Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя русского языка и литературы.
статья на тему

Антонова Татьяна Геннадьевна

  В маршруте представлены индивидуальная тема учителя, разделы: пояснительная записка, изучение методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса,обобщение собственного опыта педагогической деятельности, участие в системе школьной методической работы, этапы работы над темой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут

 профессионального самообразования учителя русского языка и литературы Антоновой Татьяны Геннадьевны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большешатьминская средняя общеобразовательная  школа имени Героя Советского Союза Васильева В.В.» Красноармейского района Чувашской Республики

1.Пояснительная записка

Общешкольная тема:

Совершенствование образовательного процесса на основе освоения современных технологий по реализации программы «Одаренные дети».

Индивидуальная тема: Интерпретация поэтических и прозаических текстов на уроках русского языка и литературы.

                 Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя для развития способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности.

                 Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • освоить  методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся.
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • проводить   целенаправленную  работу с одарёнными детьми,
  • обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
  • разработка уроков с применением ИКТ, новых технологий
  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, учебных пособий, создание электронного комплекта педагогических разработок;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях  с  самообобщением опыта.

                                                  2.Изучение методической литературы

Содержание деятельности

сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе

1

Изучение статьи Е.С.Романичевой «К вопросу о подготовке учителей-словесников в рамках Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования «Педагогическое образование»(«Литература в школе», №10,2010)

2010-2011

Обмен опытом

Самоконтроль

Заседание МО

2

Т.А.Калганова «Об изучении и повторении теоретико-литературных понятий в условиях ЕГЭ»(«Литература в школе», №2,2010)

Выступление на заседании ШМО

Заседание МО

3

Е. С. Романичева «Готовим к ЕГЭ. От натаскивания к работе с текстом..» («Литература в школе», №2,2010)

4

Изучение книги Постниковой И.И «Просто и занимательно о русском языке»- М., Просвещение, 2006

Заседание МО

5

Изучение статей Л. В. Рассказовой «Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказ

е А.И.Куприна «Гранатовый браслет», О.А.Ушаковой «Способы создания характера героя в повести А.С.Пушкина «Выстрел», Е.С.Безбородкиной «Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей»( Литература в школе», №1,2007)

Методическая разработка

Заседание МО

6

Изучение книги Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных т технологий»- М.: НИИ школьных технологий , 2006 -8 с. 816

2012-2015

Самоконтроль

7

Изучение статей Л.В.Занковской «Характерные черты стиля Сергея Есенина», ( Литература в школе», №1,2007), М.И.Макарова «Художественное время и пространство» в рассказе И.А. Бунина «Холодная осень» («Литература в школе», №10,2010),       Экспрессионизм рассказа А.Платонова «Цветок на земле» и «Неизвестный цветок» («Литература в школе», №12,2009),

Методическая разработка

Самоконтроль

8

Изучение статей и презентаций по подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку передовых педагогов и лингвистов М.М. Нарушевич, Г.T. Егораевой, Л.М.Бенделеевой в Интернете на сайтах http://капканы-егэ.рф/, http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

Обмен опытом

Заседание МО

9

Изучение учебного пособия Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. Профильное обучение»- М.: Дрофа-2008.

10

Изучение статей М. М.Бельфер «Проектная деятельность учащихся по теме «Тартюф Мольера: вчера, сегодня, завтра» («Литература в школе», №9,2010),Савельевой И.Г. «Формирование исследовательских навыков в процессе изучения Произведения» Литература в школе», №3,2012),

Абрамовой С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (Русский язык в школе. – 2011. - №6,7).

Методическая разработка

Заседание МО

11

Изучение нормативно-правовых документов МО и МП ЧР, МОРФ, концепции ФГОС среднего звена

Заседание ШМО

12

Изучение и использование  педагогических технологий: ИКТ,тесты, разноуровневое обучение, личностно - ориентированное обучение,учебный проект;

 Здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии.

Самоконтроль

                                3.Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 

Содержание деятельности

сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполненной работе

1

Разработка рабочих программ по русскому языку, литературе в 6, 8,9.11 классах.

Август-октябрь

Рабочие программы

Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла, 29 августа

3

Разработка содержания контрольных/работ и диктантов для текущего и итогового контроля, тестов.

В течение года.

Материалы к/р и диктантов.

Тесты. 

Самоконтроль

4

Разработка открытых уроков и презентаций,методических разработок по методической теме по рассказам И.Полянской, Ф.М.Достоевского, Г.К.Короленко. Л.Улицкой , В.Гаршина и других писателей

В течение всего срока

Публикация на сайте учителя, в журнале «Литература в школе»

Заседание МО учителей русского языка и литературы

5

Разработка методических материалов для учителей и учащихся по подготовке к ЕГЭ и ГИА: «Банк аргументов», «Примеры сочинений-рассуждений.Е ГЭ-2013.»

В течение года

Пособия для учащихся

Заседание МО учителей русского языка и литературы

Разработка индивидуального плана «Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе»,

Октябрь

Самоконтроль

4

Разработка речевых образцов для комплексного анализа рассказов и стихотворений

2011-2013гг

Пособие для учащихся

Заседание ШМО

                                       4.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Содержание деятельности

сроки

Форма представления

Где, кем, когда заслушивается

1

Проектная и исследовательская деятельность учашихся на уроке (по рассказу В.Вересаева «Состязание»)

Интерпретация поэтических и прозаических текстов- разработка уроков по рассказу И.Полянской «Утюжок и мороженое»,

Ф.М.Достоевского «Кроткая»,

«Мальчик у Христа на ёлке»,

В.Г. Короленко «Парадокс»

В.Гаршина «Сигнал»;

стихотворениям А.С. Пушкина «Зимнее утро»,

А.А.Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…»,

по стихотворениям Н.А.Заболоцкого и Б.Л.Пастернака

Февраль 2011

Январь 2011

Декабрь 2011

2013

2012

Ноябрь 2012

2013-2014

Открытый урок в 8 классе. Презентация проекта.

Методическая разработка(урок внеклассного чтения в старших классах)

УВЧ в средних классах

Открытый урок в 5 классе

Открытый урок в 6 классе

Методические разработки.открытые уроки

заседание МО русского языка и литературы

Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла

заседание МО русского языка и литературы

2

Оформление портфолио

Январь-февраль 2013

Портфолио учителя.

рейтинговая оценка деятельности.

3

Публикация уроков и методических разработок на сайте учителя и во всероссийском журнале «Литература в школе»

В течение всего срока

Публикация в различных педагогических издательствах, сетевых сообществах  и на школьном сайте

Заседание ШМО учителей гуманитарного цикла, 29 августа

3

Посещение уроков коллег, учителей начальных классов и участие в обмене опытом.

В течение года

рейтинговая оценка деятельности.

5.Участие в системе школьной методической работы

Содержание деятельности

сроки

Форма представления

Где, кем, когда заслушивается

1

Участие в проведении заседаний ШМО, педсоветов, семинаров.

в течение года

Анализ по итогам работы за учебный год

рейтинговая

оценка деятельности

2

Подготовка заданий для школьной олимпиады по русскому языку и литературе.

Октябрь ( 6,8,9 кл)

Задания для олимпиады.

заседание ШМО

3

Работа с одарёнными детьми, участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

В течение года

Результаты участия

Заседание  ШМО

4

Участие в работе районных и республиканских семинаров учителей русского языка и литературы, классных руководителей.

В течение всего срока

Анализ по итогам работы

завуч

5

Участие в неделе русского языка и литературы, чувашского языка и литературы

Предметное мероприятие. Конкурс чтецов«Живая классика»

Ноябрь, апрель

15.02.

Разработка плана недели, мероприятий

руководитель

 МО

Учителя школы

6

Вести индивидуальную работу с сильными учениками по индивидуальному плану и дополнительную работу с отстающими.

В течение

года

Результаты мониторинга ЗУН

Руководитель

 МО

7

Ежемесячно пополнять страничку своего сайта

В течение

года

завуч

                                  6. Этапы работы над темой

Квалификация

1 квалификац.

категория

1 квалификац.

категория

1 квалификац.

категория

Учебные годы

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Этапы работы над темой

Проектная и интерактивная технологии, интерпретация рассказов Ф. М Достоевского, И. Полянской, Л.Улицкой,

интерпретация поэтических текстов

А С. Пушкина

Технология личностно-ориентированного обучения, интерпретация поэтических текстов

А.Фета, рассказов В.Гаршина, В.Г.Короленко

Разработка речевых образцов

Разработка банка аргументов

ИКТ – технологии

Интерпретация поэтических текстов М.Ю. Лермонтова, С.Есенина, рассказов В.Крупина,.

Здоровьесберегающие технологии

Интерпретация рассказов и стихотворений малоизвестных писателей и поэтов XIX и XX веков

Выступление

на  НПК

Значение чисел и цвета в произведениях Ф.М.Достоевского

Символика названий рассказов Гаршина.

Композиция как средство раскрытия характера в произведениях  Н.В.Гоголя

Портрет и пейзаж как один из приёмов композиции в произведениях писателей и поэтов.

Рассмотрение

на педсовете

Рассмотрение

на РМО,ММО

Открытый урок для учителей русского языка и литературы.

открытый урок для учителей русского языка и литературы, мастер-класс для учителей ШМО учителей гуманитарного цикла

выступление

на августов-

ском семи-

наре учителей

открытый урок для учителей русского языка и литературы РМО

Публикация

Публикация во всероссийском журнале «Литература в школе»

Публикация на сайте учителя, в сетевых сообществах, в журнале «Литература в школе»

Публикация на сайте учителя, , в журнале «Литература в школе»

Публикация на сайте учителя, , в журнале «Литература в школе», в сетевых сообществах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы на 2015-2019 год

Индивидуальный план по самообразованию учителя русского языка и литературы....

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы

Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ  на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности  урока»...

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы

Эстетическое воспитание учащихся на уроках  русского языка и литературы...

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы...

индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня в межаттестационный период ...

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы Бажановой Н.А.

Индивидуальный план самообразования учителя русского языка и литературы по теме " Использование интерактивных методов обучения....