Использование ИКТ при обучении математике.
статья по теме

Ананьева Ольга Владимировна

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_pri_obuchenii_matematike.1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ при обучении математике.

Ананьева Ольга Владимировна

E-mail     bolyarschool@rambler.ru

МКОУ Большеясырская ООШ

Аннинского района Воронежской области

 Современные ученики не представляют себе жизнь без информационных технологий. Поэтому на смену пассивным технологиям обучения  приходят активные и интерактивные технологии. Они позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.

  Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении математике становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю компьютер в своей работе:

  1. для диагностического тестирования качества усвоения материала;
  2. в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
  3. в обучающем режиме при введении нового материала;
  4. при работе с отстающими учениками, для которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
  5. в режиме самообучения;
  6. в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
  7. при подготовке внеклассных мероприятий.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

 Подача нового материала с использованием мультимедийных презентаций становится более эффективной, т.к. компьютер позволяет расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени», для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. Обычно я использую презентации, созданные самостоятельно или, найденные в Интернете, но дополнительно переработанные с учётом возможностей учащихся  своей школы, что позволяет:

  1. повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  2. продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;
  3. продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
  4. изучить большее количество материала;
  5. показать ученикам красоту геометрических чертежей;
  6. повысить познавательный интерес;
  7. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Поэтому на уроках использую индивидуальную работу учащихся на персональных компьютерах, что позволяет:

  1. ввести уровневую дифференциацию обучения;
  2. повысить интенсивность  умственной нагрузки учащихся;
  1. достичь оптимального темпа работы каждого ученика;
  2. подтолкнуть  учащихся использовать домашний ПК для изучения математики;
  3. достичь эффекта быстрой обратной связи.

 Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Роль учителя состоит в кропотливом подборе материала к уроку, грамотной расстановке акцентов и создании своего WEB-ресурса.

 В своей деятельности использую разработки компаний «Физикон» «Открытая математика. Планиметрия» (7 – 9 кл.), «Открытая математика. Графики и функции» ( 7 – 9 кл.), «Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) издательства «Дрофа»,   «Тренажеры по математике для 5 и 6 классов к учебнику Н.Я. Виленкина» издательства «Экзамен», «Математика 5 -11 классы. Практикум», «Математика 5-11. Новые возможности для усвоения курса Математики», «Живая геометрия», электронный учебник-справочник «Алгебра 7-11» и др..

 Так, например, «Тренажеры по математике для 5 и 6 классов к учебнику Н.Я. Виленкина» обеспечивают возможность тренировки ученика в решении всех типов рассматриваемых в них задач и примеров. В каждом типе задания предлагается 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченное количество изменений численных значений величин, фигурирующих в условиях. Уровни сложности заданий охватывают весь материал, изучаемый в пятом и шестом классах школьной программы, и обеспечивают эффективную тренировку учеников в решении типовых задач, устном и письменном счете.  Тренажеры имеют два режима работы:

 1. Режим обучения - предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает тему, а тренажер генерирует задание. Каждое последующее задание по теме отличается от предыдущего параметрами, условием и формулировкой вопроса.

 2. Режим контроля. В этом режиме формируется группа из нескольких заданий, решение которых позволяет объективно оценить знания по выбранной теме (оценка выставляется компьютером).

 Задачи, тесты для самостоятельной работы применяю выборочно, это зависит от уровня подготовки класса. В 7-8 классах – уроки проводятся в форме диалога между учеником и учителем, в форме защиты проектов, подготовки рефератов, уроки одной задачи и практической направленности. На стенде постоянно вывешивается задача недели с интересным содержанием. Был объявлен конкурс на лучший графический портрет любимого героя мультика для учащихся 8 классов. Некоторые из работ содержали до сорока графиков, никакой силой не удалось бы заставить ребят выполнить такой объем работы в качестве домашней работы. По каждой теме на уроках алгебры и геометрии ребята выполняют проектные работы в форме буклетов и презентаций. С помощью презентаций провожу закрепление учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, т.к. обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. В 9 классах провожу элективные курсы: авторская программа «Подружись с модулем» и модифицированные программы «Исследование квадратного трехчлена» и «Процентные расчеты в жизни», которые расширяют и углубляют знания учащихся.

 При подготовке уроков и  для внеклассной работы, активно пользуюсь информацией из Интернета. Чтобы было интересно слушателям и в то же время не перегружено информацией.

  Использование информационно - коммуникационных компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

  Таким образом, применение ИКТ в обучении математике, делает этот процесс интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей как учителем (в преподавании), так и учеником ( в усвоении учебного материала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в обучении математики опорных конспектов

Из личного опыта использования метода В.Ф.Шаталова "Опорные конспекты"...

Использование ИКТ в процессе обучения математики

Методический материал представлен в виде презентации, где показоно как я исспользую ИКТ в процессе обучения учащихся...

Использование ЭОР при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление на IX научно-практическая конференции "Модернизация образования в условиях информационного общества"Статья опубликована в сборнике научных статей по итогам IX научно-практическая конф...

Использование таблиц в обучении математике

В обучении математики особое внимание уделяю таблицам в целях развития логического и аналитического мышления,памяти, формирования умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способству...

Доклад:Использование ИКТ в обучении математики

Доклад:Использование ИКТ в обучении математики...

Использование таблиц в обучении математике

Особое внимание стоит уделить таблицам, так как их использование позволяет: развивать логическое и аналитическое мышление, память, формировать умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что спо...

Выступление на районном методическом объединении учителей математики. Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике.

Использование ЭОР «ЯКласс» в процессе обучения математике как средство повышения качества образования и мотивации учащихся...