинения и сказки, конструирование и моделирование некоторых химических объектов.

Слайд 6

5.Развитию способности воображать помогают методы представления таких химических объектов, как химическая посуда, подготовленный к демонстрации химический эксперимент не на том месте, где они находятся, а где – то рядом. 6.Развитию сенсорного (чувственного) воображения способствуют серия приемов, направленных на его развитие. После «пробы» на запах (или вкус) некоторых веществ (разрешенных в школе) вспомнить и мысленно представить себе запах (или вкус). После химического экспериментирования предложить учащимся представить и мысленно воспроизвести движения, которые они выполняли при проведении химического опыта.

Слайд 7

Приемы, направленные на развитие памяти 1. Запоминание без записей . Приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т.п.), не прибегая к записям, воспроизводить ее устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся. 2. Запоминание путем повторения информации. Убеждать учащихся запоминать химическую информацию сразу после ее восприятия с помощью органов чувств и сохранять ее в сознании путем регулярного повторения. 3.Мнемоническое (от греч. mnemonikon – «искусство запоминания») запоминание – система приемов, облегчающих запоминание. Ведет к увеличению объема запоминаемого учебного материала путем образования искусственных ассоциаций. Так, при изучении сущности окислитель – восстановительных реакций, учителя химии используют в качестве мнемонического средства буквы. Окисление объясняют как процесс «отдачи» электронов атомами, а восстановление – как процесс «взятия» электронов. Запоминание строится на том, что первые буквы в понятиях «окисление» и «восстановление» те же, что в словах «отдача» и «взятие».

Слайд 8

4.Один из наиболее известных приемов является установление связей между запоминаемым химическим объектом и конкретными символами, буквами, графическими или схематическими изображениями. Этому способствует применение опорных конспектов, логико – структурных схем, памяток. 5. Осмысленное запоминание – система приемов, основанная на осмысленном восприятии, образном представлении и ассоциировании с известными химическими фактами, понятиями, теоретическими положениями. 6. Эмоциональное запоминание – использование интересного и необычного химического учебного материала, способного вызвать яркую эмоциональную реакцию учащихся.

Слайд 9

Приемы, направленные на развитие мышления Развитие мышления учащегося существенно зависит от природных задатков и социальных условий его жизнедеятельности. Развитие теоретического мышления учащихся при изучении химии предлагают формирование умений: Выдвигать и точно формулировать учебные гипотезы; Использовать имеющие химические теории и законы для объяснения известных фактов и явлений; Правильно формулировать определения химических понятий; Логически последовательно и компактно излагать свои мысли, делая правильные умозаключения на основе фактов и выстраивая цепочки рассуждений, ведущих к обобщающим выводам; Производить операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстракции, конкретизации, обобщения, систематизации, интеграции.

Слайд 10

Развитие практического мышления в процессе химического образования связано с решением учащимися в основном практических задач, но требующих также логических операций теоретического мышления. Говоря о практическом мышлении, имеют в виду, что практические действия учащихся, связанные с реальными химическими объектами или их заменителями в реальных учебных ситуациях, преобладает над интеллектуальными, умственными операциями с химическими понятиями и образами химических объектов. Развитие практического мышления у учащихся осуществляется в процессе химического экспериментирования, моделирования химических объектов, конструирования химических приборов, аппаратов, т.е. в процессе их практических действий разного характера.

Слайд 11

Развитие творческого мышления учащихся можно осуществить, включая их процесс выдвижения новых, оригинальных учебных гипотез, разработки теоретических положений, а также в процесс нахождения нетрадиционных решений практических вопросов. Творческое мышление может быть т еоретического и практического характера Важнейшими условиями развития творческого мышления учащихся должны быть включенность школьников в различные виды учебной деятельности, стимулирование у их стремления к успеху и игнорирование ими возможной неудачи.

Слайд 12

Развитие наглядно – действенного мышления начинается с непосредственного взаимодействия учащихся с реальными химическими объектами, что необходимо для определения учащимися их осуществленных свойств и отношений. Особенностью этого вида мышления является предметная форма представления химических объектов и мыслительная деятельность в условиях практических действий. В развитом виде наглядно – действенное мышление может перерасти в творческое мышление. Мышление наглядно – образное – вид мышления, осуществляющийся на основе преобразований образов химических объектов, воспринятых учащимися в представления дальнейшего изменения, преобразования и обобщения химических представлений, формирующих отражение реальных химических объектов в образной форме. Развитие наглядно – образного мышления осуществляется так же, как и при развитии наглядно – действенного мышления путем решения практических задач. И если при развитии наглядно – действенного мышления используются натуральные химические объекты , то при развитии наглядно – образного мышления – идеализированные или материализованные (в рисунках, схемах, формулах, уравнениях и т.п.) образы химических объектов.

Слайд 13

Развитие словесно – логического мышления учащихся в процессе химического образования связано с формированием у них умений правильно подбирать слова, химические термины, названия, точно и лаконично выражать свои мысли, грамотно владения химическим языком. С целью развития словесно – логического мышления целесообразны упранения на определение химических понятий и законов, формулирование основных положений научных теорий, умелое использование химических понятий, фактов, законов и теорий; краткие и образные формулировки химических фраз, словесное обозначение, формулирование и доказательство ученых гипотез.

Слайд 14

Создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых – одно из педагогических условий проблемного обучения. Без преодоления трудностей нет развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностное обучение на уроках химии и биологии

Выступление на педагогическом совете...

Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"

Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

 В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

Межпредметные связи на уроках химии и биологии

По определению Д.П. Ерыгина: “Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством ...