ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Светашова Анна Леонидовна

При организации обучения специалиста в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/statya_31.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА,

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Светашова Анна Леонидовна

Департамент агропромышленного

 комплекса Белгородской области

ОГБОУ СПО «Красногвардейский

 сельскохозяйственный техникум»

Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия  профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности. Обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. В психологии, философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и другие.

Однако в педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки рабочих кадров в разных отраслях производства. Создание практико-ориентированной  образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.

Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем – это  практико-ориентированный подход в обучении специалистов.

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?

Одни авторы под целью практико-ориентированного образования понимают формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина). Другие авторы (Т. Дмитриенко, П. Образцов) к практико-ориентированному образованию относят профессионально - ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств. Ряд авторов (А. Вербицкий, В. Шершнева) практико-ориентированное образование связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин. Ф. Ялалов под целью практико-ориентированного образования понимает формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности, называя данную разновидность практико-ориентированного подхода деятельностно-компетентностным подходом.

Учитывая требования современного рынка труда, начальное профессиональное образование должно опираться на качественно новый уровень  оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями. Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Иными словами, нужно отметить то, что требуется практическое знание своей профессии. На сегодняшний день молодые специалисты испытывают трудности в конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Получается, что профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат от компаний, в которых они работают на переквалификацию.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников  и их неконкурентоспособности является отсутствие практики в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами  определенной области.

Поэтому, при организации обучения специалиста в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов положены: 

  • реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
  • специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
  • интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.

Практико-ориентированный подход обучения должен применяться с первых дней обучения. Лабораторно-практические занятия проводить с использованием компьютерной, технологии и должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного предмета, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.

На следующем курсе, к указанной деятельности добавляется продолжительная учебная практика, результатом которой является разработанный под руководством специалистов  программный продукт для решения небольших по объему  задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. Студенты в рамках предмета  разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.

Заключительным этапом обучения, являются производственная и преддипломная практики. Их  задачи: - закрепление и углубление знаний студентов, полученных в учебном заведении по всему курсу обучения; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к написанию курсовой и  дипломной работ. Во время практики студенты выполняют конкретные задания, предусмотренные должностными обязанностями квалификационной характеристики единого квалификационного справочника должностей, служащих по соответствующей должности. В период  практик студенты могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии со штатными квалификационными требованиями.

Для создания  практико-ориентированной образовательной среды нужны ее параметры и условия.

Поэтому  практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной образовательной среды


Параметры практико-ориентированной  образовательной среды

Условия повышения параметров для развития практико-ориентированной  образовательной среды

Широта образовательной среды

Хорошо развитый механизм социального партнерства:

- экскурсии на предприятия профессиональной направленности;

- предоставление стажерских площадок для обучающихся и преподавателей;

- развитие программы двухстороннего обмена обучающимися и преподавателями;

- организация общения обучающихся и педагогов с интересными людьми (работодатели, представители общественных организаций и т.д.) в форме бесед, круглых столов, дискуссий, мастер-классов;

- организация конференций, конкурсов профессионального мастерства  или других форм массового приема гостей;

- организация клубов по интересам, ориентированных на профессиональную деятельность;

- хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории в соответствии с требованиями работодателей;

Интенсивность образовательной среды

- практико-ориентированные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов;

- систематическое проведение квалифицированными специалистами соответствующей учебно-методической работы с педагогами.

Обобщенность образовательной среды

- организация педагогического коллектива для того, чтобы он осознано реализовал  единую образовательную стратегию (на данном этапе это развитие практико-ориентированной образовательной среды);

- понимание и поддержка коллективом концепции учебного заведения;

Когерентность образовательной среды

- организация при желании выпускников дальнейшего их обучения по профессии или помощи им в трудоустройстве;

- осуществление в соответствии с запросами работодателей подготовки рабочих кадров;

- направление психолого-педагогической работы в ОУ на развитие у обучающихся личностных и профессиональных качеств, необходимых для успеха в современном обществе.

Активность образовательной среды

- организация трансляции достижений ОУ;

- конкурентоспособность выпускников, вышедших из практико-ориентированной образовательной среды.

Мобильность образовательной среды

- изменение профиля учебного заведения, ориентированного на современные запросы работодателей;

- организация целенаправленного обучения педагогов современным практико-ориентированным технологиям;

- педагоги меняют свой профиль, пройдя дополнительное профессиональное обучение (например, если ОУ готовит новую профессию или ввело новый предмет и т.д.)

- образовательный процесс будет строиться на современных наглядных пособиях и технических средствах обучения.

Список литературы:

  1. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007
  2. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
  3. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. /Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. – М., 2006. – 247 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные задания по математике как средство повышения качества образованности.

Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования. Вот почему перед школой  остро встала  и ...

Выступление на МО «Практико-ориентированный подход в обучении как условие повышения качества образования» (Протокол № 4 от 23.03. 2017 г.)

К современному образованию предъявляются новые требования. Одно из основных - сделать образование не только качественным, но и практически целесообразным. Другими словами,  усилить практическую н...

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...