Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы
статья по теме

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов. Но, на мой взгляд, ещё не достаточно применяется в образовательной области «Математика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannyy_podkhod.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы.»

( из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ №4 г. Шатуры. Московской   области

Головкиной Г. В.)

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов. Но, на мой взгляд, ещё не достаточно применяется в образовательной области «Математика».

Как же осушит  влиять дифференциацию обучения?

Необходимо:

 

-         уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения: -         разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию;

-        использовать  дифференцированные  задачи,  задания,  упражнения   с  учетом  результатов предварительной диагностики учащихся;

-     в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или. наоборот, более слабую группу;

-     при успешном  выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня   трудности, сложности,  перевести  его  в другую  группу.  При  этом отметить его успехи и достижения;

 -        создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.

 Итак, оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.

Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "Математики" позволит решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество образования, развить интерес учащихся к учебе.

Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года можно разделить детей на три группы: I группа (А) «сильные» дети, 2 группа (Б) «средние», 3 группа (В) - «слабые». Распределение по группам проводится, но результатам обучения предыдущего года, также учитываются результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже. Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять на всех этапах урока.

1.        Опрос:

При письменном опросе можно использовать карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Иногда использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы только цель, для 2 группы        некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для 3 группы        подробная инструкция выполнения задания,

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся   групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения но том или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности),    Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в копце года итоговое контрольное тестирование потрем уровням.

2.        Объяснение нового материала:

При объяснении  нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы  на  них

отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б можно дать подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда можно привлечь подготовить самостоятельно некоторые вопросы  нового материала  и самим  рассказать об  этом

одноклассникам,   при  этом  они  готовят  наглядные  пособия  (рисунки, таблицы,  схемы   и  т.  д.). Например, дети группы В помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А детям группы В - найти толкование новых слов,

3. Закрепление нового материала:

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работ) с карточкой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто яри закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы. дети группы А делают обобщения и выводы.

Если материал сложный, то можно формировать пары, куда входит один из учеников групп А иди В. и проводить работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю    дифференциацию    и    при    проведении    практических    работ.    Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с некоторыми практическими заданиями слабым. Можно создавать коллективные проекты с различным комплектованием групп.

 4. Домашнее задание;

Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания. Средние и слабые дети должны уметь работать с теоретической частью учебника, знать правила, уметь выделять главное. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках математики позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество образования школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу "Обеспечение дифференцированного подхода к обучению с помощью разноуровневых заданий на уроках математики".

Цели дифференцированного обучения:организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.Основная задача: увидеть индиви...

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода....

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Новые образовательные стандарты как условие развития современной школы

Рассматривая любое нововведение как «процесс», заметим, что  он подразумевает, прежде всего, желание разработчиков к  инновационным переменам в жизни своей страны, ее граждан, но эта деятель...

Дифференцированное обучение-инновационная технология реализации новых образовательных стандартов.

Я хочу представить вашему вниманию приемы уровневой дифференциации, с использованием» «Конструктора задач», разработанные Илюшиным,  которые позволяют мне активизировать мыслите...

Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое расп...