Сущность проблемного обучения
статья по теме

Развитие темы статьи "Введение в проблемное обучение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_problemnogo_obucheniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Гурьянов Андрей Николаевич

педагог дополнительного образования

Московское Суворовское военное училище

город Москва

        Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение учеников к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они должны активно усваивать новые знания, приобретать навыки и умения в самостоятельном формировании задачи (проблемы) исходя из реальных условий.

        Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемный вопрос, проблемную задачу и проблемную ситуацию.

        Проблемный вопрос — это «одноактовое» действие. Подобные вопросы стимулируют мысль,активизируют мышление, заставляют человека думать.

        Проблемная задача предполагает ряд действий, для ее решения учащемуся нужно самостоятельно провести частичный поиск [1].

        Проблемная ситуация — сложное психическое состояние, которое затрагивает как познавательную, так и мотивационно-эмоциональную сферу личности. Проблемная ситуация отражает субъективную неопределенность целей, средств (или способов) деятельности и проявляется в познавательном затруднении человека [2].

        Одно из основных положений проблемного обучения состоит в том, что проблемная ситуация как познавательная задача, характеризуется противоречием между имеющимися знаниями и предъявляемыми требованиями, вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее  решения путем анализа условий, актуализации имеющихся знаний и способов обработки информации, творческого подхода [3].

        Главным элементом проблемной ситуации является неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного действия. Для того чтобы создать     проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ученика перед необходимостью выполнения такого практического или теоретического задания, при котором подлежащее усвоению знание будет занимать место неизвестного. Важнейшей характеристикой неизвестного как центрального элемента проблемной ситуации, в отличии от искомого как центрального элемента задачи, является то, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой обобщения [4].

        Проблемная ситуация включает в себя три главных компонента:

  • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, отношении, способе или условии действия;
  • неизвестное, которое должно быть раскрыто в процессе решения проблемной ситуации;
  • возможности учащегося в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытий неизвестного [4].

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  • первый уровень — учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает при активном слушании и обсуждении учащимися;
  • второй уровень — учитель ставит проблему, учащиеся самостоятельно или под руководством учителя решают ее;
  • третий уровень — учащийся ставит проблему, учитель помогает ее решить;
  • четвертый уровень — учащийся сам ставит проблему и сам ее решает [1]. Процесс проблемного обучения оказывается как бы слагающимся из двух необходимых этапов:
  • постановка практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;
  • разрешение этой проблемной ситуации либо путем самостоятельного исследования учащегося, либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для решения поставленной проблемы [4].

        Основными формами проблемного обучения выступают:

  • проблемное изложение — учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся контролируют убедительность этого движения, усваивают этапы решения целостных проблем. Проблемное изложение соответствует первому уровню проблемности в обучении;
  • частично-поисковый метод обучения — метод при котором учитель организует участие учащихся в выполнении отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Этот метод обучения соответствует второму уровню проблемности в обучении;
  • исследовательский метод — способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности [5].

        Проблемное обучение как и любой другой метод имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относят в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активации мышления и познавательной деятельности, развития самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности и нестандартности мышления и т.п. К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у учащегося в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того разработка технологии проблемного обучения требует от преподавателя большого мастерства и много времени. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение [1].

Список используемой литературы:

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.- 416с.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003. - 480с.
  3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80с.
  4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: Учеб. пособие. - М.: КДУ, 2009. - 190с.
  5.  Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М.Н. Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Сущность технологии проблемного обучения на уроках математики

Сущность технологии проблемного обучения на уроках математики...

Статья. Психолого-педагогическая сущность проблемного обучения

Статья "Психолого-педагогическая сущность проблемного обучения" предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов,...

Проблемное обучение, его сущность, признаки и технология

В сатье рассматривается основная особенность проблемного обучения как специфической интеллектуальной деятельности ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что ...