Эссе "Моя педагогическая философия"
статья

Сырова Ирина Васильевна

"Учитель не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Моя педагогическая философия"42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Моя педагогическая философия»

«Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель».

Л. Н. Толстой.

«Учитель не тот, кто учит,

а тот, кто не может не учить».

Л. Н. Толстой.

На земле очень давно властвует труд, как единственно надёжный способ существования человека. Труд кропотливый, нелёгкий. Это особенно характерно для педагогического труда, в котором успех внешне не заметен, а результат отдалён во времени и всё же я убеждена: наш труд – один из самых необходимых в этом мире. Я люблю свою профессию.

     Почему я стала педагогом? Твердо убеждена, что в школе должны работать люди, любящие детей, те, которые могут стать для них примером. Учитель – сложная и ответственная профессия. Великая радость – формировать человека, давать ему знания, воспитывать характер, сеять доброе. Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если Вы любите детей. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, сталевара. Нужны знания, нужны умения, нужен характер. Необходимо овладеть профессиональными умениями, выработать в себе мастерство. Что для этого нужно? Прежде всего, знать предмет. Но этого мало. Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приемами преподавания: методами объяснения, опроса, организации самостоятельной работы учащихся.

     Учитель, его мастерство, напрямую связано с его учениками. Когда чувствуешь отдачу от них, на душе радостно и, самое главное, начинаешь думать, чем бы их заинтересовать на следующем уроке, чтобы отдача была ещё больше, был стимул для собственного роста.

     Считаю своей главной задачей научить детей думать. Многое хочется передать подрастающему поколению, хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться. Это сложно, да и не всегда  получается. Ведь на уроке нужно не только провести опрос, объяснить и закрепить новый материал, но и создать благоприятный психологический климат, от которого зависит,  как ученики работают, с каким настроением уйдут домой, что «унесут» с собой.

   Всегда оцениваю свой урок: сегодня – отличный, завтра – хороший. Очень приятно, когда слышишь полное знание материала, когда слышишь грамотные, четкие ответы, когда чувствуешь, что ты интересна ребятам как учитель,  и как человек.

Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «хорошо» - и рада за детей даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым.

Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха, удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нём некоторое время сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение. Во-первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремится ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

Я стараюсь научиться управлять такими ситуациями, чтобы можно было влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. Младшие школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких-либо знаний. Таким образом, создаваемая мной ситуация успеха помогает мне решать важнейшие задачи обучения и воспитания.

В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха  знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации.

- /

Нередко и сам учитель не замечает, как проявляется активность у таких учеников, потому что они могут не тянуть руку, на лице нет следов сосредоточенности и внимания, отсутствует деловое оживление. Учитель может не заметить на общем фоне класса, как мелькнет слегка удивлённый взгляд, ребёнок прислушивается, прекращает разговор.

Увидеть это может только внимательный педагог, поскольку для таких детей условия ситуации успеха складываются редко и их приходится долго ждать. Поэтому ситуацию для таких школьников я создаю искусственно.

Ситуации успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и лёгкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Я предлагаю для начала лёгкое и занимательное задание. Пусть ребёнок познаёт радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволяет мне незаметно повысить требования к нему.

       Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным. Если я оценю его относительно достижений успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «всё равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, я сравниваю школьника не с другими учениками, а его с самим собой, то есть оцениваю его продвижение.

      Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Я верю в успех своих учеников.

         Обучая и воспитывая детей, я помню, что «любовь воспитывается любовью, доброта – добротой». Я счастлива тем, что я учитель!  

Учитель физики и математики

МОУ Уральская СОШ

Сырова Ирина Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...