Формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ
статья по теме

Васильчикова Анжелика Робертовна

В материалах представлена методическая разработка по нравстенно-патриотичекому воспитанию в дошкольном учреждении: доклад-выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей, сценарий праздника с использованием ИКТ, презентация и авторский видеоролик "Россия-моя судьба"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.    

   Усиливающаяся экспансия антигуманных явлений массовой коммерческой культуры угрожает самобытности национальных культур и культурному развитию человечества в целом. Великая русская культура, классическая русская литература и музыка вырастили, воспитали и продолжают растить и воспитывать творцов национальной культуры каждого из народов России.

В 2005 году Правительство России утвердило Постановление «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2006—2010 годы». В программе подчеркивается, что приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения — детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой) уделено большое внимание нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Уже с младшей группы детям начинают рассказывать о родном крае – малой родине. Далее, в соответствии с возрастом, тематика расширяется, и дошкольникам дают доступные их пониманию представления о государственных и народных праздниках, о Российской армии, о воинах, которые охраняют и защищают нашу Родину, воспитывают уважительное отношение к защитникам Отечества.

У детей формируют представление о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна, знакомят с государственной символикой - флагом, гербом и гимном.

Для организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию  в нашем детском саду создан ряд условий  по данному направлению.

Функционируют музеи, при посещении которых дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны.

- «Музей боевой славы», где помещены фотографии родственников наших воспитанников, защищавших нашу Родину во время Великой отечественной войны.

- Музей «Русская изба», в котором дети знакомятся с предметами старины и их предназначением,  что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры,  желанию сохранять русские традиции.

- Музей «Саратов – город мой родной», в котором по фотографиям дети могут познакомиться с достопримечательностями родного города

В центральном холле Детского сада находится уголок патриотического воспитания, развитию  у детей любви и привязанности к Отечеству.

Кроме того, уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, имеется в каждой группе.

 На протяжении нескольких лет  коллектив нашего детского сада   работает в режиме поиска новых современных технологий  в работе с детьми и одним из составляющих является проведение интегрированных занятий.

Воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности.

Но центральным, стержневым моментом, оказывающим  наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей, является подготовка и проведение праздников, развлечений. В нашем детском саду в работе по нравственно-патриотическому воспитанию условно можно выделить три направления:

  1. Семейные праздники
  2. Народные праздники
  3. Государственные праздники

  1. Семейные праздники, в которых родители являются активными участниками мероприятия наравне с детьми.

Это и конкурсы, и вечера – чаепития, и викторины и спортивные соревнования.

Здесь нужно сказать, что родители всегда с большим энтузиазмом включаются в процесс, и если при первом эксперименте мы переживали, что участников не найдётся, практика показала, что родителей, желающих принять участие в праздниках гораздо больше планируемого количества.

Наверное не стоит и говорить о том, какое чувство гордости испытывают дети за своих родителей, которых видят в совершенно новом качестве. Такие праздники необыкновенно сближают детей и родителей и, конечно же, способствуют нравственному воспитанию дошкольника.

  1. Следующее направление – это народные праздники, связанные с древними традициями нашей страны и родного края.

В нашем детском саду традиционно проводятся праздники Рождество, Масленица, Пасха, а также организовываются развлечения и занятия, приуроченные к народным календарным праздникам. При этом большое внимание уделяется знакомству с традициями русского народа, его бытом, фольклором, что способствует обогащению духовного мира детей.

  1. Государственные праздники и праздники, приуроченные к Дням воинской славы России.

Организация и проведение таких праздников являются основными направлениями патриотического воспитания детей, способствующими развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества.

 Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Взрослые — родители и педагоги – закладывают в детях с самого раннего детства основы понимания того, как прекрасна наша страна; учат гордиться тем, что они принадлежат к великому народу, в котором всегда были и мудрые полководцы, и славные воины, прославившие Россию и свои имена. Уважение к этим людям, память о тех далеких и славных делах будут способствовать не только патриотическому воспитанию, но и формированию культуры граждан современного общества.

Для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем детском саду  используется проектный метод, в котором планируется и педагогическая, и детская деятельность.

С целью разработки такого проекта музыкальный руководитель и воспитатели ставят перед собой задачу проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний; формирование умения организовать деятельность и обеспечить ее разнообразие, развить творческий потенциал и привлечь родителей к осуществлению проекта. Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника; она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ты родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.

В качестве примера итогового мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию является праздник с использованием ИКТ, который называется «Россия – моя судьба…» (сценарий прилагается)

Его цель – восстановить в памяти педагогов исторические события и систематизировать эти знания, чтобы они могли последовательно формировать у детей потребность знать прошлое своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.Задачи: актуализировать и активизировать сл...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвящённое 70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт педагогики и психологии Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работн...

Презентация работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»...

СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и...

Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского

Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...

Интерактивные формы взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию через музыкально – творческую деятельность»

Ознакомить родителей с вариантами оркестровых пьес с элементами самобытных музыкальных инструментов, способствующих взаимодействию взрослых и детей дошкольного возраста....