Комфортность учебной среды
материал по теме

Мирошкина  Тамара Алексеевна

 В выступлении использованы материалы анкетирования учащихся по данной проблеме, опыт учителей школы и собственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komfortnost_uchebnoy_sredy_izmenennyy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комфортность учебной среды

Влияет ли комфортность на качество обучения?

Специальными исследованиями установлено, что от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся.

С этим утверждением можно согласиться или поставить его под  сомнение.

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  • Психологическая (является основополагающей)
  • Интеллектуальная
  • Физическая

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Добиться интеллектуальной комфортности на уроке нелегко, хотя в современной школе есть масса возможностей для этого.  

У нас много сделано в данном направлении  (компьютеризация, интерактивные доски, организация учебных занятий для педагогов).

Урок, как известно, проходит в классе. Создать комфортность учебной среды бывает затруднительно при отсутствии нормального функционирования кабинетов. Уверена, что проведение урока в привычной для детей и учителя обстановке - всегда комфортнее, а значит, и продуктивнее.

Говоря о комфортных формах учебной деятельности, хочу остановиться на популярных и любимых всеми презентациях. Многие ученики создают их с удовольствием и очень комфортно чувствуют себя, когда представляют эту работу в классе: читают иллюстрированную заготовку и получают высокий балл.

А повышает ли такой вид работы качество знаний? Думаю, только в том случае, если до получения задания и перед презентацией были четко поставлены цели и каждый ученик уяснил для себя, что итогом будет контроль знаний в любой форме.

Очень комфортно дети чувствуют себя, занимаясь исследовательской деятельностью в группе. Ведомые учителем – разработчиком программы исследования, ученики самостоятельно приходят к выводам, которые запоминают надолго.

Многие учителя практикуют также мини-исследования, в результате которых ученики самостоятельно формулируют, например, тему урока, что я наблюдала совсем недавно в 6 классе на уроке Марченко Т.К.

Такие виды деятельности трудоемки для учителя, но работают на качество знаний, повышают интерес к предмету.

Комфортности на уроке способствует и комплексный подход к оценке знаний учащихся, исключающий возможность получения двойки.

При заполнении анкеты на стимулирующие выплаты  мы отвечали на вопрос о комфортности учебной среды. Чтобы оценить уровень комфортности более объективно, я провела тест на определение напряженности, так как она противоположна комфортности: чем выше напряженность, тем ниже комфортность.

В тестировании приняли участие 26 учеников 9 «В» класса.

Результаты теста по оценке напряженности представлены на диаграмме.

         

Из диаграммы видно, что:

  • высокий уровень напряженности имеют 2 ученика, что составляет 4%
  • повышенный уровень напряженности имеют 3 учеников, что составляет 7%
  • нормальный уровень напряженности имеют 12 человек, что составляет 46%
  • и чрезмерно спокойный уровень напряженности имеют 9 человека, что составляет 43%.

Проанализировав результаты мониторинга на напряженность учебной среды, можно с уверенностью сказать, что учащиеся чувствуют себя комфортно на уроках, следовательно, комфортность учебной среды в данном случае достаточно высокая.

А теперь посмотрим на качество знаний в 9 «В» классе по итогам 1 четверти по всем предметам. Из 26 учащихся – 10 успевают на 4 и 5, что составляет 38 %. Учителям, преподающим наиболее трудные для усвоения предметы, есть о чем задуматься.

При анализе тестов меня поразило то, что почти все выпускники спят спокойно и их не преследуют экзаменационные мотивы, чего нельзя сказать об учителях. А ведь комфортность – процесс двусторонний, затрагивающий учителя и учеников.

В заключение  хотелось бы напомнить одну притчу.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Возможно, эта притча сегодня устарела, но так хочется верить, что именно от учителя зависит комфортность учебной среды, а значит, успехи и достижения обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства

      В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Благоприятная адаптаци...

педсовет Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...

Комфортность образовательной среды

Комфортность образовательной среды...

статья на тему "Комфортность учебной среды"

здоровьесберегающие технологии на уроках математики...

Создание комфортной образовательной среды на уроках физики в 5 классе

Представлены методические приемы работы на уроках физики в 5 классе...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...