Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики.
статья по теме

Алдошина Ирина Львовна

Статья Информационно-коммуникативные

технологии на уроках математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnye_tekhnologii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникативные

технологии на уроках математики.

Учитель математики Алдошина И.Л.  

В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Внедрение компьютера в образовательный процесс - это в определенной мере залог успеха в обучении. Использование компьютера на занятиях по математике имеет и воспитательный смысл: с раннего возраста дети будут учиться общаться с компьютером, а значит, будет закладываться культура отношений «человек-компьютер», учащиеся познакомятся с самым неожиданным его применением.

Современные процессы развития и демократизации общества, изменение отношения к человеку, усиление роли личности, изменение общественно-экономических отношений ставят перед учебно-воспитательным процессом новые задачи. В эпоху научно-технического прогресса одним из факторов демократизации образования является компьютеризация процесса обучения.

Использование компьютера вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик - это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика обеспечивает возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на более высоком уровне - по выбору ребенка.

Информационно- коммуникативная технология (ИКТ)

Педагогическая технология на основе эффективной организации и управления процессом обучения, определяющая специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, в результате которого происходит передача и обмен информационными продуктами

Проблемы:

  • Как учить в век информатизации человека будущего?
  • Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?
  • Как повысить качество обученности школьников?

Эти проблемы можно решить

  • Обеспечив высокий уровень преподавания предметов;
  • Использовав новые технологии в обучении;
  • Реализовав     комплексный     подход     к     освоению     технологии развивающего обучения;
  • Технологизировав и компьютеризировав учебно-воспитательный процесс;
  • Диагностировав   резервные   возможности   школьной   образовательной среды и способностей учащихся и др.

Системный подход к применению информационно-коммуникативных технологий позволяет решить ряд задач:

  • Образовательные:
  • повысить успеваемость;
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Развивающие:
  • развить навыки решения различных заданий  по математике;
  • развить навыки работы на ПК;
  • развить умение анализировать условия заданий.
  • Воспитательные:
  • создать условия для воспитания следующих  качеств: аккуратность, точность, усидчивость, настойчивость, сообразительность;
  • сформировать умение добиваться успеха и правильно относиться  к

успехам и неудачам, развить уверенность в себе

Преимущества  использования информационно-коммуникативных технологий для ученика:

  • расширяют   возможности     для    самостоятельной    творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений математики;
  • прививают навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развивают познавательные способности учащихся;
  • способствуют быстрому освоению материала, экономят время, в
    корне изменяют качество и содержание урока;
  • способствуют развитию мотивации у ученика;
  • помогают быстрому усвоению сложного материала.

Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий для учителя:

  • позволяют быстро адаптироваться в изменяющихся условиях;
  • позволяют работать и принимать решения в сотрудничестве с обучающимися;
  • позволяют практически мыслить;
  • позволяют устранять проблемы технического характера, замедляющие процесс обучения;
  • позволяют организовать диагностическое и коррекционное тестирование, визуальный контроль за усвоением учебного материала.

ИКТ для учителя

  • Освобождение от рутинной бумажной работы:

             - создание отчётов, планов, конспектов уроков;

             - отслеживание успеваемости;

             - создание банка учебных задач, КИМов, схем,

               таблиц, диаграмм на мультимедийных носителях.

  • Включение учащихся в активную деятельность:

             - личностно-ориентированное обучение;

             - метод проектов;

             -технология критического мышления.

  • Дистанционное образование вместе с учащимися

Преимущества  компьютерного контроля:

  • экономия времени на проверке работ учащихся;
  • ученик сразу видит свои ошибки и получает оценку;
  • снятие психологической зависимости от учителя «доброго» или «строгого», ученик начинает более объективно оценивать себя;
  • итоги работы учащихся выводятся   на экран, сразу можно провести статистическую обработку результатов.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:

  • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
  • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы,
    понятия);
  • тренажёр;
  • контроль за умениями, навыками учащихся;
  • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

  • для объяснения нового материала и максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления пройденного материала;
  • для формирования умений и навыков;
  •  для повторения материала;
  •  для улучшения  диагностики, контроля и коррекции знаний учащихся;  
  •  для самоконтроля;
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

 

  • для объяснения нового материала и максимального его усвоения;
  • для оптимального закрепления пройденного материала;
  • для формирования умений и навыков;
  •  для повторения материала;
  •  для улучшения  диагностики, контроля и коррекции знаний учащихся;  
  •  для самоконтроля;
  • для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

 

Мотивация необходимости применения ИКТ на уроках :

-    позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на        уроке;

 -    способствуют совершенствованию практических умений и   навыков учащихся;

-    позволяют индивидуализировать процесс обучения;

-    повышают интерес к урокам  математики;

-    активизируют познавательную деятельность учащихся;

-    развивают творческий потенциал учащихся;

-    осовременивают урок.

Способы использования компьютера на уроке:

  • уроки, полностью построенные (от начала и до конца) на использовании компьютера;
  •  использование  мультимедийного комплекса на различных этапах урока  математики;
  • использование элементов проникающей компьютерной технологии,

  ( использование компьютеров лишь на отдельных уроках, для решения отдельных задач).

Функции компьютера для ученика:

  • учитель;
  • рабочий инструмент;
  • объект обучения;
  • сотрудничающий коллектив;
  • игровая среда.

ВНЕУРОЧНАЯ   РАБОТА

  • ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ;
  • ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ  ЗАНЯТИЯ;
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЗАНЯТИЯ  (В рамках педагогической поддержки);
  • ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ;
  • МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  СВЯЗИ (интеграция).

Использование программы Power Point на уроках:

  • Стимулирование познавательной деятельности школьников;
  • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
  • Визуализация учебного материала;
  • Интеграция со смежными дисциплинами;
  • Повышение мотивации учения школьников и закрепления интереса к математике;
  • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
  • Стимулирование воображения школьников;
  • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

При интерактивном обучении следует помнить следующие правила:

  • Длительность использования электронных средств обучения (ЭСО) не должно превышать 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.
  • Использование ЭСО в начале урока ( в течении 5 минут) сокращает подготовительный период с 3 до 0,5 минут,  а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного.
  • Использование ЭСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.

Следует помнить о санитарно-гигиенических требованиях и нормах аудио- визуальной нагрузки при использовании технических средств.

Работа за компьютером должна составлять для учащихся

  • 1-х классов – 10 минут;
  • 2-5-х классов – 15 минут;
  • 6-7-х  классов – 20 минут;
  • 8-9-х классов – 25 минут;
  • 10-11-х классов – 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики."

В статье описано как применяются информационно-коммуникативные технологии на уроках математики....

« ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Мы видим, что за последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современного человек...

Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание ...

Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ве...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....