Лекции в образовательном процессе.
статья по теме

Ивонина Елена Николаевна

В настоящее время много внимания уделяется поиску новых (инновационных) методов, подходов, приемов донесения информации до обучающихся и рефлексии с их стороны в форме усвоенных компетенций. Новые образовательные стандарты стимулируют поиск таких подходов к учебному процессу, которые гарантировали бы освоение как можно большего числа общих и профессиональных компетенций.

Однако не будем забывать, что новое – это хорошо забытое старое. Перефразируя высказывание Члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Слободчикова Виктора Ивановича о педагогических приемах А.С.Макаренко, можно сказать, что «педагогика…- это не описание того, что есть, не рецептурный справочник, не набор технических отмычек для разных педагогических загадок…. это гуманитарная технология, то есть практика построения условий выращивания, становления и развития человеческого в человеке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекции в образовательном процессе.

Е.Н.Ивонина

В настоящее время много внимания уделяется поиску новых (инновационных) методов, подходов, приемов донесения информации до обучающихся и рефлексии с их стороны в форме усвоенных компетенций. Новые образовательные стандарты стимулируют поиск таких подходов к учебному процессу, которые гарантировали бы освоение как можно большего числа общих и профессиональных компетенций.

Однако не будем забывать, что новое – это хорошо забытое старое. Перефразируя высказывание Члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора Слободчикова Виктора Ивановича о педагогических приемах А.С.Макаренко, можно сказать, что «педагогика…- это не описание того, что есть, не рецептурный справочник, не набор технических отмычек для разных педагогических загадок…. это гуманитарная технология, то есть практика построения условий выращивания, становления и развития человеческого в человеке».

И как бы мы ни пытались найти новые способы формирования компетенций, к такой базовой форме обучения как лекция, мы будем обращаться снова и снова.

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Функции, возлагаемые на лекцию:

  • информационная (излагает необходимые сведения),
  •   стимулирующая (пробуждает интерес к теме),
  •   развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление).
  •   ориентирующая (в проблеме, в литературе),
  •   разъясняющая (направлена на формирование основных понятий),
  • убеждающая (с акцентом на системе доказательств)

Опыт преподавания дисциплин, позволяет сделать вывод, что незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по дисциплине.

Среди всех форм учебной деятельности, на мой взгляд, именно лекция является одним их наиболее сложных видов работы. Так как требует хорошего владения предметом, умения четко и последовательно излагать материал и, наконец, умения «удерживать» аудиторию.

Так как лекция может приобретать различные формы, я стараюсь использовать такие, которые способствуют наилучшему усвоению дисциплины и усвоению студентами как можно большего числа компетенций.

Например, используя вводную лекцию, стараюсь выстроить её так, чтобы формировалась такая компетенция как ОК1 (Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии). Эта лекция призвана познакомить студентов с назначением дисциплины, её ролью и местом в системе учебных дисциплин и будущей профессии.

На такой лекции даю краткий обзор дисциплины (этапы развития данной науки, имена известных ученых), ставлю научные и профессиональные проблемы, выдвигаю гипотезы, вместе со студентами пытаемся наметить перспективы развития дисциплины и ее вклада в практику. На лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов, целесообразно рассказать об общей методике работы на дисциплине, дать характеристику учебников и учебных пособий, ознакомить студентов с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях.

Подобное введение помогает студентам получить общее представление о дисциплине, ориентирует их в дальнейшем на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

В процессе изучения дисциплины, особенно начиная новую тему, использую информационную  лекцию, которая призвана раскрыть содержание новой темы, в соответствии с учебно-тематическим планом, ориентировать студента на дальнейшее освоение знаний и применение их на практике. При этом не просто излагаю материал, а стараюсь вовлечь студентов в обсуждение. При этом могут быть сформированы такие компетенций как: ОК 5 (Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию), ОК8 (Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации), ОК9 (Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.).

Для подведения итогов изучения определенного раздела  или дисциплины в целом иногда провожу обзорную лекцию (обзорно-повторительная) – не как краткий конспект, а для систематизации знаний. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, формируя большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции вместе со студентами рассматриваем также особо трудные вопросы промежуточного контроля. При этом могут быть освоены: ОК 2 (Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество), ОК 4 (Осуществлять использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития), ОК 8.

        Для того чтобы как можно большее число компетенций было усвоено студентами, применяю такие формы лекций как:

  • Проблемная лекция - когда для усвоения  ОК3 (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность) и ОК4 необходимо создать проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.
  • Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму  (ОК 1, 9).В зависимости от учебного материала использую различные формы наглядности:
  • изобразительные (слайды, фото, фильмы);
  •  символические (схемы, таблицы).

Проводя такую лекцию, я развернуто комментирую подготовленные визуальные материалы, которые обеспечивают:

  • систематизацию имеющихся знаний;
  • усвоение новой информации;
  • создание и разрешение проблемных ситуаций;
  • демонстрацию разных способов визуализации.

Кроме вышеизложенного, стоит добавить - исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.

  • Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.
  • Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.
  • Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе.

В заключение можно добавить, что выборочное наблюдение в одном из российских ВУЗов показало, что более 40% студентов, нерегулярно посещающих именно лекционные занятия, в результате на экзаменах получают лишь удовлетворительные оценки. Собственный опыт подтверждает эти наблюдения.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EA%F6%E8%FF

http://www.asu.ru/education/activity_edu/lessons/

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/40333.php

http://rudocs.exdat.com/docs/index-44613.html?page=3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Лекции ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Лекции по ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса созданы в помощь студенту при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по МДК Теоретические и прикла...

Курс лекций "Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения"

Для учителя гуманитарно-социальных предметов и предметов естественно - научного цикла общеобразовательных учреждений, классные руководители, педагоги дополнительного образования, организаторы внекласс...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Лекция для педагогов и специалистов образовательных организаций : "Инновационные технологии в современном образовательном процессе".

   В рамках  проведения курсов повышения квалификации педагогических работников  Калининградской области, организуемых специалистами  Государственного автономного...

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...