Доклад:Использование ИКТ в обучении математики
статья на тему

Мисилевич Ольга Ивановна

 Доклад:Использование ИКТ в обучении математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  информационных технологий в обучении математики

Сегодня переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования.

В ФГОС второго поколения явно учитывается реальность и тенденции современного образования: Информационно-компьютерные  технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных  результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой. И это немаловажно в наш информационный век!

Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.

Исходя из выше сказанного, применение  информационных  технологий при изучении математики в первую очередь требует высокой подготовки учителя, который не только знаком с этими программами и умеет  с ними работать, но и должен обучить своих учеников владеть ими.  Поэтому современный  учитель обязан  быть информационно грамотным!

 Использование информационных технологий на уроках математики способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что позволяет заинтересовать школьника, выявить интерес, повысить умственные и развить творческие способности,  делая при этом работу учителя продуктивной. Компьютерные технологии на уроке математики: экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, предмету, наглядно и красочно представляют материал. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Практический опыт показывает, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности.

За последние годы роль информатики в развитии общества чрезвычайно возросла. Интернет зарекомендовал себя как отличный и очень гибкий инструмент, позволяющий решать широкий спектр задач, где есть возможность самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.  Все большее использование компьютеров позволяет автоматизировать работу и труд учителя при создании методических пособий, тем более что представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объемом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям  ученика.

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:

— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MSpowerpoint, MS access;

— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;

— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;

— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1.   построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2.   осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3.   организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

               4. разработка методических программных средств.

             5.   использование ресурсов интернет.

             6.    коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Одной из наиболее удачных форм применения информационных технологий на уроках является создание и использование мультимедийных  презентаций.

Мультимедийные презентации (ММП) — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. ММП можно рассматривать как дидактическое средство обучения и можно отнести к электронным учебным пособиям только вспомогательному, используемому учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. При использовании  презентаций выгодно сочетаются словесные методы обучения (рассказ, лекция) с наглядными (просмотр рисунков, схем, фотографий, географических карт), что позволяет учителю излагать урок в разных формах: в виде монолога (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение приемов работы), беседы, дискуссии. Наибольшими возможностями обладает  беседа с постановкой проблемных вопросов.

В достижении поставленной цели обучения (развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий) могут помочь электронные учебники которые:

— реализуют личностно-ориентированный и деятельностный подхода к обучению;

— помогают отказаться от репродуктивного стиля в организации практической деятельности для творческого развития личности.

Отличительными особенностями электронных учебников является их структура, web-ориентированный интерфейс, использующий разнообразные возможности медиа, что гарантирует быструю к ним адаптацию и учащихся, и учителей.

Мультимедийные учебники органично вписываются в сценарий занятий любого типа и дают хороший эффект в сочетании с  интерактивной доской, возможностями локальной сети и Интернета, являясь основой для интернет-уроков, построенных по принципу интерактивного видео.

Использование интерактивных электронных досок на уроках не только облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали. Интерактивная доска является незаменимым помощником во внедрении инновационных методов обучения в школе.

Одним важным свойством электронной интерактивной доски является мультимедийность. На доске можно не только показывать статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е. использовать электронную интерактивную доску как экран, можно также скачивать из Интернета и показывать на большом экране опыты по физике или химии, воспроизведение которых в школьных условиях невозможно. При демонстрациях на интерактивной доске можно делать пометки цветными маркерами, выделяя наиболее важные фрагменты.

Материал каждого урока со всеми сделанными пометками можно сохранить в файле, чтобы потом скопировать его на носители или распечатать в нужном количестве экземпляров для раздачи ученикам, переслать по электронной почте или поместить в архив для последующего анализа, редактирования и использования.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает большую временную нагрузку на преподавателя по формированию материала в электронном виде. Однако этот трудоемкий процесс приносит весьма богатые плоды.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте.

Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения

Ведь главная задача каждого учителя- не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес у учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

Применяя же ИКТ- технологии учитель не только дает знания, но еще и показывает их границы, обучает школьников приемам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных  решений,  на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать  все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И следовательно, учитель выполнил свое предназначение: « нести  огонь разумного!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике».

В презентации к докладу  «Использование технологии уровневой дифференциации в личностно ориентированном обучении математике» рассматриваются виды дифференциации, условия для успешного осуществлен...

Доклад "Использование информационных технологий в обучении"

Рассматриваются информационные и коммуникативные технологии на уроках английского языка...

Доклад: "Использование современных технологий на уроках математики"

Доклад: "Использование соверменных технологий на уровках математики"...

ДОКЛАД «Использование игровых технологий при обучении иностранному языку»

ДОКЛАД«Использованиеигровых технологий при обучении иностранному языку»...

Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ»

Доклад «Использование кейс-технологии на уроках математики для детей с ОВЗ» ...

Доклад "Использование интеллект карт при обучении устной речи на уроках английского языка и элективных курсах"

Подчеркивается важность приобретения навыка работы с информацией, развития умения анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность речевой деятельности"...