Современные образовательные технологии (презентация 2)
презентация к уроку по теме

Современные образовательные технологии (презентация 2). Материал для самообразования педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_shkole.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии Будущее уже наступило. Роберт Юнг.

Слайд 2

Список литературы. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 год. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год. (Адаптивная школа – это школа для всех учащихся с разными уровнями способностей. В адаптивной школе должна быть создана определённая образовательная среда, помогающая каждому ребёнку быть личностью.)

Слайд 3

«Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что вам необходимо меняться» (Марк Твен) « Человек может всё, но не больше» (Константин Мелихан) « Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других» (Вольтер) «Если нам есть в чём себя упрекнуть, Мы всегда отыщем виновных» (Хенрик Ягодзиньский) «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)

Слайд 4

Часто педагогическую технологию определяют как: Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; Упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса (государственный стандарт высшего профессионального образования); Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Слайд 5

Но помимо этого под педагогической технологией понимают процессы: Научного проектирования и точного воспроизведения гарантирующих успех педагогических действий; Оптимизации обучения и воспитания путём анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность; И целое научное направление: Наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения; Новое направление (с 50-х гг.) в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов; Одно из специальных направлений педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определённых задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, гарантировать его высокий уровень.

Слайд 6

Сравнительная таблица методики и технологии обучения. Параметры сравнения Методика обучения Технология обучения Определение Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику 1) Совокупность способов органи­зации учебного процесса, направленных на оптимизацию учебно­познавательного процесса; 2) конструирование и применение методов и приемов для обеспечен эффективности учебного процесса Предмет Сфера пересечения профессиональной (преподавательской) деятельности учителя и научной области знаний в рамках учебного предмета Система форм и видов взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, учитывающая возможности педагога и учащегося, адекватно применимая на различных учебных предметах Задачи • Устанавливаются нормативные требования к обучающей деятельности учителя и учащихся; • определяются методы, методические средства и организационные формы взаимодействия учителя и учащихся, наиболее полно отвечающие задачам обучения конкретной дисциплине; • учителю обеспечивается возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний; создаются условия для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом • Обеспечивает решение одновременно трех задач в процессе обучения: учебно-познавательной; коммуникативно-развивающей, социапьно-ориентационной; • Усиливает учебную мотивацию, оптимизирует систему оценки ЗУН учащихся; • Вооружает конкретными приёмами и навыками индивидуальной и групповой работы в процессе познавательной деятельности; • Даёт учащимся представление об основах автодидактики, способах получения, обработки, воспроизведения информации Формы Семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др. Урок, система занятий в виде «погружения», деловой, ролевой игр, непосредственное и опосредован­ное (дистантное, пролонгированное во времени, д/з) учебное взаимодействие с со-учениками, педагогом, TСO и т.д.

Слайд 7

Направления изучения педагогических технологий Авторы Аспекты рассмотрения педагогических технологий Научное направление Метаметодика Конкретно-технологическое действие 8.8. Пикан Определенная методологи-ческая основа • Деятельность учи- теля и учащихся на договорной основе, использование диалога; общения • Построение строго в соответст­вии с целевыми установками, имеющими форму конкретного результата • воспроизводимость любым учителем; • гарантированность достижения результатов всеми школьниками; • диагностичность Г.С. Селевко Концептуальность • Системность, • управляемость • Эффективность; • воспроизводимость; • доминирующий метод С.А. Смирнов • Наличие обратной связи; • повторяемость технологического процесса • Четкость в определении конеч­ной цели; • проведение объективного кон­троля эффективности процесса и уровня достижения цели; • выборочное повторение от­дельных процедур Р.В. Овчарова • Диагностическое целеобразование; • целостность; • управляемость; • динамизм содержания, форм и методов наличие критериев оценки ус­пешности процесса и результата; • корректируемость на основе обратной связи; • экономичность

Слайд 8

Уровень овладения педтехо- логией (ПТ) В теории На практике Направление изучения ПТ оптимальный • Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого-педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе • Целенаправленно и систе­матически применяет техно­логии обучения (ТО) в своей деятельности, • творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике • широко применяет методы Диагностики Метаметодическое ->научное развивающийся • Имеет представление о различных ПТ; • обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения • В основном следует алгоритму технологии обучения; • владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; • использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы Конкретно- технологическое-> Метаметодическое элементарный • Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ; • выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока; • уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ПТ • Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, несистемно; • придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; • допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения Конкретно- > технологическое Уровни овладения педагогическими технологиями.

Слайд 9

Обучение как технологический процесс Стадии Механизм действий Роль 1. Знакомство с общим процессом деятельности Наблюдение за процессом Наблюдатель 2. Включение в деятельность Первичное освоение (вместе со всеми) Соучастник 3.Индивидуальное присвоение общего хода деятельности: Интериоризация: самостоятельное освоение (по образцу) Деятель 4. Индивидуальная переработка, погружение Осмысление, освоение (по образцу + возможен поиск нового пути) Мыслитель + деятель 5. Индивидуальная «отдача» Экстериоризация: достижение результата «для себя» Самодеятель 6. Включение индивидуальной «отдачи» в коллективную деятельность Сотрудничество: трансформация результата «для себя» в результат «для всех» Сотрудник, содеятель 7.Создание совокупным субъектом общего значимого результата сотворчество: достижение общего значимого результата формирует основу для новых совме­стных действий и поисков Со-творец

Слайд 14

Педагогическое общение Современные технологии Повышение уровня профессионального мастерства учителя Педагогическая диагностика учебный диалог проблемные вопросы анализ и самоанализ уроков понятие нормы поощрение и наказание организация деятельности учащихся на уроке индивидуальная карта профессионального роста педагога - стажёра самонаблюдение пространство общения на уроке интерактивное обучение педагогический опыт анализ школьной документации стратегии содействия и противодействия модульное обучение взаимопосещения шкалирование неэффективная коммуникация групповые методики профессиональное самоопределение социометрия средства языка дистантное обучение наставничество профессиональная ориентация. барьеры общения ученик как субъект учебного взаимодействия профессиональная ориентация. компьютерные технологии обучения технология проектного обучения технология развития критического мышления учащихся технология интегративного обучения Образовательные технологии ТРИЗ

Слайд 15

Технологии, используемые в образовательном процессе школы Апробация Внедрение Обобщение

Слайд 16

Технология развития критического мышления Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Слайд 17

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Исходные научные идеи: Критическое мышление: Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; Облегает понимание различных «взглядов на мир»; Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся. Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз).

Слайд 18

Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта. Ограничения: Подготовка специального содержания текстов. Невысокий уровень сформированность у школьников умений самостоятельной работы.

Слайд 19

Этапы действия учителя действия учащихся Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта) 1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте. 3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу. 4. В левой колонке таблицы запи­шите все, что вы знаете о позна­вательном объекте. 5. Обменяйтесь своими мнениями в паре. 6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?). Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». 1. Каждый в тетради рисует по­знавательный объект так, как его себе представляет. 2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. 3. Рисуют маркировочную таблицу. 4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте. 5. обмениваются друг с другом своими знаниями. 6. Каждый по очереди информи­рует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы марки­руется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы. Этап «Осмысление» 1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. 2. На доске оформляется структурно- логическая схема (в соответствии с проведенной классифйкацией). 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений. 2. Записывают структурно­ логическую схему, обсуждая во­прос о распределении по предложенным основаниям получен­ных на предыдущем этапе све­дений. Системы действий учителя и учащихся

Слайд 20

Этап «Чтение с пометками» 1. Предлагает каждому ученику текст. 2. Дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут). Пометки: «V» - «знаю»; «-» - «противоречит моим пер­воначальным представлениям»; «?» - «хочу узнать»; «+» - «это для меня новое». 3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». 4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей ко­лонке в ходе самостоятельной ра­боты. Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы <Узнал новое». 5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими само­стоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать». Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске. 6. Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др. 7. Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе». 1. Получают распечатку текста. 2. Читают тест и на полях делают предложенные учителем по­метки. 3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделан­ными в тексте пометками. 4. Участвуют в обсуждении 5. Участвуют в обсуждении 6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты 7. Выбирают тему для сообще­ния в соответствии возникшими вопросами. Записывают домаш­нее задание. Этап «Рефлексия» 1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлек­сии учащихся. 1. Проводят рефлексию. Этап «Домашнее задание» 1. Предлагает домашнее задание: - напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); - составьте структурно­- логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся). 1. Выбирают домашнее задание.

Слайд 21

Технология проектного обучения Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Слайд 22

Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

Слайд 23

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов . Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра . Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра несёт на себе функции: психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие; технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

Слайд 24

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объекты. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Слайд 25

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом Стадии Д еятельность учителя Д еятельность учащихся 1. Разработка проектного задания 1.1 . Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения. 1.2. Выделение подтем в теме проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). 1.3. Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, вы- бравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

Слайд 26

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов при­нимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. 1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представлёния результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. 2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность 3.Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. 4. Презентация Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.). Докладывают о результатах своей работы 5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Слайд 27

Технология интегрированного обучения Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Слайд 28

Преимущества интегрированных уроков. Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся. Закономерности интегрированных уроков: весь урок подчинён авторскому замыслу, урок объединяется основной мыслью (стержень урока), урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого, этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости, отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое». Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть: 1. паритетным, с равным долевым участием каждого из них, 2. один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом; 3. весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Слайд 29

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Презентация.

Презентация о современных образовательных технологиях. Педсовет....

Современные образовательные технологии (презентация)

Современные образовательные технологии (презентация). Материал для самообразования педагогов....

Презентация к выступлению на педсовете "Современные образовательные технологии" - "Технология развития критического мышления"

Обобщён опыт использования технологии критического мышления на уроках английского языка....

Современные образовательные технологии. Презентация как средство повышения мотивации к изучению английского языка

В настоящее время идет активный процесс  информатизации  в области образования, поэтому только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размыш...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...