Главные вкладки

    Модель организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «СОШ № 7»
    учебно-методический материал по теме

    Особенности  модели внеурочной деятельности школы.  Использование  средства укрепления эмоционального здоровья школьников - арттерапии

    В нашей школе используется два вида арттерапии: имаготерапия и музыкотерапия.

    Проблемы и способы их решения.

    .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1 слайд

    Модель организации внеурочной деятельности обучающихся
    МКОУ «СОШ № 7»

    2 слайд

     В соответствии с приказом  Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

    3 слайд

    Разработаны полярные модели организации внеурочной деятельности:

    • Модель внеурочной деятельности, основанная на мобилизации (актуализации) внутренних ресурсов общеобразовательного учреждения.
    • Модель внеурочной деятельности, основанная на установлении сетевого взаимодействия с социальными партнерами.

    4 слайд

    В чём заключается особенности этой модели.

    • Систематизация воспитательной работы
    • Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса
    • Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм
    • Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы

    5 слайд

    Содержательные аспекты:

    • Достижение нового уровня взаимодействия с родительским сообществом, более активное вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в жизнь школы
    • Совершенствование методической работы внутри общеобразовательного учреждения, систематическое повышение квалификации педагогических работников во всем разнообразии форм
    • Внедрение новых конструкций организации образовательного процесса

    6слайд

    Формируются  индивидуальные образовательные траектории обучающихся в рамках внеурочной деятельности.

    Для этого ведётся учет  запросов обучающихся и родителей на организацию второй половины дня,

    учет занятости обучающихся вне школы.

    Специалистами образовательного учреждения разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности.

    Программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования.

    7 слайд

    Внеурочная деятельность -  это совместная работа

    • Учреждений дополнительного образования
    • Классных руководителей
    • Воспитателей групп продлённого дня
    • Психолога и социального педагога школы

    8 слайд

    На что мы ориентировались при организации внеурочной деятельности

    Изучили запросы родителей, выбрали  приоритетные направления деятельности школы, учли интересы и склонности педагогов, обратили внимание на рекомендации психолога.

    9 слайд

    Основными принципами реализации модели внеурочной деятельности являются:

    • Соответствие возрастным особенностям
    • Преемственность с технологиями учебной деятельности
    • Опора на традиции и положительный опыт
    • Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка

    10 слайд

     При каких условиях эта модель будет эффективно работать?

    • Если  школьники будут  удовлетворять потребность в общении, развивать творческие способности и самореализовываться;
    • Им будет обеспечены различные виды деятельности по их интересам и увлечениям,
    • Если будут использованы все социокультурные возможности школы и микрорайона

    11 слайд

    Каких воспитательных результаты внеурочной деятельности мы стараемся добиться?

                                     На 1-м уровне

        Школьник приобретает социальные знания

                                     На 2-м уровне

        Школьник получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

                                     На 3-м уровне

        Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

    12 слайд

    Виды внеурочной деятельности

    • Игровая
    • Познавательная
    • Проблемно-ценностное общение
    • Досугово-развлекательная
    • Художественное творчество
    • Социальное творчество
    • Трудовая деятельность
    • Спортивно-оздоровительная

    13 слайд

    В начале года было проведено анкетирование родителей.

     В результате 50% выбрали спортивно-оздоровительное  направление;

    24% - художественно-эстетическое

    21% - общеинтеллектуальное

    3% - гражданско-патриотическое

    2% - коррекционно-развивающее

     

    14 слайд

    Так выглядит наш план внеурочной деятельности.

    При подготовке мы выбрали следующие программы внеурочной деятельности:

    «Музей в твоем классе», «Наглядная геометрия», «Закулисье», «Театр», «Детская риторика», «Юный патриот», «Планета здоровья», «Подвижные игры», «Информатика», «Росток».

    Использованы формы организации внеурочной деятельности такие как:

    кружок, клуб, факультатив, проектная деятельность, круглый стол, общественно-полезный труд.

            В таблице видно, что программы охватывают сразу несколько направлений. Например, кружок «Музей в твоем классе» - духовно-нравственное и социальное, а общественно-полезный труд «Росток» сразу четыре: спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Потому что на одном и том же занятии мы знакомим детей с культурными ценностями, им приходится применять свои интеллектуальные способности, при этом общаться с разными людьми и работать на свежем воздухе.

    15 слайд

    Режим дня

    8.30 – 11.35 – Учебная деятельность (4 урока с активной фазой 35 минут)

    11.35 – 12.20 – Динамическая пауза (пребывание на свежем воздухе)

    12.20 – 12.30 – Подготовка к обеду, гигиенические процедуры

    12.30 – 12.45 - Обед  

    12.45-12.50 – Подготовка к внеурочной деятельности

    12.50 – 13.35 – Развивающее занятие по расписанию

    13.25 – 13.35 – Активный отдых

    13.35 – 14.10 – Развивающее занятие по расписанию  

    14.10 – 14.30 -  Уход детей домой, пребывание в группе продлённого дня

    16 слайд

    В школе соблюдаются все необходимые гигиенические требования:

    организовано двухразовое  горячее питание,

    обязательное пребывание на свежем воздухе,

    активный отдых при смене занятий (динамические паузы, игры)

    17 слайд

    Преимущества модели в том, что созданы условия обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обучающиеся имеют возможность перейти из одной группы в другую (в течение учебного года);обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности – есть группы по выбору учащихся всех классов.

    18-24 слайды

    Программы

    25 слайд

     В своей работе мы используем такое средство укрепления эмоционального здоровья школьников как арттерапия.

    В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арттерапия.

             На протяжении долгого времени арттерапия (буквально «терапия искусством) успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.

    Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции (Пифагор, Аристотель, Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки), Китае (музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины), Индии (индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки). В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. В России по инициативе В.М.Бехтерева в 1912 г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В России во второй половине ХХ в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной.

    Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театр – имаготерапия, литература – библиотерапия). В свою очередь каждый вид арттерапии подразделяется на подвиды.

                Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей, обеспечивают коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере, их психоэмоционального состояния, психофизиологических процессов, способствуют эмоциональному  здоровью посредством соприкосновения с искусством.

    Автор: Ягудина Светлана Эркиновна, музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №68 "Василёк" г.Набережные

    26 слайд

    В нашей школе используется два вида арттерапии: имаготерапия и музыкотерапия.

    Имаготерапия.

    Имаготерапия (от лат.imago – образ) занимает особое место в арттерапии. Её основой является театрализация психотерапевтического процесса. Достижение психокоррекционного эффекта обеспечивается путем развития и обогащения личности. Для этого используется творческая активность личности.

             Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама.

    Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Данная методика используется при различных нарушениях поведения, страхах, нарушениях в эмоционально-волевой сфере и т.д.

    27 слайд

    Музыкотерапия.

    Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма, тональности, показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы – возбуждают, консонансы – успокаивают. Музыкотерапия может быть представлена в форме рецептивной (пассивной) и активной (активное выражение себя в музыке). Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. Следовательно, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.), проходят невротические проявления (страхи, тревожность, неуверенность и др.). Таким образом, активно участвуя в музыкотерапевтическом сеансе, ребенок получает возможность выразить себя, свое эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводит к разрешению внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния.

    28-29 слайд

     Есть у нас конечно и проблемы, но мы пытаемся их решать.

    Ещё мало существует программ, адекватных задачам  и возрасту, поэтому учителя формируют банк программ и разрабатывают программы самостоятельно.

    Не все педагоги, особенно старших классов, которые были задействованы в реализации программ внеурочной деятельности, прошли курсы повышения квалификации по ФГОС – для них были проведены внутришкольные методические семинары.

    Следующая проблема - недостаточное материально-техническое обеспечение школы. Для пополнение МТБ формируем заявки.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО

    Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.Решение задач в...

    Проект «Модель организации внеурочной деятельности в гимназии»

    Здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни...

    Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования

    Модель организации внеурочной деятельностиначального общего образования...

    Презентация модели организации внеурочной деятельности (5 класс ФГОС ООО)

    В презентации представлена оптимизационная модель организации внеурочной деятельности в 5 классаз в условиях реализации ФГОС ООО....

    Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения ФГОС ООО

    Разработка внедрения ФГОС по внеурочную работу в среднем звене....

    Модель организации внеурочной деятельности при переходе на ФГОС

    Модель "Школа - социокультурный центр" разработана мной в рамках республиканской опорно-методической площадки. Модель "Школа - социокульткурный центр"  - победитель республиканского конкурса на л...