Развитие интеллектуальной инициативы
статья (6 класс) по теме

Жданова Олеся Аркадьевна

Интеллектуальный марафон – это коллективная игра, направленная на развитие у детей познавательного интереса и активности.

Подробности представлены в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellektualnoy_iniciativy.docx53.03 КБ

Предварительный просмотр:

Жданова Олеся Аркадьевна,

педагог-психолог ГБОУ СОШ №1987

Развитие интеллектуальной инициативы

На базе центра образования №1477 существует экспериментальная площадка по формированию и развитию универсальных учебных действий школьников. Психологическая служба присоединилась к данной деятельности, разработав структуру интеллектуального марафона.

Интеллектуальный марафон – это коллективная игра, направленная на развитие у детей познавательного интереса и активности. Психологи не ставят целью проверить конкретные знания учеников по тем или иным предметам. Память ребенка не должна быть главным механизмом его познания. Необходимо делать упор на способности детей к обобщению, анализу, синтезу информации, систематизации имеющихся знаний, развивать логику и дивергентное мышление. Исходя из этих задач, современное образование ищет новые способы обучения детей.

С психологической точки зрения залогом учебной успеваемости является высокая мотивация к познанию. Любая деятельность начинается с желания, с потребности, поэтому марафон концентрируется на развитии у детей интеллектуальной инициативы. Подлинное познание всегда связано с активностью, смекалкой, изобретательностью, с личностным ростом.

В определении Л.И. Божович «Личность - это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития»[1]. Одна из существенных характеристик того, что человек действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами: он способен так же сознательно управлять и самим собой. Развитие личности ребенка является первостепенной задачей образования. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации - сущностные характеристики личности.

Структура интеллектуального марафона построена таким образом, что позволяет не только получить представление о развитии тех или иных универсальных учебных действий школьников, но и одновременно побуждать детей к саморазвитию.

Экспериментальный двухлетний проект марафона позволяет систематизировать полученные данные.

  1. Развитие коммуникативных УУД

Структура.

Марафон является командной соревновательной интеллектуальной игрой. От каждого класса отбираются по 5 участников, таким образом, одновременно играют по 3-4 коллектива. Разыгрываются 10 вопросов, на размышление дается одна минута. Каждая команда обдумывает ответ, записывает его и передает бланк жюри. Затем у микрофона представители от классов защищают свои интеллектуальные версии. За год проводится три игры, что позволяет всем желающим принять участие в марафоне.

Выводы.

Посредством интеллектуального марафона развивается способность детей осуществлять коммуникативную деятельность. В игре происходит сплочение коллектива. Ученики стараются не только донести свои версии друг другу, но и обобщить информацию, придя к конкретной точке зрения. Построение продуктивного диалога оказывается нелегкой задачей для старшеклассников. Отмечено, что разобщенные коллективы хуже справляются с поставленной в марафоне задачей, несмотря на хорошую успеваемость по предметам.  

В игре ученики пытаются самостоятельно организовывать свою речевую деятельности в устной и письменной форме. Необходимо не только договориться внутри коллектива, но грамотно письменно обобщить итоги, а также выступить с презентацией своего ответа. Школьникам приходится преодолевать свои речевые барьеры, что является актуальной задачей в юношеском возрасте. Условиями интеллектуального марафона оговорено, что важно не столько найти правильный ответ, сколько продуманно, красноречиво и развернуто его защитить.

  1. Развитие регулятивных УУД

В ходе игры отражается способность детей строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Структура.

Игра происходит в достаточно высоком темпе. За 5-7 минут командам необходимо прочитать (услышать) вопрос, дать на него письменный и устный ответ, выслушать мнение жюри.

Выводы.

Успешность коллективной работы во многом зависит от развитой саморегуляции ее участников. Дети находятся в стрессовой ситуации, поскольку за короткий промежуток времени необходимо достичь высоких результатов. Происходит постоянное сравнение своей деятельности с возможностями других классов. У детей развиваются такие навыки как удержание цели деятельности до получения ее результата; выработка алгоритма действий; оценивание весомости приводимых рассуждений («убедительно, истинно, ложно, существенно, не существенно»); корректировка своего поведения; анализ эмоционального состояния от успешности (не успешности) деятельности.

  1. Развитие познавательных УУД

Тщательный подбор заданий для марафона позволяет расширять систему способов познания окружающего мира, выстраивать самостоятельный процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Структура.

Вопросы к каждой игре подбираются из разных областей знаний. Задания для интеллектуального марафона должны отвечать следующим критериям: не иметь прямолинейного ответа, выводимого энциклопедическими знаниями; актуализировать компетенции учеников; обобщать имеющиеся знания, умения и навыки; развивать дивергентное мышление школьников. Ответы команд оцениваются по 10- бальной системе. Для максимальной оценки необходимо дать правильный развернутый ответ. 9,8 баллов получают коллективы, рассуждающие в верном направлении. 7,6 баллов: ответы, далекие от правильного, но с логичным рассуждением, исходя из условий вопроса. 4,5 баллов: неверный ответ, алогичный, не связанный с вопросом. За отказ от ответа – 0 баллов.   

Несколько примеров.

Категория «Религия». Вопрос: «В православном богословии существует понятие «умная молитва». Как должен молиться православный христианин, чтобы его молитва была умной?» Ответ: Про себя, не произнося слова молитвы вслух, т.е. молиться в уме.

Категория «Кулинария». Вопрос: «Многим известно, что поначалу напиток шоколад был очень дорогостоящим и доступным далеко не всем. Однако в самом начале XVIII века англичане типичным для себя образом "усовершенствовали" его, после чего стоимость напитка снизилась настолько, что его смогли пить даже дети в обычных дворянских семьях. В чем состояло это "усовершенствование"?» Ответ: Шоколад стали разбавлять молоком.

Категория «Физика». Вопрос: «Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле?» Ответ: Нет, звук не распространяется в  вакууме, так как нет упругой среды.

Категория «Литература». Вопрос: «Название этого офорта (гравюры на металле) Желвакова состоит из одного слова. Это же слово, правда, в винительном падеже, завершает известное с детства стихотворение. Назовите автора этого стихотворения» Ответ: Корней Чуковский. Офорт называется «Бегемот» и представляет собой иллюстрацию к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; кот Бегемот вполне узнаваем — и монокль, и театральный бинокль, и «живые» шахматы; стихотворение К. Чуковского «Телефон» заканчивается словами: «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота!».

Выводы.

Интеллектуальный марафон пытается с разных сторон подтолкнуть учеников к познавательной активности, продумывая формулировку каждого вопроса. Поиск ответов на вопросы открытого типа позволяет:

- работать с письменной и устной информацией;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи;

- находить дополнительную информацию, опираясь на логику построения вопроса;

- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или

несколько объектов, имеющих общие свойства;

- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; - выявлять сходство и различия объектов;

- выделять общее и частное (существенное и несущественное);

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот вариант?»);

- выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

- исследовать собственные нестандартные способы решения;

- преобразовывать информацию: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

- презентовать подготовленную информацию в вербальном виде.

  1. Развитие личностных УУД

Психологи интеллектуального марафона стараются задать определенную систему ценностей для учеников. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «верующий» и др.).  

Структура.

Развитие у школьников личностной сферы происходит посредством обсуждаемой проблематики и собственного примера поведения. В каждой игре присутствую вопросы из отечественной истории, литературы, искусства, религии.  

Выводы.

        Интеллектуальный марафон прикасается к личности каждого ребенка. Надеемся, что процесс игры позволяет:

- воспринимать речь психолога (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

- различать основные нравственно-этические понятия;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

        Таким образом, интеллектуальный марафон отвечает поставленным задачам. Он помогает в игровой форме осуществлять процесс познания. С одной стороны, психолог по результатам игры может диагностировать проблемные области УУД в каждом классе или отдельных учеников. С другой стороны, проведение марафона подталкивает детей к саморазвитию, к проявлению активности и интеллектуальной инициативы.

        На сегодняшний день проведено пять игр интеллектуального марафона. Ведется структуризация информации по вопросам. В базе данных находится более 100 заданий открытого типа. Анализируются положительные и проблемные стороны в процессе игр.    

 

 

 

       


[1] Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: изд-во "Институт практической психологии", 1995. – 102 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и выявление индивидуальных особенностей детей. Развитие творческой инициативы.

В данной работе описываются способы развития творческих способностей  и инициативы у учащихся на кружковых занятиях с использованием компьютера...

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся средствами ИУМК "Компетентность. Инициатива. Творчество"

19 апреля 2013года в МАОУ СОШ №36 г. Томска прошел  научно- практический семинар по теме"Развитие интеллектуальных способностей обучающихся средствами ИУМК "Компетентность. Инициатива. Творчество...

Конспект урока «Развитие творческой инициативы на основе национальной музыки в младших классах аккордеона»

Конспект открытого урока с ученицей 3 класса в рамках республиканского семинара-практикума «Методика музыкального образования средствами национальной музыкальной культуры». Тема урока: «Развитие творч...

План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

Методическая разработка "Развитие творческой инициативы и самостоятельных навыков в обучении начинающих музыкантов"

Каждый педагог должен стремиться сделать любимыми и интересными занятия музыкой, не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них творчес...

Методическая разработка "Развитие творческой инициативы и самостоятельных навыков в обучении начинающих музыкантов"

Каждый педагог должен стремиться сделать любимыми и интересными занятия музыкой, не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них творчес...