Профессионализм и духовно-нравственное становление личности
статья (8 класс) на тему

Махлеева Людмила Владимировна

 

Ценность работника определяется, прежде всего, его профессиональными знаниями и умениями, его специальным образованием, умением применять его в конкретных условиях и передавать свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.odt27.33 КБ

Предварительный просмотр:

       Профессионализм

     и духовно-нравственное становление личности

Профессионал – человек, занимающийся чем-нибудь как профессией (словарь Ожегова).

Духовный – относящийся к умственной деятельности, к области духа (словарь Ожегова).

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение (словарь Ожегова).

Ценность работника определяется, прежде всего,  его профессиональными знаниями и умениями, его специальным образованием, умением применять его в конкретных условиях и передавать свои знания.

Однако, в любой профессиональной деятельности, особенно в деятельности педагога, есть ряд других показателей, характеризующих личность. Педагогические коллективы межшкольных учебных комбинатов решают основную задачу – подготовку школьников к труду, профессиональное самоопределение и социальная адаптация выпускников школ. Кроме того, межшкольный комбинат призван всячески способствовать  и становлению их духовной зрелости, если под духовностью понимать устремленность к добру (желание делать благо другим), к истине (проникновение в сущность явлений), к красоте (как наивысшей целесообразности и гармонии), к самосовершенствованию и нравственности. Только сочетание всех элементов духовности делает ее таковой.

Стремление к добру не подкрепленное знаниями может принести вред (благими намерениями выстелена дорога в ад), знание может быть использовано во вред  окружающим. «Знание без совести – погибель души». Ф. Рабле. Красота без добра мертва. Если человек останавливается в своем развитии, перестает отвечать изменяющимся требованиям жизни.

По мнению социологов и психологов, главная причина трудностей, которые переживает современное общество, падение духовности  его граждан. Любой аспект улучшения жизни, как-то: рост экономики, борьба с коррупцией, преодоление пьянства, наркомании требует роста духовности или хотя бы наличия его начал у каждого члена общества.

Духовность и нравственность бессмысленны без деятельности, без нее они не могут проявиться. Само по себе учение не является видом деятельности, достаточным для выработки у молодежи духовно-нравственного начала, но необходимым – безусловно. Со стороны обучающихся – учение, зачастую лишь потребление знаний и опыта, созданных чужим трудом.

Для того чтобы овладеть духовно-нравственными ценностями, необходим созидательный труд и общение. Русский психолог А.Н. Леонтьев говорил, что «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границу». Известный советский педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «моральное обеспечение всеобщего среднего образования – предотвращение всех зол и бед нашего нынешнего школьного бытия,  прежде всего в трудовом воспитании», из чего он делал вывод: «Нет,  и не может быть воспитания вне труда и без труда».

Важно чтобы человек смог как можно раньше самоопределиться, тогда у него возрастают возможности для самореализации личности. Чем основательнее профессиональная база, тем больше устойчивости на рынке труда.

Становление человека как труженика проходит ряд этапов:

- первоначально формируются и развиваются общие профессиональные способности: трудолюбие, добросовестность, ответственность, исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, предприимчивость, умение взаимодействовать с другими членами педколлектива, а также обще-трудовые умения и

навыки. Все эти качества начинают воспитывать в начальной школе, в детском саду, умные и заботливые родители – в семье с самого раннего возраста.

В межшкольный учебный комбинат приходят подростки, получившие начальные трудовые навыки. Осуществляя допрофессиональное и начальное профессиональное обучение, педагоги межшкольного учебного комбината решают следующие задачи: формирование духовности и высоких моральных качеств; умственное и физическое развитие, стимуляция познавательной активности, формирование активной жизненной позиции, оказание помощи в правильном профессиональном выборе, подготовка к получению профессионального образования в ПТУ, ССУЗах и ВУЗах и самостоятельной профессиональной деятельности, адаптация к условиям рыночной экономике.

Воспитание и обучение взаимосвязаны. Основная форма учебного процесса – урок, то он и является важнейшим воспитательным фактором, реализация которого зависит от мастерства педагога, его нравственной позиции, проявляющейся в работе и в общении с детьми.

Учение, упражнения, труд должны привести к знаниям и умениям, приобретению опыта, но они не принесут пользу человеку или обществу, если отсутствует доброжелательность, уважение к людям.

Поэтому, составляя поурочные планы, готовясь к занятиям и консультациям, анализируя уроки свои и коллег, необходимо рассматривать следующие факторы:

  • духовно-нравственная направленность;
  • создание психологического климата (атмосферы доверия и       сотрудничества);
  • использование содержания обучения в целях воспитания, а также для формирования социально значимых мужских (у мальчиков), женских (у девочек) достоинств.

Для юношей основополагающим является развитие стремления к активной деятельности, жизненной стойкости. В.И. Даль определил понятие «мужество» как «состояние мужа, мужчины, стойкость в борьбе, бодрость, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство». Воспитание девушек должно быть направлено на осознание себя как фактора стабильности, гармонии, добра и красоты. Женщина устанавливает планку требований, которым должен соответствовать мужчина. В этом ее определяющая роль.

Схематично образ человека, привлекательного для профессионального и человеческого общения можно определить так:

  • внешний вид – аккуратен, подтянут;
  • физическое здоровье – здоров, мало восприимчив к инфекциям и простудам, обладает физической силой и выносливость, позволяющей активно работать;
  • психическое здоровья – самодостаточен, адекватно реагирует на внешние обстоятельства, ощущение духовного комфорта;
  • поведение – обладает поведенческой культурой, ровное, бесконфликтное, приятное общение со сверстниками и старшими;
  • качество деятельности – активен, инициативен, стремится к высоким результатам, ответственен;
  • ценностные ориентиры – соблюдает нормы морали, стремится к духовному росту, использованию зарабатываемых средств для самосовершенствования, блага семьи;
  • интеллект – владеет системой знаний о мире, обладает культурой мышления;
  • ролевое поведение – юноша: активность, инициативность, сила духа, выдержка, ответственность, благородство; девушка: женственность, мягкость, нежность, изящество.

Этот образ будет неполон без основных моральных принципов, соблюдая которые личность является социально-приемлемой и значимой:

  • доброжелательность и уважительное отношение к людям;
  • бережное отношение к любому имуществу, признание неприкосновенности чужой собственности;
  • признание ценности жизни, бережное отношение к здоровью;
  • забота о семье, родственниках;
  • трудолюбие, занятие полезной деятельностью, самосовершенствование;
  • лояльное отношение к государству, в котором живешь, соблюдай законы и правила, им установленные;
  • терпимое отношение к людям других национальностей, вероисповедания, иного образа жизни;
  • бережное отношение к природе, сохранение всего живого.

Исходя из вышесказанного, каждый педагог должен так строить свои занятия, чтобы наряду с профессиональными знаниями и умениями формировать также гражданские и деловые качества.

Каждый педагог должен учитывать личные особенности школьников, улавливать их настроение и умело вовлекать каждого в учебный процесс, для чего необходимо использовать наглядные пособия, опираться на личный опыт учащихся (…что вы знаете о?…где, по-вашему,  это может применяться?). Практическая направленность занятий, теоретических знаний повышает интерес ребят к профессии.

Если же они выступают не в роли пассивных слушателей, а активных участников учебного процесса, то создается атмосфера

доверия и сотрудничества. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на овладении учащимися понятийным аппаратом – все специальные термины должны проговариваться правильно; необходимо обращать внимание на связность речи.

Немаловажным фактором воспитания является внеклассная работа, дополняющая учебный процесс. При этом любое мероприятие имеет смысл, если оно устремлено к добру, истине, красоте. Будь то конкурсы «Лучший по профессии», недели специальности, научно-практические конференции и др.

Не нова проблема «трудных», социально дезадаптированных подростков. Занятия с этими ребятами требуют особого подхода, у них слабо развито произвольное внимание, они быстро утомляются, им необходима смена деятельности как способ лучшего усвоения теоретического и практического материала, развития творческого мышления и воображения. Подбирать им специальность нужно с учетом индивидуально-психологических особенностей, чтобы способствовать формированию моторных навыков, развивать терпение, усидчивость, внимание, память, творческое мышление.

Во всех учебных заведениях, всех типов, в т.ч. и в межшкольных учебных комбинатах процесс передачи знаний довольно хорошо разработан технологически. Как происходит воспитание в процессе обучения, известно гораздо хуже. Усвоение знаний легко подвергается контролю. Результат же воспитания сказывается не сразу и его трудно диагностировать. Однако это не снимает важности самой проблемы и необходимости ее решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства

   Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым?  ...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

Развитие духовно-нравственного, творческого потенциала личности на уроках технологии

На протяжении двух лет я также работаю над темой самообразования: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творч...