Главные вкладки

    Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности
    материал по теме

    Жучкова Светлана Валерьевна

    Без веры и надежды ребенок становится безнадежным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pravoslavnaya_pedagogika.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции. [2]

    Но в современных условиях, когда воспитание духовно развитой культурной личности является уже одним из приоритетных направлений развития образования, интенсивно осуществляется поиск естественных и органичных путей интеграции в учебный и воспитательный процесс коррекционной школы содержания духовно-нравственной культуры.

    Как показывает педагогическая практика, духовно-нравственное направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества, но главное оно помогает понять внутренний мир ребёнка.

      Без понимания сегодняшних детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Если же набраться терпения и дать себе труд присмотреться к жизни наших детей, то мы увидим, что им сегодня очень  трудно.

      Первое, что их страшно угнетает, - это возросшая агрессивность среды. Речь идёт о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило особое поле недоверия человека к человеку. Взрослым трудно понять угрожающее значение этого явления. Они не испытывали влияния этого поля во время своего физического и душевного становления, они вошли в него, будучи уже сформированными. Несмотря на все неприятные переживания, оно не может повлиять на их внутреннюю структуру, на механизм тонких психических реакций. Оно для них лишь полоса жизни: она некогда началась, но непременно когда-нибудь закончиться: всё проходит, пройдёт и это. Такое ощущение вселяет здоровый исторический оптимизм и рождает желание бороться. У детей всё по-другому. Они родились и начали осознавать себя уже во тьме отчуждения. Они просто не знают – эта среда стала для них родной.

      Силу детского оптимизма победить трудно. Ребёнок как бы заражён жизнью. Он тянется в будущее, как цветок к солнцу, бессознательно и упрямо. Особенно страдают дети тонкие, талантливые, чувствительные. А ведь что значит – сдаться на волю жизненных обстоятельств? Человек – существо духовное.

     Мы ещё не очень-то и представляем себе, что за общество создадут «дети перестройки» и «постперестройки», когда станут взрослыми, и будет ли в этом обществе место настоящим духовным ценностям? [1]

    А что же школа?  Школа держит этот огненный фронт. Но делать, это ей с каждым годом становиться всё труднее. Ещё совсем недавно воспитательная работа в школе считалась одной из самых важных. Сегодня система образования переживает кризис воспитания. Фронт оголяется всё больше, и не столько потому, что дело это незаметное и не сразу приносящее результаты, сколько потому, что педагоги (родители)  часто не знают, что делать.  «Я действительно не знаю, кого из них надо воспитывать, - часто приходиться слышать от педагогов. – Начитается ребёнок о правде, добре, справедливости. Поверит, что так должно быть в жизни, что за это надо бороться. Потом посмотрит на нашу жизнь, увидит, что здесь у нас всё по - другому, - что ему будет делать? С высокими идеалами не выжить сегодня…»

      А без высоких идеалов он человеком не станет. Если ребёнка не воспитывать, он сам ищет себе «воспитателя». И находит, как правило, не то, что хотелось бы родителям. Не стоит питать иллюзий: впереди у нас трудное время. И нужно думать, как в это трудное время растить детей, что противопоставлять агрессивности среды и что  мы реально можем сделать. Ведь не секрет, что возможности школы, родителей, да и всего общества в воспитании подрастающего поколения непостижимым  образом оказались ограниченными.

      Думается, что в первую очередь нашему ребёнку сегодня необходимо введение в традиционную духовную культуру. А культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений: природы и человека, искусства и человека, человека и общества, и, наконец, выходящие за рамки культуры отношения человека и Бога.  Уместно здесь будет вспомнить последние эпизоды из Евангелия. Христос распят. Небо померкло. Мир погружён во тьму. Ученики переживают крах всех своих надежд. И вдруг раздаётся радостный крик: «Христос Воскрес!» Этот крик буквально разрывает тьму над миром. Он становиться главным мистическим опытом человечества. Этот опыт, безусловно, оптимистичен, несмотря на страдания Христа. Отныне и вовеки он будет опорой человечеству.

      Сегодняшняя педагогика, если она действительно хочет помочь детям, должна стать БЛАГОВЕСТИЕМ. А Благая весть -  это не только Евангелие, это все примеры подвига и жертвенного служения, которые знало человечество в своей истории. В Евангелии мы видим самый высокий, Божественный пример служения людям.  Сегодня детям так необходимы примеры положительных героев! Нужно искать их в истории, в искусстве, в жизни. Нужно показать, что чудо воскресения происходит уже здесь, на земле. Как ни убивай добро, и истину, и красоту, они вновь рождаются, являют себя миру. Свет их в мире ничем нельзя затмить.

      Именно вера в жизнь пошатнулась в наших детях. Не в жизнь, как «форму существования белковых тел», а в жизнь как дружеское товарищество, как радостный труд и взаимное служение друг другу.

      Без веры и надежды ребёнок становиться безнадёжным. Если даже он вырастает здоровым и сильным физически, вряд ли будет соответствовать своему высокому назначению человека на земле, вряд ли возьмёт на себя  радость ответственности за жизнь и мир. Вера в будущее – главная доминанта созидания внутреннего душевного пространства ребёнка. «Тела ваши суть храмы живущего в них духа» - сказано в Новом Завете. Вот это-то храмосторительство и должна осуществлять педагогика. [1]

    Второй год в нашей школе проводится факультатив «Основы православной культуры». Программа факультатива взаимосвязана с учебным курсом А.В.Камкина «ИСТОКИ» 2,3 классы. Во 2 классе занятия направлены на развитие чувства ответственности за благополучие семьи, за продолжение рода, чувства любви к родному очагу и родной природе.

    Главным результатом для учащихся является создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.

     В этом году был подготовлен совместно с детьми календарь «Твоё православное имя». В этом календаре отражена характеристика имени, дата рождения ребёнка и день памяти святого.

    Ребята с удовольствием принимают участие в оформлении творческой странички журнала «Божий лучик».

           Подводя итоги нашим размышлениям, надо сказать, что все они явились плодом не теоретических изысканий, а долгой  педагогической практикой. Жизнь не ждёт. Стремительно врываются к нам новые её звуки и образы. Мы должны видеть, что происходит вокруг, чтобы с готовностью ответить времени своим грамотным педагогическим действием.

    1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде. М., 2008

    2. Сурова Л.В. Искание высот. -  Клин «Христианская жизнь», 2004

    3.  Сухомлинский В.А. «О воспитании», «Духовный мир школьника».- М. 1987

    4. Интернет ресурсы.  Шестун Георгий.  Педагогическое исследование 

        http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/205/1191/ 

    5. Я познаю мир. Энциклопедия. Русский народ: традиции и обычаи. –Москва, ООО «Издательство Астрель» 2006г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

    В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

    Подпрограмма "Роль уроков внеклассного чтения в системе духовно-нравственного воспитания личности учащихся"

    Подпрограмма является частью программы "Духовно-нравственное воспитание личности учащихся"...

    Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ

    В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО)....

    Основы Православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания

    Иܰнтерес к дуܰхоܰвܰно-ܰнрܰаܰвстܰвеܰнܰноܰму восܰпܰитܰатеܰлܰьܰноܰму потеܰнܰцܰиܰаܰлу прܰаܰвосܰлܰаܰвܰиܰя яܰвܰлܰяܰютсܰя дܰвܰиܰжуܰщеܰй сܰиܰлоܰй нܰаучܰнܰыܰх поܰисܰкоܰв в рܰазܰлܰичܰнܰыܰх отрܰасܰлܰяܰх зܰнܰаܰнܰ...

    Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

    Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...