Статья: "Формирование у учащихся умений работать с учебной литературой как условие повышения их обученности"
статья по теме

Ильина Наталья Сергеевна

Статья на тему: "Формирование у учащихся умений работать с учебной литературой как условие повышения их обученности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Доклад на тему:

«Формирование у учащихся умений работать с учебной литературой как условие повышения их обученности»

Автор

Ильина Наталья Сергеевна,

учитель

Тверь, 2013

        Каждый ребенок любит учиться и не просто учиться, а хорошо учиться. Мощным рычагом воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считается создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знаниям, от неумения к умению.

                        Над проблемой формирования у учащихся умений учиться на протяжении многих веков работали и работают педагоги и психологи, ученые и практики во всем мире.

                        Их усилия направлены на теоретическое осмысление, на выработку методических рекомендаций по формированию у учащихся общих умений и навыков учебной деятельности.

                        При формировании у учащихся умений работать с учебной литературой необходимо постоянно совершенствовать содержание обучения в современных условиях в школе.

                        Необходимо формировать у школьников не только знания, но общеучебные умения и навыки, позволяющие быстро самостоятельно пополнять свои знания, правильно ориентироваться в выборе нужной литературы и информации по изучаемой теме; повышать роль теоретических обобщений.

                        Актуальность данной темы в том, что уже учителями начальной школы    необходимо начать формировать у учащихся умения работать с учебной литературой. Эти умения обеспечат самостоятельное приобретение знаний, повышение эффективности учебной работы, формирование самообразовательных умений, подготовку учащихся к непрерывному пополнению своих знаний на протяжении всей жизни.

                        Умения работы с учебной литературой имеют большое значение в развитии формирования у учащихся учебных умений.

Дать однозначное определение понятию «умение» не возможно. В одних определениях говорится о том, что умения – это потенциальная готовность (возможность, способность) выполнять определенные действия на основе усвоения знаний. В других под умениями понимаются сами практические действия учащихся на основе полученных знаний. Умения – это сами практические действия, которые ученик может совершить тогда, когда потребуется. Умения в свою очередь в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний и формированию новых умений.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. А так же всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления.

Разрабатывая проблему формирования учебных умений, ученые дают их состав и классификации.

Учитывая, что любая деятельность планируется, организуется, контролируется, мотивируется, стимулируется, проверяется и оценивается, Ю.К. Бабанский сгруппировал общеучебные умения следующим образом:

  1. Учебно-организационные. Умения принимать и намечать задачи деятельности, рационально ее планировать: создавать благоприятные условия деятельности (режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и др.).
  2. Учебно-информационные. Умения осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочниками, с техническими источниками информации, осуществлять наблюдения.
  3. Учебно-интеллектуальные. Умения мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебные материал, выделяя в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Н.Д. Хамблин, не делая общего дидактического анализа содержания учебных умений, не объединяя их по какому-либо признаку, дает перечень общеучебных умений. Он считает, что, учитывая основные виды учебной деятельности можно выделить, пять групп учебных умений:

  1. Выполнение домашнего задания: оформительские умения, способы активного учения; проверка и наглядные приемы обобщения информации: опора на конструктивную помощь.
  2. Слушание (восприятие речи): выполнение указаний, воспроизводящая деятельность; самоориентация в задании.
  3. Чтение: работа с книгой; дедуктивное мышление – постановка вопросов и выдвижение новых идей; активное чтение – использование схем.
  4. Проверка: установка на результат; ориентация на правила предписания, требования; планирование и повторение.
  5. Самоконтроль: самопроверка и самооценка; совместная работа и постановка целей; применение критериев оценки.

А.В. Усова и А.А. Бобров классифицируют учебные умения по характеру деятельности и считают, что можно выделить пять групп:

  1. Познавательные (умения самостоятельно приобретать знания): умения работать с учебной и научно-популярной литературой; проводить наблюдения и на их основе эксперимент с целью получения новых знаний; объяснять явления и факты на основе имеющихся теоретических знаний.
  2. Практические: вычислительные умения; измерительные; графические; работа с лабораторным оборудованием и приборами; умения решать расчетные, графические и логические задачи.
  3. Организационные: планировать свою работу; правильно организовать рабочее место при выполнении лабораторных и практических работ.
  4. Умения самоконтроля: умения проводить контроль за своим поведением, решение задач, подготовка домашних заданий и т.д.
  5. Оценочные умения: умения осуществлять оценку достоверности результатов своей деятельности и др.

Все учебные умения взаимосвязаны, размещены по доминирующему признаку и должны развиваться при обучении.

Для удобства формирования и конкретизации общих учебных умений они сгруппированы в следующую программу.

  1. Организация учебного труда.

Уметь планировать и корректировать свою учебную и самообразовательную деятельность, владеть видами их осуществления и оценивания; осуществлять учебную деятельность в коллективе, а также руководить деятельностью товарищей своей группы.

  1. Работа с книгой и другими источниками информации.
  1.  Владеть системой сформированных навыков техники скорочтения; практически пользоваться всеми разновидностями чтения; самостоятельно определять цель и темп чтения; пользоваться приемами перечитывания художественных и научных текстов.
  2.  Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы; анализировать учебный материал; овладевать наиболее общими способами решения относительно широкого круга проблем данной научной области, приемами систематизации учебного материала внутри предмета; уметь устанавливать межпредметные связи на основе теоретических знаний и приемов умственной деятельности и др.
  3.  Владеть навыком аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух. Осуществлять частичный или целостный (всесторонний) анализ звучащего текста, определять его структуру, слушать лекцию (доклад) с опорой на план и без него; воспроизводить основные мысли прослушанного в виде схем, опор, таблиц и т.п.; аналитически воспринимать содержание радиопередач, магнитозаписей, телерадиопередач, используя их содержание в учебном процессе, и др.
  4.  Уметь работать с публицистической и критической литературой, составлять план, конспект, тезисы, выписки и др.; делать вырезки из газет и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их. Находить необходимую литературу в каталогах, библиографических пособиях, использовать сводный алфавитный указатель, расширять свои знания на основе самостоятельно составленного индивидуального плана чтения и др.
  1. Культура устной и письменной речи.

Пользоваться всеми формами диалогической речи при решении учебных задач и при обсуждении полученных результатов; литературным языком и логически излагать свои мысли; свободно владеть формами абстрактно-логического способа познания (рассуждать, умозаключать); практически пользоваться всеми видами письменных работ (выписки, цитаты, тезисы, конспекты, рефераты, отзывы, заявления, записи с голоса, редактирование и др.) и др.

Квалифицированная работа с книгой предполагает особые знания и специальную подготовку учащихся, которая должна проводиться с ними на протяжении всего времени обучения в школе.

Для этого учителям необходимо формировать умения работы с учебной книгой.

В своей работе применяю следующие умения работы с учебной литературой:

  1. читать бегло, сознательно, выразительно;
  2. самостоятельно делить простой текст на части, выявлять главные мысли, озаглавливать части;
  3. составлять план ответа по параграфу учебника;
  4. находить в тексте ответы на вопросы, сформулированные учителем или содержащиеся в конце параграфа;
  5. работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;
  6. работать с графиками и таблицами и т.д.

Умения в целом формируется по этапам.

Начальный этап формирования умения работать с книгой — выработка техники чтения — относится к первому—третьему классам начальной школы и завершается в четвёртом классе. На этом этапе начинается формирование умений расчленять текст на смысловые части, коллективно под руководством учителя озаглавливать части, составлять план прочитанного. Эти умения формируются на уроках литературного чтения и окружающего мира.

В четвертом классе на уроках литературного чтения формируется умение пользоваться оглавлением, строить рассказ по рисунку, делить текст на смысловые части, составлять план пересказа текста своими словами.

Основным методом формирования этих умений является показ учителем образцов выполнения соответствующих операций, упражнения.

С формированием умений работать с учебной литературой связана обученность детей. Чем лучше будут сформированы данные умения, тем выше будет объем и глубина знаний учащихся по предмету.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.
  2. Пиче-Оол Т.С. Практические советы учителю, овладевающему современной методикой обучения чтению.
  3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений.
  4. Хамблин Н.Д. Формирование учебных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - это процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, найти в нем свое место. Формированию социаль...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, занять свое место. Формированию социального опыт...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...