урок истории в 6 классе
методическая разработка (6 класс) по теме

Баринова Татьяна Александровна

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx48.94 КБ
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_1.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

( урок с использованием ИКТ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Содержание изучаемого материала научное, доступное, посильное для изучения, привлекательное, актуальное. Образовательный процесс ориентирован на новые результаты обучения (компетенции, общеучебные умения, обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира, межпредметные связи и т.д.).Тема соответствует программе по предмету «История России» 6 класс и календарно-тематическому планированию. Презентацию можно использовать в качестве пособия на уроке с целью реализации принципа наглядности, возможности  личного участия каждого учащегося в изучении нового материала.  Тип занятия – урок усвоения новых знаний, с привлечением видео, ауидозаписей. Четко обеспечивается реализация всех видов деятельности, а также соответствие цели и задачам урока. Материал представлен в виде презентации, в которой подробно рассказывается о происхождении восточных славян и их расселении, а также их занятиях, быта и нравов, верованиях и управлении. После просмотренной презентации для первичного закрепления изученной темы ученикам предлагается работа с интерактивной картой и  заполнение контурной  карты «Расселение восточных  славян». При  изучении вопроса  о занятиях  славян- заполнить схему «Занятия славян в 8-9 вв.». При изучении вопроса  верования славян учащиеся получили опережающее задание  с демонстрацией изображений славянских богов с  их кратким описанием. При рассмотрении быта и нравов восточных  славян используются слайды с изображением народных праздников и гуляний, а также видеофрагменты . Контролируется правильность выполнения заданий.На слайдах размещены материалы для закрепления изученного материала, предлагается выполнить следующие задания: (Проверь себя- реши кроссворд; рефлексия; дифференцированное домашнее задание).

Тема урока: «Восточные славяне»

Тип:Урок открытия нового знания

Форма урока: традиционная

Формы организации работы: урок использования информационно – коммуникационных технологий

Цели урока: формирование представления обучающихся о происхождении восточныхславян – предков нашего народа, развитие аналитического мышления, воспитание национального достоинства и любви к родине.

Задачи: 

1.познакомить обучающихсяс территориальным составом, устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен.

2. Развиватьумения работать сразличными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь.

3.способствовать воспитанию у обучащихся уважительного отношения к историии культуры наших предков и любви к родине.

Оснащение урока: учебник  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атлас «История Росси с древнейших времен до конца XVI века», карта «Киевская Русь в IX – начале XII вв.», мультимедийный проектор, презентация, бланки с кроссвордами, документы с источниками:Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег о славянах и антах

Основные даты:5-8в.-заселение Восточно-Европейской равнины племенами восточных славян

Основные  понятия и термины:   язычество, род, вервь, идол, капище, вече, народное ополчение.

Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные:саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний,построение логических рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Ожидаемые результаты:

 Умение определять и формулировать проблему или тему, давать характеристику, выделять главное, отличать, сравнивать, выделять общее и различное, делать анализ источника, аргументировать, переводить информацию из одного формата в другой, понимать смысл, уважать мнение других, занимать позицию по обсуждаемым вопросам.

Методы обучения:

ФОПД:

- частично-поисковый

- творческий

- словесный

- наглядный

- практический

 - групповая

- индивидуальная

Оборудование:Мультимедийная презентация; тексты документов

                                       Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение учебной деятельности»

Взаимное приветствие

Идет демонстрация презентации: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ» и звучит стихотворение

Ты видишь то, что пращуры былые

 сполна сумели сами испытать,

 когда во имя будущей России

 от плуга поднимались воевать.

 Они любить учились не по книгам

 свою семью, родную Русь свою -

 своей закалкой в бесконечных битвах

 они  обязаны великому труду.

 Покуда помнил синеглазый воин,

 в чём честь его и слава на века,

 бежали вспять по выжженным дорогам

 от его гнева полчища врага...

2.Актуализация внимания. Постановка проблемы.

Учитель: Почему мы начали урок с этихстихов и картин? Какие образы возникают у вас?  Прослеживается ли взаимосвязь между нами и нашими предками?

                                 3. Построение проекта

С помощью диалога подводит учащихся к формулированию темы урока

Вопросы: О ком говорится  в тексте стихотворения? Какими показаны  славяне в стихотворении? Какие человеческие качества на ваш взгляд  присущи нашим предкам славянам? Постарайтесь самостоятельно поставить цели к уроку- чтобы вам хотелось узнать о восточных славянах?

                                                            План

1.Происхождение и расселение восточных славян.

2.Занятия славян.

3.Быт и нравы.

4.Верования.

5.Управление.

4.Реализация построенного проекта

                      1. Происхождение и расселение восточных славян.

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

-Знаете ли вы, кто были предки русского народа?

-Всегда ли славяне жили в Восточной Европе или пришли из других земель?

Демонстрация  10 слайда.

Учащиеся работают с материалом учебника и картой

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V в. до н.э. эти племена освоили территорию от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V в. н.э. славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.  Слайд 11.

«Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке, свидетельствует о расселении славян в Восточной Европе.

а)первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заселили большую часть Восточно-Европейской равнины.

Слайд 12.

б)амостоятельная работа, самопроверка по эталону

Учащиеся с помощью карты заполняют таблицу,проверяют правильность заполнения

Слайд 14.

Расселение восточных славян.

Названия славянских племен

Географические ориентиры

поселения

поляне

предки киевлян

северяне

соседи полян

древляне

среди деревьев

дреговичи

в болотистой местности

полочане

у реки Полоты

ильменские славяне

у берегов озера ильмень

радимичи

у реки Сож

вятичи

в бассейне реки Оки

На территории, которую занимали восточные славяне, проживало более 12 племенных союзов. Летопись Нестора подробно рассказывает о полянах – предках киевлян. Соседями полян были северяне. Рядом располагались в непроходимых, глухих местах (среди деревьев) древляне. Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи (жили в болотистой местности: «дрягва» - болото, - отсюда и такое название народности). Вдоль берегов реки Полоты – полочане (г.Полоцк).На берегах озера Ильмень располагалось поселение ильменских славян (будущих новгородцев).Территорию к востоку от Днепра занимали радимичи, жившие по реке Сож, а в бассейне реки Оки – вятичи.

2.Занятия славян.  15 слайд.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике  «Орудия труда и оружие славян». С.9

Основным занятием восточных славян было земледелие.

Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называлась переложной.

а) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Помимо земледелия славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней. Занимались бортничеством, то есть добыванием меда диких пчел из естественных дупел ( борть – дупло, дуплистое дерево), рыболовством.

В славянских племенах развивались ремесла: выплавка железа, ювелирное и кузнечное дело.

б)Самостоятельная работа, самопроверка по эталону

Заполнение учащимся таблицы в тетради, самопроверка с использованием слайда 16.

3.Быт и нравы.

 Учитель организует работу учащихся с документами, текст которых раздается учащимся на парты для самостоятельного ознакомления. К текстам имеются вопросы. Приложение.

Выслушав ответы на вопросы , учитель дополняет знания детей.

Славяне были храбрыми воинами, трусость считалась позором.

Слайд 17.

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Слайд 18.

Здесь представлен славянский поселок, восстановленный по данным археологических раскопок. Этот макет отчетливо дает яркое представление о быте, верованиях восточных славян. Поселок мал – в нем могло быть от одного до пяти дворов. Славянское жилище – небольшая полуземлянка с деревянными стенами, с крышей, обмазанной глиной. Внутри – глиняная или каменная печь, которая топилась без дымохода , по-черному. Площадь жилища – 10=20 кв.м. Весь поселок обнесен и земляным валом, и частоколом. Поселок расположен на берегу реки.

Слайд 19.

Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.

4.Верования.

Слайд 20.

 Учитель предлагает опережающее задание ученикам: подготовить небольшие выступления о богах( демонстрация изображений о богах)

а) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Восточные славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Славяне, будучи земледельцами, обожествляли землю, солнце, реки. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Сварог – бог Вселенной, Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – повелитель ветра, Волос- покровитель скотоводства,  Мокошь – божество плодородия.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший.

а) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 21. Демонстрация слайдов с  духами древних славян.

 домовой, леший, волколак, водяной.

Слайд 22.

 капище - деревянные сооружения, в центре которых располагались изображения божества (идола), перед которым жгли жертвенные костры.

Слайд 23.

идолы – деревянные или  каменные статуи языческих  богов.

  Слайд 24.  

 праздники древних славян

  Слайд 25.  Демонстрация видеофрагмента «Традиции и обычаи восточных славян»

Физкультминутка. Слайд 26

« Ритуал поклонения солнцу»

5.Управление.

Чтение учащимися 5 пункта  учебника «Управление».

б) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Беседа по прочитанному материалу

       Что такое  род?- объединение людей на основе кровного родства.

Кто стоял во  главе рода?- старейшина.

Что такое вервь? –соседская община

Что означает слово вече?- народное  собрание

Какие вопросы решало вече?- выбирали старейшину, о войне и мире и             т.д.

Что такое народное ополчение?- мужское население, собранное на  защиту своего племени.

   а) самостоятельная работа. Самопроверка по эталону слайд 26.

Запись в словарь определений терминов.

                         5. Включение в систему знаний. Повторение

б) заполнение кроссворда. Слайд 25.

По горизонтали:

1.    Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.

2.    Низший дух, который находился в доме и охранял его от беды.

3.    Орудие труда, с помощью которого славяне убирали хлеб.

4.Все мужское население общины, которое  во время нападения сражалось с врагами.

5. Бог солнца.

6. Повелитель ветра.

7. Народное собрание.

По вертикали:

1.Основное занятие восточных славян.

2.Народное собрание

Демонстрация видеофрагмента песни «Русь моя-матушка» Слайд 27 .

                     

Таким образом, в 5-8 в. огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена – наши предки.  Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе и своей земле, все вопросы решали сообща.

      Они любить учились не по книгам

 свою семью, родную Русь свою -

 своей закалкой в бесконечных битвах

 они  обязаны великому труду.

                                  6. Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает в заключении урока оценить выполненную работу, продолжая фразу…

Сегодня я у знал

Я уже знал

Для меня стало новым

Меня удивило

Я с удовольствием

Мне понравилось

Сегодня на уроке мне захотелось

                                         7. Подведение  итогов, домашнее задание
Слайд 26.

  • Пр. 1, знать ответы на вопросы. Работа с документом (с.13), ответить на вопрос; выучить понятия и термины.
  • Творческое задание*: мини-сочинение на тему «Один день из жизни восточнославянского воина (земледельца, охотника ит.д.) и проиллюстрировать его рисунками.

                                                       

                                                   

                                                     Приложение.

Прокопий Кесарийский о славянах и антах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»

Маврикий Стратег о славянах и антах.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар,  холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

Вопросы и задания к документам:

  1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
  2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
  3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
  4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?

                   

                      Список используемой литературы:

А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. С древнейших времен до конца 16 в. – М:Просвещение, 2012

М.М.Забылин. Русский народ:обычаи, обряды. Предания, суеверия, поэзия-М:Просвещение, 1997.

http://old-russian.narod.ru/-древнерусская литература

http://portal-slovo.ru-православный образовательный портал «Слово»

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ

 ТЕМА «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»

6 КЛАСС

(курсы повышения квалификации ФГОС)

                                               

                               

                         

                                               Баринова Т.А. учитель истории высшей категории

   МБОУ СОШ с.Садовка

                                  Балтайского района, Саратовской области

                                          адрес: Саратовская область, Балтайский район

               с.Садовка, ул. Центральная 34

                                                тел: 8(845)92 25721

2013 г.



Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Баринова Татьяна Александровна        

Место работы: МБОУ СОШ с. Садовка, Балтайского района, Саратовской области

УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века»

Предмет: История

Класс:6

№ урока: 2

Тема:  «Восточные славяне»

Тип: Урок открытия нового знания

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

 Личностные, предметные и метапредметные результаты

Время

1.Организационный

Мотивация

Мотивирует детей. Звучит стихотворение, идет демонстрация слайдов презентации

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные:

проявление эмоционально-нравственной отзывчивости

2

2.Актуализация внимания. Постановка проблемы

Почему мы начали урок с этих стихов и картин? Какие образы возникают у вас?  Прослеживается ли взаимосвязь  между нами и нашими предками?

Учитель фиксирует индивидуальные затруднения обучающихся

На основе имеющихся знаний размышляют, анализируют, выявляют взаимосвязи

Предметные: выделение исторической информации из собственных наблюдений

Метапредметные: способность размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

 умение слушать и слышать мнение других людей, способность связывать и излагать свои мысли

5

3.Построение проекта

Организует работу учащихся в форме диалога, подводит учащихся  под понятие наши предки-восточные славяне и к формулированию темы урока.

Обратитесь к  стихам  и подумайте:

1.О ком идет речь?

2. Какими показаны  славяне в стихотворении?

3.Какие человеческие качества на ваш взгляд  присущи нашим предкам –славянам ?

Чтобы вам хотелось узнать о восточных славянах?

Читают стихи, размышляют, анализируют,

осуществляют открытие темы урока, самостоятельно определяя цели

 Предметные:

умение распознавать в историческом содержании сущность и определять ее.

Метапредметные: целеполагание, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Личностные: выделение нравственных ценностей

5

4. Реализация построенного проекта:

а)первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

б)самостоятельная работа и самопроверка по эталонам

Предлагает прочитать текст и определить кто были предками русского народа? Всегда ли славяне жили в Восточной Европе или пришли из других земель? Как связаны названия славянских племен и географические ориентиры их расселения?

Организация работы в парах. Учитель предлагает охарактеризовать занятия славян, обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике «Орудия труда и оружие славян». Наблюдает за работой учащихся

 Поиск информации в основных и дополнительных средствах. Работа с картой на доске и индивидуальная работа с контурной картой. Работа в парах, размышляют, выявляют общее и различное, устанавливают взаимосвязь между территорией расселения и характерными занятиями, анализируют иллюстрацию, делают выводы, производят синтез материала в виде таблицы

Предметные:

 умение размышлять и анализировать содержание исторического текста, карты, атласа и извлекать из них необходимую информацию определяя параллели взаимосвязей,  выявляя общее и различное,  представляя развернутую информацию в сжатом виде, умение определять хронологические рамки заданного периода.

Метапредметные: умение осмыслить полученную информацию

 умение грамотно строить речевые высказывания; умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли, сотрудничество со сверстниками и учителем; участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Личностные: проявление уважительного отношения к традициям и обычаям предков.

20

 Используя материал учебника, предлагает дать определение терминам: подсечно-огневая  и переложная система земледелия и выявить различия

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку.

 Обосновывают правильность определения, размышляют и выявляют различия

Организация работы учащихся с документами, текст которых раздается учащимся на парты для самостоятельного ознакомления с бытом и нравами восточных славян, демонстрация слайдов презентации

Размышляя и анализируя делают выводы об устройстве жилища,  характерных внешних чертах, находят черты сходства с крестьянскими избами.

 Приходят к общему выводу: Славяне были храбрыми воинами, а трусость считалась позором.

Опережающее задание для учеников. Подготовить небольшие выступления о богах( демонстрация изображений богов и видеофрагмент)

Физминутка: предлагает изобразить ритуал поклонения солнцу славян

Поиск информации с использованием всех источников, анализ и синтез.

Используют видеофрагмент, создают ритуальный образ

Чтение учащихся 5 пункта  учебника «Управление».

Беседа по прочитанному материалу:

 Что такое  род?

Что такое вервь?

Что означает слово вече?

Что такое народное ополчение?

Чем оно было вооружено?

Ведут диалог с учителем, формулируя собственные вопросы:

Кто стоял во  главе рода?

Какие вопросы решало вече?

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, синтезируют знания в словаре терминов

 

5.Включение в систему знаний. Повторение

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, предлагая заполнить кроссворд

 Систематизируют полученные знания, заполняют кроссворд, производят самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.

Предметные: умение обобщать, анализировать и синтезировать историческую информацию о восточных славянах-предках нашего народа

8

Демонстрация видеофрагмента песни «Русь моя-матушка» Предлагает подвести итоги в форме коллективной дискуссии об особенностях восточнославянских племен.

Коллективная дискуссия: рассуждения детей, выводы:  

Таким образом, в 5-8 в. огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе и своей земле, все вопросы решали сообща.

Личностные: творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Метапредметные:  участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

6.Рефлексия учебной деятельности

В заключении урока оцените выполненную вами работу, продолжая фразы:

Сегодня я узнал…

Я уже знал…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Я с удовольствием…

Мне понравилось…Сегодня на уроке мне захотелось…

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Метапредметные: умение правильно оценивать себя  в целом, осуществлять пошаговый контроль по результату, исполнительность.

Личностные: открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

3

7.Итоги, домашнее задание

  • Подведение итогов.
  • Пр. 1, знать ответы на вопросы. Работа с документом (с.13), ответить на вопрос; выучить понятия и термины.
  • Творческое задание*: мини-сочинение на тему «Один день из жизни восточнославянского воина (земледельца, охотника ит.д.) и проиллюстрировать его рисунками.

Анализируют,  делают выбор.

 Метапредметные: способность определять уровень и делать правильный выбор, исполнительность.

Личностные: чувство ответственности

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....