Главные вкладки

    Образовательная среда школы как фактор формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.
    статья по теме

    Литвинова Анастасия Сергеевна

    Образовательная среда школы как фактор формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_litvinova_as_2013.docx22.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литвинова А.С.

    учитель английского языка

    ГБОУ гимназии № 1591

    СТАТЬЯ.

    Образовательная среда школы как фактор формирования коммуникативной компетентности старшеклассников.

    Современная российская школа пребывает в состоянии изменения содержательных и организационно-педагогических форм построения образовательного поля. В разрабатываемых в настоящее время концептуальных подходах к осуществлению уже начатых и планируемых преобразований в рамках реализации концепции «социокультурной модернизации» (А.Г.Асмолов), в ряд ведущих закономерно выдвигается проблема подготовки людей не только с хорошей  квалификацией, но «способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды» [Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: Государственный Комитет РФ по высшему образованию, 1995. - 383 с.], а также обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативной культуры и толерантности.  В решении поставленных задач особую актуальность приобретают гуманизация и гуманитаризация образования, направленные на формирование личности, обладающей не только глубокими предметными знаниями, но и поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью. С гуманитаризацией образования связывается поиск эффективных педагогических средств инструментального, культурологического, аксиологического и личностно-развивающего характера. Научное осмысление результатов этого поиска создает предпосылки для определения перспективных направлений повышения эффективности процесса гуманитаризации образования.

    Системно-аналитический подход к анализу образовательной практики позволил  выделить три важных направления в реализации идеи гуманитаризации: гуманитаризацию содержания образования, гуманитаризацию процесса обучения и формирование гуманитарно-развивающей образовательной среды.

    Гуманитарную образовательную среду можно рассматривать как часть социокультурной среды, создающую условия для развития интерсубъективного процесса образования, актуальных преобразований субъективности и определяемую получением мировоззренческого естественнонаучного и гуманитарного знания, формированием ценностных ориентаций личности обучаемого.

      Общепринятым в современной психолого-педагогической литературе является тезис о том, что «образовательная среда» включает не только общую субъекто - субъектную направленность в развитии образовательного пространства, но и отражает специфику гуманно и личностно ориентированного образовательного процесса, его коммуникативно-созидательную продуктивную направленность. Именно с ориентацией на сущность процесса гуманитаризации образования целесообразно использовать понятие «образовательная среда», как раскрывающее данное социокультурное и педагогическое явление наиболее полно и четко.

    Идеи гуманизации и гуманитаризациии, обусловливающие гуманистический характер образовательного процесса, реализуются посредством определенного набора характеристических признаков образовательной среды, наиболее значимыми из которых выступают следующие:

    1. Целостность системы, которая требует выстраивания принципиально новой, по сравнению с традиционной, стратегии образования. В основе современной образовательной стратегии должна лежать не логика научного знания (построения научной теории), а логика  усвоения широкого социокультурного опыта, вхождения человека в мир научных знаний, овладение опытом межкультурной и личностной коммуникации.  

    В понимании идеи целостности образовательного процесса мы солидарны с академиком РАО В.А.Козыревым, который  полагает, что образовательная стратегия должна включать этап общей ориентации в изучаемом явлении,  предполагающим рассмотрение его как целостности, выявление различных его свойств, после чего наступает этап углубления через анализ явления, установления внутренних, сущностных,  содержательных свойств. Заключительным этапом является синтез, появление в осознании новой целостности, которая богаче по содержанию в сравнении с той, что была при первом знакомстве с изучаемым явлением.

    2. Интегративность среды, которая относится к концентрируемому в ней содержанию образования (знания, способы и формы деятельности). Интегративный характер образовательного процесса выступает определяющим фактором построения образовательной среды, формирования компетенций в ключевых видах учебно-познавательной и коммуникативной видов деятельности.

    3. Многоаспектность, выступающая следствием свойства целостности и предполагающая понимание и изучение социокультурного, научного, учебного явления с разных точек зрения. Несмотря на то, что данное  свойство  по своему характеру оппозиционно свойству интегративности, оно является дополнением к нему.  Вполне очевидно, что интеграция может возникнуть лишь на базе многоаспектного рассмотрения явления или процесса.

    4. Универсальность, обусловленная спецификой образования и предполагающая  «вооружение» обучающихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которые могут понадобиться при решении нестандартных и неизвестных учебных задач. Универсальность образования всегда связывалась в отечественной педагогике с его фундаментальным характером, позволяющим выявлять закономерности развития явлений и социальных  процессов окружающей действительности.

    5. Обширность, которая необходима для личностного выбора обучающимся содержания и способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями. Обширность создает возможности для осуществления вариативного образовательного процесса как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям, что, несомненно, придает ему ярко выраженный гуманистический и личностный характер.

    Таким образом, выстраиваемой нами модели образовательной среды входят: среда обучения и внеурочная среда, которые, в своей совокупности, выполняют интегративную функцию и функцию фундаментализации. 

            В научно-педагогической и методической литературе, на наш взгляд, недостаточно полно рассмотрены в практическом плане модели образовательной среды, в основе которых рассматривались бы технологии формирования ключевых компетенций в различных видах учебно-познавательной деятельности. Считаем, что в этой связи важнейшей задачей выступает организация рефлексивного управления личностным развитием учащихся.  Ведущими принципами организации рефлексивного управления процессом учебно-познавательной и коммуникативно-оценочной деятельности являются следующие:

    - принцип природосообразност, который видится в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и познавательных процессов сделать самого обучаемого, с его конкретными личностными, субъектно-деятельностными, коммуникативными особенностями и уровнем развития. Природа ребенка, его физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становится главным и определяющим фактором всех образовательных отношений;

            - принцип   содержательного обогащения,   суть которого заключается в учете принципов реализации ведущих подходов к управлению и механизмов их реализации в контексте решаемой цели — повышения качества процесса развития ключевых компетенций обучаемого (сочетания, компенсации, соответствия, уравновешивания);

            - принцип демократизации и гуманизации рефлексивного управления, предполагающий сотрудничество, соуправление, самоуправление, межличностный и мпежкультурный диалог в целостном образовательном процессе;

    - принцип диалогизации, предполагающий совместный личностный рост, личностное развитие субъектов и объектов целостного образовательного процесса;

    - принцип культуросообразности, предполагающий максимальное использование в образовательном процессе ситуаций приобщения к основам общечеловеческой и национальной культуры, формирование необходимых социокультурных компетенций;

            - принцип интеграции в рефлексивном управлении развитием образовательной среды школы означает достижение единства и завершенности всех компонентов и факторов развития и формирования личности учащегося.

            Как отмечает И.Ю. Алексашина [Алексашина   И.Ю.   Учитель   и   новые   ориентиры   в   образовании (Гуманизация    образования    как    предмет    теоретической    рефлексии    и практического освоения учителем): Монография. - СПб.,  1997. - С.12], интеграция выступает как процесс и результат становления целостности - единого качества на основе многих качеств. Отмечаются несколько ступеней интеграции: первая - предусматривает взаимодействие компонентов при сохранении их относительной самостоятельности; вторая - предполагает качественные изменения компонентов, однако вне взаимодействия компоненты теряют приобретенную качественную специфику; третья ступень - отражает уровень системы, когда компоненты не могут существовать вне системы. Интеграция как принцип проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем разных уровней (В.Н. Максимова). В качестве основного принципа интеграции рефлексивного управления студентов мы указываем на необходимость поиска   путей   включения   обучаемого   в   учебно-познавательную, игровую, творческую среду, стимуляцию развития их творческой индивидуальности, способностей, коммуникативной компетенции, позволяющей развивать диалогичные формы педагогического взаимодействия, субъект-объектные и объект-объектные отношения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы коррекции

             Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальн...

    Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

    Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

       Эта статья - одно из выступлений на методическом объединении учителей технологии, на котором рассматриваются вопросы повышения качества образования и освоения новых образовательных...

    Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

    изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

    Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

    изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

    Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

    Опытно-экспериментальная  апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...

    Формирование коммуникативной компетентности у учащихся с повышенной мотивацией через создание креативной среды на уроках английского языка (гимназические классы).

    Статья: Формирование коммуникативной компетентности у учащихся с повышенной мотивацией через создание креативной среды на уроках английского языка (гимназические классы)....