мониторинг качества обучения
статья по теме

В статье дается определение мониторинга, его назначение. Определяются цели и задачи проведения мониторинга. Раработан алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности. Выделяются различные виды мониторинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_kachestva_obucheniya_egor.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг как средство повышения качества образования

Бударгин Егор Иванович, преподаватель,

ГБОУ СПО «Вознесенский агротехнический техникум»

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для преподавателя должны быть поставлены следующие задачи:

  • определение достижений обучающихся по темам изучаемой дисциплины
  •  реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности обучающихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. В работе  используется мониторинг базовый, тематический и «одного урока».

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делается сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого обучающегося.

 

Результаты контроля

№ п/п

Ф.И.

входящий

промежуточный

итоговый

вывод

1.

2.

Тематический мониторинг.

На каждого обучающегося составляется индивидуальная карточка. В данной карточке указываются виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаются различные виды заданий для устранения данных нарушений.

Далее делается анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке, т.е. составить самостоятельные работы, тесты с учетом индивидуальных особенностей д. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний обучающихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях.

  Результаты учебных достижений оформляются в виде диаграммы качества знаний.

Данный мониторинг позволяет  получить:

  • объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;
  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и группы в целом;
  •  систематический контроль над качеством знаний, полученных с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

Тематический мониторинг опирается на мониторинг урока.

мониторинг урока

Ф.И.

Видеть ошибку

Задать вопрос

Предложить ход
(шаг) решения

Аргументировать

Привести пример

Другой способ решения

1.

+

+

-

-

+

+

2

+

+

+

+

+

+

Для «сильных» обучающихся данный мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.

Для «слабых» обучающихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит “4”.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех обучающегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.

Мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и группы в целом.

Мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволяет:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
  3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
  4. Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
  5. Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Литература

  1. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/авт.-сост. Г.П. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. А.Н.Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование –культура,1998
  3. Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Вып. 1.// Екатеринбург, 1997.
  4. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  5. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе “учитель-ученик”. Методическое пособие для учителя. Педагогическое общество России. М.:-1999.
  6. Ксензова Т.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно –методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России,1999.
  7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Кн.1,2.- Спб: Образоварние-культура, 1998.
  8. Уилмс Д. Системы мониторинга и модель “вход-выход”// Директор школы. – № 1, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

«Мониторинг качества обучения как средство управления образованием».

Наиболее разработанной в педагогической науке в настоящее время является проблема отбора содержания образования, а наименее изученной – управление педагогической системой, в особенности, управление ка...

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Статья "Мониторинг качества обученности учащихся по географии

Из статьи можно узнать способы мониторинга качества обученности учащихся по географии...

Мониторинг качества обученности учащихся 6 класса по русскому языку

Данная работа может использоваться в качестве инструмента для измерения уровня обученности учащихся по русскому языку в 6 классе....

Статья "Мониторинг качества обученности русскому языку"

Методика определения качества обученности русскому языку в 9 классе. Виды письменного и устного опроса на уроке, фиксация результатов обученности....