статья повышение качества образования
план-конспект урока на тему

Федянина Ирина Гавриловна

материал - размышления о внедрении новых технологий в свою практику

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВЫЕ  ПОДХОДЫ  К  ПРЕПОДАВАНИЮ  И  ОБУЧЕНИЮ: ДИАЛОГ  И  РАЗВИТИЕ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  – СУЩЕСТВЕННЫЕ  ФАКТОРЫ  ШКОЛЫ  НОВОЙ  ФОРМАЦИИ.

И.Г. Федянина,

учитель русского языка и литературы Владимировской средней школы

Костанайский район, Костанайская область.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию казахстанского образования.

Одна из главных задач модернизации образования – повышение качества образования. Качество образования признается как многоаспектная категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса; это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники.  

Понятие «качество образования» сформировалось и получило международное гражданство в 1998 году на состоявшейся в Париже Всемирной конференции по высшему образованию. Конференция констатировала, что вопросы качества образования выходят на одно из важнейших мест в системе экономического и социально-политического развития стран. Именно качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. «Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [1]

К новым образовательным результатам относятся: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов, развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе), освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях, сдвиг от поглощения информации к производству знаний и прочее. Такой подход к формированию образования и оценке его качества называют компетентностным.

И в связи с этим возникает вопрос, как достичь новых образовательных результатов?

Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником. Данный подход предполагает  обязательное активное участие в этом процессе самого ученика, который становится в подобных условиях ответственным за свое обучение. Ответственность осознается и принимается учеником отчасти из-за среды, создаваемой учителем на занятиях.

Новые подходы к образованию обращают внимание на:

  1. активность ребенка;
  2. конструктивное приведение деятельности в соответствие с желаемыми результатами;
  3. важность ответной реакции;
  4. возможности консолидации (практики) и интеграции.

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. [2] Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими : одноклассниками или учителем.  Да, язык – одно из важнейших орудий учителя. Ведь ни что иное, кроме слова не воспринимается так точно. И не важно, кто несет это слово: учитель или ученик, девочка или мальчик. Главное , чтобы тебя услышали и поняли. Разговор , живое слово, обратная связь, спор, объяснение – по-разному можно назвать беседу в классе.

Ориентируясь на идеи данного модуля, запланировала серию уроков по русскому языку. В течение нескольких уроков я наблюдала за тем, как учащиеся могут формулировать  свои вопросы и отвечать на поставленные . Для этого я обратила особое внимание на технику постановки вопросов, определив три основные идеи: побуждение, апробация и переориентация.

На начальном этапе своей практики поставила для себя цель  активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на изучение нового материала, на возможность общения в парах («партнеры для беседы»), в группе.  

Для реализации поставленной задачи я выбрала вопросы побуждения , использовав прием критического мышления «Мозговой штурм». Работая со словами на доске, учащиеся должны были определить тему урока и поставить цели к уроку.  Ключевые идеи  темы урока были представлены в виде вопросов . Ответы учащихся на поставленные вопросы были разными. Например: Как называются эти последние звуки? Эти звуки называются звуками речи. Этот ответ предполагал серию последующих вопросов: Чем они отличаются от всех остальных звуков? Сколько вообще есть звуков? А знаете, ребята, чтобы составить несколько миллионов слов, сколько надо звуков? Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

Преследуя цель научить учащихся вести диалог для пополнения необходимых знаний, я намеренно планировала такие задания на уроке, при помощи которых ребята смогли бы  правильно составлять и задавать  вопросы. Использовав технику апробации , применяла задания типа «лови ошибку», «презентуй знания», они способствовали развитию исследовательской беседы, где каждый ученик старался высказаться по теме, участники диалога спрашивали и обосновывали то, что сказано, а главное стремились прийти к единому результату. Особенно процесс диалогового общения проявился при создании  творческого проекта в группе. Ребята обсуждали не только теоритическую часть проекта, но и его художественное оформление.

Проводя свои исследования, я нашла полное подтверждение словам Мерсера в том, что в диалоге ученики( а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата.

        

Размышляя над результатом внедрения  новых подходов в свою преподавательскую деятельность, решила проанализировать задания, где применялась работа  с выполнением заданий на развитие критического мышления.

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане.[3]

Но почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.[4]

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к познанию и помогая им сформировать навыки мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Рассмотрев теорию по критическому мышлению, выяснила схему таких уроков. Она состоит из нескольких этапов:

 Первый этап – ВЫЗОВ – задачи которого:

актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

пробудить к ней интерес;

активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Функции этапа: получение новой информации; ее осмысление ,

соотнесение новой информации с собственными знаниями

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

выражение новых идей и информации собственными словами;

целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу

         При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала, его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

         Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.[5] 

Чтобы сложить более полную картину, насколько комфортно применение данной стратегии в моем классе, я наблюдала за учениками разного интеллектуального уровня. Назовем их «быстрый»- рассудительный отличник В,  средний -  активный хорошист С.,   «медленный»- пассивный троечник Е.

Для того, чтобы проследить этот модуль на данном уроке я проделала следующую работу: при помощи технологии критического мышления

( приема «мозговой штурм») предложила уч-ся вспомнить всю информацию, которую они знают о звуках речи из начальной школы, на основе ответов определить тему урока и его цели.  Ребята активно отвечали на поставленные вопросы и в результате легко справились с задачей (определение темы урока «Звуки речи»). Подводя итог, выяснили ,что учащиеся имеют большой багаж знаний по теме «Звуки речи», но информация была скудной и, чтобы расширить представления по теме, ребята определяли цели урока (  узнать новую информацию о фонетике,  об образовании звуков  речи; научиться отличать гласные от согласных звуков, познакомиться с  транскрипцией слов, уметь работать самостоятельно; мы должны научиться работать в группах, соблюдая правила группы).

На этапе  осмысления изученного ребятам предстояло выполнить задание логического  характера (необходимо было найти ошибку в названии произведений).Споры вокруг данного задания разгорались нешуточные: много версий услышала я во время обсуждений в группе. И вот представителям группы нужно было обосновать свой ответ. Скажу, что только две  группы правильно определили ход мыслей.  Другие ребята начали искать ответ, отталкиваясь от звукового анализа слов, что уже было неверно. Но неверный результат – это тоже результат. После объяснений спикеры лидирующих групп смогли убедить всех. На своих уроках я часто предлагаю ребятам задания творческого характера. И этот урок не стал исключением. В качестве домашнего задания необходимо было сочинить сказку «Как обиделись гласные звуки и ушли» .

Исследовательская беседа, аргументация и диалог способствуют развитию высокого            уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и  знаний. [6]

На следующем уроке применялся прием технологии критического мышления - «авторский стул», где учащиеся делились своими записями  домашнего задания, отвечали на вопросы по своей работе,  слушали рецензии своих одноклассников (ребятам необходимо было дома написать сказку «Как обиделись гласные и ушли»; многие хотели выступить, но структура урока ограничивает время для проверки домашнего задания ). Замечу, что данный прием очень понравился детям. Этот прием помог раскрыть творческий потенциал моих учеников, помог им изменить взгляд на своих товарищей.

Далее, на последующем уроке, моим ученикам предстояло выполнить разноуровневое задание, при составлении которого я ссылалась на таксономию Блума. (В 1956 году Бенджамин Блум возглавлял группу психологов, которая разработала  классификацию уровней интеллектуального поведения, которая играет важную роль в обучении с современной педагогической позиции. Блум выделил шесть уровней в рамках когнитивного домена: от простого запоминания или узнавания фактов, как самого низкого уровня, к более сложным и абстрактным ментальным уровням, наивысший из которых классифицируется как оценка).[7]  Чтобы дойти до высшего уровня, необходимо выполнить все задания правильно, не пропуская уровни. Предполагалось, что ученики будут выполнять задания практического и логического характера. Наблюдая за тем, насколько ученики умеют, выражать свои идеи, охотно ли они делятся со  своим соседом, можно было определить эффективность урока такого формата.   Планируя задания на этот урок, я немного сомневалась в распределении сил своих учеников. Думала, справятся ли? Будет ли им интересно? Эта работа позволила  понять, насколько сложно , но и увлекательно  ученикам работать подобным образом.

 Я сильно удивилась, когда проверяла данную работу: ученики, которые имеют оценку «Отлично» по предмету,  не могли справиться с заданиями четвертого уровня . Задания логического характера привели их «в тупик»  

(1. Раздели класс по группам: в одной  - имена начинаются с гласной, в другой – с согласной. Запиши их в алфавитном порядке.

2. Аист Был Выше Гуся. На Огороде Посадили Репу, Свеклу.Зайцы И Кролики Любят Морковь. -В чём особенность этих предложений? Попробуйте составить подобные предложения).

Ребята легко справлялись с заданиями теоритического характера, задания же более сложные заставляли их задумываться намного дольше, чем я предполагала во время планирования этого  этапа урока.  Данное задание помогло  определить уровень мотивации к обучению трех наблюдаемых учеников. Это подтвердило следующее: В.  выполнил задания  всех уровней правильно, точно подбирая примеры, запись аккуратная, суммативная оценка «5»; С.выполнил задания 4 уровней, в задании третьего и четвертого уровней были допущены ошибки, суммативная оценка «3»; Е. выполнил задания трех уровней, записи не аккуратные, много исправлений, суммативная оценка «3».

Из урока я сделала вывод, что при такой работе развивается сотрудничество между слабым и сильным учеником, проявляются лидерские качества в паре сильных учеников, формируются навыки саморегуляции. Конечно, разработка заданий разного уровня требует от учителя намного больше времени,  и результат от таких заданий будет виден не сразу, но чувство удовлетворенности  у ребят от проделанной работы заметен уже к концу урока. И пусть не все смогли справиться со всеми заданиями, пусть не все радовались (многие даже огорчались из-за невыполненного задания), результат все же есть. Я смогла для себя определить ряд задач на будущее. Только соблюдая определенную систему уроков, можно будет добиться успехов. Ребят «подстегивает» желание добраться до «высшего уровня», но не все еще осознают, что принятие самостоятельного обдуманного решения – это долгий и кропотливый труд. И труд не только учеников, но и учителя. Так как на развитие критического мышления влияет и возрастная психология учащихся, то я сделала акцент на  ряд наблюдений за работой учеников. Отсюда  делаю вывод, что многие теряются при выполнении заданий логического характера и заданий, требующих проведения анализа  оценивания деятельности. Для себя приняла решение о необходимости из урока в урок применять технологию критического мышления,  использовать разнообразные приемы данной технологии с целью привлечения к самостоятельному решению проблем учащихся с разным уровнем мотивации, а также для создания ситуации успеха на уроке. Ориентировать задания на разных учеников. Поле деятельности для творчества учителя и ученика не ограниченно  при выполнении такой работы. Что подтверждает определение критического мышления.

На последующих уроках в своей педагогической деятельности я постараюсь планировать такие задания, которые помогут учащимся быть активными участниками процесса обучения. Мной уже положено начало в планировании уроков с элементами техники критического мышления («мозговой штурм», «ЗХУ», «корзина идей», «горячее место»,  «эссе», «авторский стул», «лови ошибку». «шесть шляп»), с использованием новых активных форм работы . Для меня важным не то, что ребята работают с текстом, учатся самостоятельно добывать знания при работе с учебником и дополнительными источниками, а то, что они сотрудничают; проявляют настойчивость, работая в группе, спорят, идут на компромисс. Такие уроки помогают мне заново открывать моих учеников. Я увидела в них не маленьких беспомощных пятиклашек, а уже «взрослых» учеников. Я открыла в них  массу талантов и способностей . Но над критическим мышлением моих учеников, как собственно говоря, и над своим, я еще буду работать. Очень сложно моим ученикам следовать стратегии от простого к сложному (им, как и мне, хочется объять необъятное, причем быстро и сразу). Но как говорят «Москва не сразу строилась». Для реализации внедрения данного модуля в свою практику  определила для себя ряд задач:

- познакомиться с материалом по критическому мышлению в интернет ресурсах и методической литературе,

-обратить внимание на технику  разработки заданий по данной технологии,

-активно внедрять данную технологию в свою практику,

-проводить мониторинг по отслеживанию результатов работы

Моя задача направлять процесс обучения в нужное русло, а не управлять им.[8]

Пропуская через призму своих видений взгляды на современное образование, понимаю , что в центре стоит ученик, и роль учителя – только партнерская.

Из всего сказанного можно сделать вывод – все планируемые изменения в системе образования, в конечном счете, должны привести к повышению качества образования, отражаемого через планируемые образовательные результаты, адекватные современным и прогнозируемым потребностям личности, общества и государства, а образовательные результаты невозможно достичь без использования новых организационных форм.

 «Если не знать в какой порт плыть, то ни один ветер не станет попутным».  Л.А. Сенека

Основная задача на будущее поставлена, цель ясна, осталось – действовать.  


[1] Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Справочник заместителя директора школы. – М.: Информационный центр «Ресурсы образования», 2007. – С. 18-23.

[2] Руководство для учителя Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. 2012- с.144

[3] Руководство для учителя, стр.154

[4] Статья «критическое мышление», интернет ресурсы сайд pedagogika.ru

.

[5] Интернет ресурсы, статья «Критическое мышление», сайт pedagogika.ru

[6] Руководство для учителя. Александер. стр.145

[7] «Методы преподавания в современной педагогической точке зрения», день5, неделя3.

[8] Руководство для учителя, стр.156


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

статья посвящена вопросам использования методики нейро-лингвистического программирования в рамках образовательного процесса....

Статья "Организация урока как фактор повышения качества образования"

Статья рассматривает факторы повышения качества образования...

Статья "Использование ЭОР по математике как средство повышения качества образования по предмету"

Выступление на РМО учителей математики на тему "Использование ЭОР на уроках математики"...

Статья "Учебно-познавательная задача как средство повышения качества образования"

.Статья посвящена конструированию  учебно-познавательных задач по математике как одного из средств повышения качества образования. Рассмотрены универсальные учебные действия на уроках математики,...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...