Влияние личности учителя на личность ученика
статья по теме

Антонова Елена Юрьевна

В статье содержатся описание стилей коммуникативного взаимодействия и метод измерения взаимоотношений учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_lichnosti_uchitelya_na_lichnost_uchenika.doc62 КБ

Предварительный просмотр:







Доклад


 «Влияние личности учителя на личность ученика»





Антонова Е. Ю.

учителя английского языка

МБОУ СОШ № 45 им. Д. И. Блынского

г. Орла









Орел

2012/2013 уч. год

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
  3. СТИЛИ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  4. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I.        ВВЕДЕНИЕ

        Сфера влияния личности учителя охватывает интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую стороны восприятия учеников. Устойчивая профессионально-педагогическая направленность личности педагога отражается в его морально-этическом отношении к своей профессии, во всем характере его педагогической и воспитательной деятельности. Это в большой степени определяет успех его деятельности, удовлетворенности работой и общением с детьми. Успешное выполнение профессиональных обязанностей требует от учителя определенных педагогических способностей, навыков и умений. Общие способности, особенности памяти, внимания, мыслительной деятельности, воображения, силы воли превращаются в способности педагогические. Кроме того, учителю необходимы организаторские способности, умение понимать других людей, проникаться внутренним миром детей, сопереживать в в радости и в беде, передавать свои знания в доступной форме своим ученикам.

        Эти качества должны формироваться у будущего учителя ещё в период обучения в вузе, в процессе общественной деятельности. Педагогические умения и навыки являются необходимым условием реализации социально-педагогических и методических функций учителя.

II.        ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

        Учитель должен уметь:

  • определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общих целей обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально=психологических особенностей класса, создавать благоприятный климат в коллективе;
  • изучать личность ученика и в целом класса с целью диагностики и проектирования их развития, воспитания, возрастания по лестнице знаний;
  • осуществлять текущее и перспективное планирование учебной и внеклассной деятельности детей. Проведение конкретных воспитательных мероприятий;
  • использовать разнообразные формы, методы, средства и приемы для руководства учебно-воспитательной деятельностью учащихся;
  • организовать и мобилизовать детей на выполнение поставленных задач (определять последовательность действий своих и действий учеников, сформировать актив класса, координировать взаимоотношения актива и класса, проводить контроль, подведение итогов и анализ работы);
  • общаться с детьми, устанавливать контакт с отдельными учащимися и классом в целом;
  • наблюдать, анализировать учебно-воспитательную работу в целом, осмысливать свою деятельность.

        Сложность, динамичность, многогранность, творческий характер педагогического труда обусловливают необходимость сознательного применения разнообразных приемов и методов работы , поиска путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса с учетом конкретных условий. Вместе с тем, сами специфические особенности педагогической деятельности определяют практическую значимость автоматизации ряда действий учителя, роль педагогических навыков. Например, автоматизации поддаются некоторые организационные умения, такие как умение придерживаться определенной последовательности в действиях, осуществление четкого контроля, не выпускающего ничего из происходящего на уроке из своего поля зрения:

  • прослеживание процесса (насколько применяемые приемы решают задачу урока);
  • эмпирические познания (рассказ о своем опыте), что вызывает у учащихся ответное доверие;
  • контроль учителя за мышлением класса;
  • проверка памяти и глубины усвоенных знаний (вопросы по материалам прошедших ранее уроков);
  • одобрение личностного общения между учениками (поощрение парной и групповой работы, взаимопомощи);
  • совместный поиск в решении задач урока).

        Учитель должен руководствоваться словами В. Сухомлинского: «Учителя, ведите учеников на путь исследования, поднимайте их к вершинам знаний...».

        Класс вместе с учителем анализирует эффективность прошедшего урока. По мере усложнения заданий идет развитие логического мышления. Учитель впереди, но материал основывается на ранее изученном, и все ученики вспоминают и дополняют новыми сведениями по данной теме, высказывают свои предположения и догадки. Ученики под влиянием учителя ведут целенаправленный, логический, целостный, динамичный поиск связанного содержательным смыслом ответа на поставленные ими вопросы. Учитель, как наставник, все время рядом, он внимателен к каждому ученику. Учитель использует в своей работе над задачей урока наглядность, опоры, схемы, формулы, иллюстрации, интересные факты, историю собственных жизненных ситуаций.

        Большое значение в обучении и воспитании учащихся имеет культура речи учителя: голос, дикция, мимика, манера держаться, настроение, желание понять ученика и сравняться с ним, заглянуть каждому в глаза, стать старшим другом, которому ученики хотят и могут доверить свои личные переживания с надеждой на помощь и поддержку. Наличие межличностных отношений между учителем и учеником на основе взаимопонимания и сотрудничества усиливают влияние учителя на воспитание и процесс обучения учеников. Взаимное доверие, желание общения, педагогический такт обеспечивают благоприятные условия для деятельности детского коллектива. В процессе общения учитель должен быть в состоянии понять позицию ребенка, уметь проникнуть в его душевный мир, в тончайшие психологические особенности жизни формирующейся личности. Поэтому работа с детьми требует большого педагогического такта, включающего справедливость и объективность в отношениях с учащимися, их родителями, коллегами по школе. В основе педагогического такта лежит любовь к детям и толерантное отношение ко всем окружающим.

        Учитель, допускающий грубость, произвол в отношении детей, оскорбивший их достоинство, совершающий на их глазах порочащие поступки, не может пользоваться авторитетом. Лозунг современной школы должен быть таков: «Кричит тот, кто неправ! Школа, где кричат на детей — не школа! - можно снимать вывеску!» (Исаев И. Ф.)

III.        СТИЛИ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

        Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения педагога в общении с учащимися на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

МОДЕЛЬ ДИКТОРСКАЯ ("Монблан") - недосягаемый (высокообразованный, интеллигентный, с большим интеллектом, которым подавляет всех окружающих). С ним трудно общаться на равных, он на всех смотрит свысока, гордец, себялюбец. Учитель как бы отстранен от учащихся, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Ученики - всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие - отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность учеников.

МОДЕЛЬ НЕКОНТАКТНАЯ ("Китайская стена") — отгорожен стеной непонимания от учеников, не имеет связи с классом, веет от такого учителя отчужденностью, холодностью, пренебрежением и нелюбовью к детям. Эта модель поведения учителя очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и учащимися существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к ученикам. Следствие - слабое взаимодействие с учащимися, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

МОДЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ВНИМАНИЯ ("локатор") – направлен на определенную категорию учеников, чаще всего на самых успевающих, слабых как бы не замечает, не желает видеть успеха в их развитии, может унизить достоинство этих детей. Модель основана на избирательных отношениях с учащимися. Педагог ориентирован не на весь состав класса, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных  знаков, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на уроках может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-учащиеся", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

МОДЕЛЬ ГИПОРЕФЛЕКСИВНАЯ ("тетерев") — делает вид, что не слышит ни шума в классе, ни вопросов от учеников, «поёт» для себя, поглядывая на часы: когда же, наконец, кончится урок и его «мучения». Модель  заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут сам на себя: его речь большей частью монологична. при этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на учащихся. Даже в современной трудовой деятельности такой педагог поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между учителем и учениками, а вокруг образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

МОДЕЛЬ ГИПЕРРЕФЛЕКСИВНАЯ ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы учащихся, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность учителя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия учеников. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках учащихся, а педагог займет ведомую позицию в отношениях.

МОДЕЛЬ НЕГИБКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ("робот") — заучил урок, запланировал определенные штампы поведения и говорит своё, не обращая при этом ни на кого внимания. Взаимоотношения педагога с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не обладает чувством постоянно меняющихся ситуаций общения. Им не учитывается педагогическая действительность, состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

МОДЕЛЬ АВТОРИТАРНАЯ ("Я - сам") - учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и учащимися. Односторонняя активность педагога подавляет всякую личную инициативу со стороны учеников, и те осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

        Все эти характеристики типов коммуникативного взаимодействия не проявляют положительных качеств влияния личности учителя на личности учащихся. Ученики, обучаясь у учителей подобных типов, как правило, их не уважают, стараются меньше общаться, не любят их предметы, игнорируют замечания, легко идут на обострение отношений, атмосфера в классе натянутая. Такие учителя не могут быть примером для подражания и, тем не менее, дети, склонные копировать поведение и манеру речи старших, перенимают их стиль общения и поведения с одноклассниками, что не способствует укреплению сотрудничества и взаимопомощи.

МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ("союз") - педагог постоянно находится в диалоге с учащимися, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате класса и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

IV.        МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

        Для выяснения того, как ученики относятся к своему учителю, можно провести анкетирование по следующим пунктам.

  1. Учитель может точно и правильно предсказать результаты учебной деятельности учеников.
  2. Мне трудно ладить с учителем.
  3. Учитель — справедливый человек.
  4. Учитель умеет готовить меня к контрольной работе.
  5. Учителю не хватает чуткости в отношениях с детьми.
  6. Слово учителя — закон, так как я уважаю его как личность.
  7. Учитель тщательно готовится к урокам, мне интересно, я принимаю активное участи в изучении учебного материала.
  8. Я вполне доволен учителем.
  9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
  10. Учитель всегда может понять меня, дать разумный совет.
  11. Я полностью доверяю учителю.
  12. Оценка, поставленная учителем, очень для меня важна.
  13. Учитель ведет себя на уроках одинаково ровно.
  14. Работать вместе с учителем — удовольствие.
  15. Учитель не уделяет мне внимание, я обижен.
  16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных способностей.
  17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
  18. Учитель всегда внимательно выслушивает мое мнение.
  19. Я не сомневаюсь, что учитель всегда делает в классе всё правильно.
  20. Я не стану делится своими мыслями об учителе.
  21. Учитель строго наказывает меня за малейший проступок.
  22. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.
  23. У меня с учителем лишь минимум личных взаимоотношений.
  24. Я хотел бы стать во всем похожим на учителя.

        Этот опрос должен проводить другой учитель, чтобы проанализировать отношение учеников к своему учителю и какое влияние он на них оказывает. На вопросы дается краткий ответ «Да» или «Нет».

        Затем, положительные ответы обозначаются по коду «А», отрицательные «Б». Например, учеников, участвовавших в опросе 23, результаты таковы:

Код

Показатели

гностический

эмоциональный

поведенческий

итоговый

1

А

3

5

5

13

2

Б

3

4

3

10

        Приведем пояснения к таблице по опросу учащихся.

        Отношение ученика к учителю прослеживается по 3 параметрам:

Гностический — уровень компетентности учителя как специалиста, по мнению ученика.

Эмоциональный — определяет, насколько учитель симпатичен ученику как личность.

Поведенческий — показывает реальное взаимодействие между учеником и учителем.

        Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается 1 баллом.

Гностический: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22

Эмоциональный: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 22, 24

Поведенческий: 2, 5. 8, 11, 14, 17, 20, 23

        Анализируя результаты, можно сказать, что положительных качеств при работе с детьми у учителя больше, чем отрицательных, но разница в итоговых цифрах незначительна. Поэтому, этому учителю предстоит много работы. Ему необходимо перестроить свои отношения с детьми, чтобы его влияние стало больше в положительном плане, что в конечном итоге послужит во благо и учителю, и ученикам всего класса.

        Если учащиеся испытывают неприязнь к своему учителю, то эта нелюбовь переносится и на предмет, который преподает этот педагог, что значительно снижает его влияние на педагогический процесс и уровень успеваемости в целом. Необходимо развивать демократический стиль общения учителя с каждым учеником индивидуально и с классом, основанный на:

  • уважении личности ученика в сочетании с высокой требовательностью к нему;
  • доверии;
  • отношении сотрудничества в процессе совместной деятельности обучения и воспитания на личном примере учителя.

V.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Залогом успеха влияния личности педагога является тесный контакт с детьми, взаимопонимание, стремление и готовность идти вместе в процессе познания и преодоления трудностей в формировании личности ребенка.

        На воспитательный процесс влияют определенные пространственные, временные и социальные условия, являющиеся внешними условиями, которые воздействуют на ход его протекания. К ним относятся общественные условия, соответствующая политико-экономическая ситуация, социальная среда, территориальное окружение, материально-организационные условия, а также более широкие социальные отношения, воздействующие на воспитательные взаимоотношения учителя с учениками.

        Учителю необходимо заботиться о внутренних процессах, совершающихся в учениках, о том, что направляет их ум, чувства и волю, что они любят, чему противятся, каков их моральный стержень, как правильные действия ученика постепенно превратить в закрепившиеся свойства, в определенные качества личности. Взаимодействия и коммуникативные отношения в воспитании являются социальными отношениями. Ведь успех взаимовлияния обеспечивается сочетанием высоких требований с обеих сторон, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания, радости в преодолении трудностей при решении творческих задач, в атмосфере, где лидируют моменты, стимулирующие влияние учителя, а все тормозящие процесс действия уходят на второй план.

        Ученик воспитывается в коллективе ровесников. Коллектив в состоянии усилить воспитательное воздействие учителя или ослабить его. Развитый коллектив может оказать влияние и на индивидуальное развитие учеников, нередко в определенных областях лучше и эффективнее, чем это мог бы сделать сам учитель.

        Совместные проекты с учителем, даже самые незначительные, дают ученикам уверенность в своих силах, поднимают самооценку, усиливают чувство признательности к учителю, который поможет в трудную минуту, сумеет понять сложный мир ребенка, станет тем человеком, которому можно доверить самое сокровенное. Растут дети и с ними вместе — учитель. Процесс совершенствования личности бесконечен!

VI.        БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.        Учителю о педагогической технике./ Под ред. Л. И. Рувинского, М.: Техника, 1987.–154 с

2.        Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Академия: 2002 г.

http://prepod.jv3.ru/22182-professionalno-pedagogicheskaya-kultura-prepodavatelya-isaev-i-f-.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор песенного репертуара для детского вокального коллектива «Акварель» и его влияние на творческое саморазвитие личности ребенка

Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что–то  красивое, совершенное,  интересное. А что может быть красивее и интереснее  песни? На мой взгляд,  прав...

Влияние физкультуры на развитие личности.

При написании работы мною была поставлена цель-показать нравственно-эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармоничности развитой личности....

Лекторий для родителей "Влияние семьи на становление личности"

Цель: развитие самосознания в зависимости от особенностей семейного воспитания....

Влияние воспитания на развитие личности.

Цель: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности....

влияние семьи на становления личности ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитан...

Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника

Влияние оценки учителя на развитие личности младшего школьника...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Хороший доклад!