РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
рабочая программа на тему

Солдатова Галина Александровна

Рабочая программа учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)».

Стратегический менеджмент – особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем разработки и применения стратегий в производственно-коммерческой деятельности предприятий.
Дисциплина раскрывает вопросы стратегического управления организацией, опирающегося на человеческий потенциал, ориентирующего производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирующего на изменения внешней и внутренней среды, достигая при этом поставленных целей.

Изучение программного материала способствует фор¬мированию у студентов нового экономического мышления.
Дисциплина «Стратегический  менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин: «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика организации»  и др.
Дисциплина раскрывает практику стратегического управления в России и за рубежом во всех её проявлениях и рассматривается, как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы пове¬дения людей.
   
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategicheskiy_menedment.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО МО Государственный колледж технологии и управления

«Колледжный комплекс»

Утверждаю:

Руководитель филиала

                                Игнатова И.Н.

«  01  »           сентября        2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Стратегический менеджмент»    

Московская область

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальности среднего профессионального образования   (далее СПО) 100701 «Коммерция (по отраслям)».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО МО Государственный колледж технологии и управления «Колледжный комплекс»

Разработчик:

Солдатова Г.А. - преподаватель управленческих дисциплин.

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

Рекомендована: предметно - цикловой комиссией «Экономики и права»

 

       Протокол №   1     от    «  31  »        августа         2013 г.

       Председатель ПЦК:                                   Т.И. Кузьмина


Содержание

Стр.

1.

Паспорт программы учебной дисциплины

4-5

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

7-10

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

11-12

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12-13

5.

План презентации проекта «Разработка стратегии организации»

14

6.

Вопросы к зачёту

15

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Стратегический менеджмент»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)».

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Стратегический менеджмент – особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем разработки и применения стратегий в производственно-коммерческой деятельности предприятий.

Дисциплина раскрывает вопросы стратегического управления организацией, опирающегося на человеческий потенциал, ориентирующего производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирующего на изменения внешней и внутренней среды, достигая при этом поставленных целей.    

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления им, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

  • о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • формулировать видение предприятия;
  • формулировать миссию предприятия;
  • формулировать стратегические цели;
  • использовать инструменты для проведения анализа внешней среды, отрасли и внутренней среды организации;
  • проводить анализ внешней, отрасли и внутренней среды организации;
  • анализировать конкурентов и определять конкурентные преимущества;
  • разрабатывать стратегии различного уровня управления;
  • определять,  где происходит  разграничение стратегического и тактического уровня управления инновационной деятельностью.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы и  методологию стратегического менеджмента;
  • основные составляющие стратегического менеджмента;
  • функции стратегического менеджмента;
  • стадии процесса стратегического управления;
  • правила формулирования видения, миссии и стратегических целей;
  • цели стратегического анализа;
  • инструменты, применяемые для стратегического анализа;
  • характеристику внешней среды, отрасли и  внутренней среды предприятия;
  • подходы к разработке стратегии;
  • процесс разработки стратегии на разном уровне;
  • что представляет собой стратегия инновационной деятельности;
  • каковы основные этапы формирования стратегии инновационной деятельности;
  • что такое «гибкая интегрированная организация труда».

Изучение программного материала способствует формированию у студентов нового экономического мышления.

Дисциплина «Стратегический  менеджмент» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин: «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика организации»  и др.

Дисциплина раскрывает практику стратегического управления в России и за рубежом во всех её проявлениях и рассматривается, как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины постоянно обращается внимание студентов на её прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения используются комбинированные занятия, лекционные занятия, семинары, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам управления, проводится работа с методическими и справочными материалами, применяются технические средства обучения и вычислительная техника, организуются экскурсии на предприятия и выставочные центры, организуются творческие лаборатории, применяется «Метод проектов», проводятся научно-практические студенческие конференции, студенты принимают участие во всероссийских олимпиадах.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам стратегического менеджмента индивидуально или в составе творческой группы.

Итоговой работой является разработка стратегического проекта и его презентация.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях и в процессе выполнения курсовой работы.

Курсовая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. Она является самостоятельной творческой работой студентов и выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данной дисциплины.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе по окончании изучения  всех разделов проводится рубежный контроль.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося___ 110 ___ часа, в том числе:
  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _ 74 _  часов;
  • самостоятельной работы обучающегося __ 36__ часа.

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

110

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

     лекции

30

     практические занятия

14

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Оформление практических работ

Оформление лабораторных работ

Подготовка к контрольным работам

Подготовка расчетно-графической работы

Подготовка к зачёту

Итоговая аттестация в форме контрольных работ и зачёта

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Стратегический менеджмент»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала:

Содержание дисциплины и ее цели и задачи.

Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики.

Роль и место знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности и в сфере профессиональной деятельности менеджера.

Концепция стратегического менеджмента.

Возникновение  и основные черты стратегического менеджмента.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов занятий, учебной литературы и сайтов Интернет.
  • подготовка эссе (компьютерной презентации) по теме: «Модель стратегического состояния организации (стратегический куб)».

4

Контрольная работа

Раздел 1.

Сущность стратегического менеджмента

16

Тема 1.1.

Сущность и функции стратегического менеджмента

Содержание учебного материала:

Общие концепции стратегического управления.

Общие составляющие  стратегического управления.

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.

Организация  - открытая система.

Системное мышление.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов занятий, учебной литературы и сайтов Интернет;
  • подготовка эссе (компьютерной презентации) по теме: «Концепции стратегического менеджмента»; «Стратегическое управление в системе менеджмента».

6

Практическое занятие:

Стратегические проблемы развития.

Организация  - открытая система.

Применение системного мышления в процессе принятия решений.

4

Контрольная работа по разделу 1.

Раздел 2.

Определение направления деятельности организации

12

Тема 2.1.

Определение направления деятельности организации

Содержание учебного материала:

Процесс стратегического планирования.

План перспективного развития и декларация о задачах. Формулирование видения и миссии.

Стратегические цели.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов занятий, учебной литературы и сайтов Интернет;
  • подготовка эссе (компьютерной презентации) по теме: «Стратегическая единица бизнеса и портфель  предприятия»; «Модели стратегического менеджмента».

6

Практические занятия:

Стратегическое планирование.

Формулирование видения и миссии организации.

Определение стратегических целей и построение дерева целей.

2

Контрольная работа по разделу 2.

Раздел 3        

Проведение ситуативного анализа

22

Тема 3.1.

Проведение ситуативного анализа

Содержание учебного материала:

Методы комплексного анализа.  

Характеристика и анализ внешней среды.

SWOT  и  PEST – анализ.

Анализ отрасли.

Анализ конкурентного окружения.

Методы конкурентного анализа.

Стратегическое управление и конкурентоспособность   организации.

Анализ внутренней среды организации.

Определение стратегического потенциала организации.

10

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов занятий, учебной литературы и сайтов Интернет;
  • подготовка эссе (компьютерной презентации) по теме: «Аналитические инструменты стратегического менеджмента»; «Теория конкурентного преимущества Майкла Портера»;  «Аналитические инструменты стратегического менеджмента».

8

Практические занятия:

Характеристика внешней среды организации.

PEST – анализ для оценки внешней среды организации.

Анализ рабочей среды организации.

Проведение конкурентного анализа

Анализ внутренней среды.

4

Контрольная работа по разделу 3.

Раздел 4.

Разработка стратегии

14

Тема 4.1.

Разработка стратегии

Содержание учебного материала:

Сценарное планирование.

Общий подход к выработке стратегии.

Разработка стратегии на корпоративном уровне.

Стратегии диверсификации.

Разработка бизнес-стратегии.

Разработка функциональных стратегий.

Маркетинговые стратегии.

Кадровые стратегии.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов занятий, учебной литературы и сайтов Интернет;
  • подготовка эссе (компьютерной презентации) по теме: «Стратегии предприятий различных отраслей»; «Ограниченное развитие корпоративной стратегии»; «Разработка стратегии организации по отношению к обществу»; «Опыт разработки стратегий российских предприятий».

6

Практические занятия:

Сценарное планирование.

Разработка стратегии на корпоративном уровне.

Разработка бизнес-стратегии.

Разработка кадровой стратегии.

Разработка маркетинговой стратегии.

Разработка стратегий российских предприятий.

4

Контрольная работа по разделу 4.

Раздел 5

Реализация стратегии

10

Тема 5.1

Реализация стратегии

Содержание учебного материала:

Реализация стратегии.

Управление процессом реализации стратегии.

Стратегический контроллинг.

Эффективность стратегии.

От стратегии к программе развития.

Конкуренция за будущее как новая парадигма.

Как поставить стратегический менеджмент.

Лидеры стратегических изменений.

Разработка стратегии организации по отношению к обществу.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов занятий, учебной литературы и сайтов Интернет;
  • подготовка эссе (компьютерной презентации) по теме: «Стратегические альтернативы и условия реализации стратегии»; «Стратегический менеджмент в реальном масштабе времени».

6

Контрольная работа по разделу 5.

Курсовая работа

30

Итого:

110

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов и их свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, с использованием инструкции или под руководством преподавателя)
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. Условия реализации программы дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • посадочные места (по количеству студентов);
  • учебники, раздаточный материал.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиа проектор;
  • демонстрационный экран.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

Основные источники:

  1. Зайцев Л.Г., Соколова М.И., «Стратегический менеджмент», М., ЮРИСТЪ, 2007.
  2. Круглова Н.Ю., Круглов М.И., «Стратегический менеджмент», М., РДЛ,   2006.
  3. Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин, «Стратегическое управление» М., Экономика, 2007.
  4. Маркова В.Д., Кузнецова С.А., «Стратегический менеджмент», М.- Новосибирск, ИНФРА-М, 2006.
  5. Томпсон А.А.,. Стрикленд А.Дж., «Стратегический менеджмент», М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.
  6. Фатхутдинов Р.А.,  «Стратегический менеджмент», Дело, 2006.
  7. Хасби Д. «Стратегический менеджмент», 2006.

Дополнительные источники:

  1. Акмаева Р.И., «Стратегическое планирование и стратегический менеджмент», М., Финансы и статистика, 2007.
  2. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И., «Стратегический менеджмент. Практикум», М., Вузовский учебник, 2008.
  3. Люкшинов А.Н.  «Стратегический менеджмент», М., ЮНИТИ, 2006.
  4. Попов С.А., «Модульная программа для менеджеров. Стратегическое управление», М., ИНФРА-М, 2007.
  5. Родионова В.Н., Федоркова,  Н.В., Чекменев А.Н., «Стратегический менеджмент», М., ИНФРА-М, 2007.
  6. Семенов А.К., «Стратегический менеджмент. Практикум», М, 2006.        

Интернет-материалы:

  1. http://globalmanager.ru
  2. http://kbib2.ucoz.ru/publ
  3. http://www.twirpx.com/files/business/strategy/lectures/

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • формулировать видение предприятия;
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;
  • формулировать миссию предприятия;
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;
  • оценка реферата (презентации);
  • формулировать стратегические цели;
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;
  • оценка реферата (презентации);
  • использовать инструменты анализа для проведения анализа внешней среды, отрасли, внутренней среды;
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;
  • оценка реферата (презентации);
  • проводить анализ внешней, внутренней среды;
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;

оценка реферата (презентации);

  • анализировать конкурентов и определять конкурентные преимущества;
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;

оценка реферата (презентации);

  • разрабатывать стратегии различного уровня управления;
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;

оценка реферата (презентации);

  • определять где происходит  разграничение стратегического и тактического уровня управления инновационной деятельностью.
  • оценка результатов выполнения предложенных заданий;

оценка реферата (презентации);

Знания:

  • правила формулирования видения, миссии и стратегических целей;

  • тесты по темам программы;

  • правила формулирования видения, миссии и стратегических целей;
  • оценка результатов контрольной работы;
  • цели стратегического анализа;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ;
  • инструменты, применяемые для стратегического анализа;
  • тесты по темам программы;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ;
  • характеристику внешней среды, отрасли и  внутренней среды предприятия;
  • тесты по темам программы;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ;
  • подходы к разработке стратегии;
  • тесты по темам программы;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ;
  • процесс разработки стратегии на разном уровне;
  • тесты по темам программы;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ;
  • что представляет собой стратегия инновационной деятельности;
  • тесты по темам программы;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ;
  • каковы основные этапы формирования стратегии инновационной деятельности;
  • тесты по темам программы;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ;
  • что такое «гибкая интегрированная организация труда»;
  • тесты по темам программы;
  • оценка результатов выполнения предложенных зданий и контрольных работ.

План презентации проекта

«Разработка стратегии организации»

  1. Титульный лист
  2. Цели и задачи проекта
  3. Предмет и объект исследования
  4. Алгоритм действий
  5. Характеристика предприятия
  6. Схема системы
  7. Определение проблемы
  8. Определение направления деятельности
  9. Видение
  10. Миссия
  11. Стратегические цели
  12. Стратегический анализ
  13. Характеристика  внешней среды
  14. Инструменты анализа внешней среды
  15. PEST - анализ
  16. SWOT – анализ
  17. Выводы
  18. Характеристика отрасли
  19. Инструменты отраслевого анализа
  20. Конкурентный анализ
  21. Определение привлекательности отрасли
  22. Выводы
  23. Характеристика внутренней среды
  24. Инструменты анализа внутренней среды
  25. Определение ключевых факторов успеха
  26. Выводы
  27. Разработка стратегии
  28. Корпоративная стратегия
  29. Деловая стратегия
  30. Функциональные стратегии
  31. Кадровая стратегия
  32. Продуктово-маркетинговая стратегия
  33. Реализация стратегии
  34. Контроль за реализацией стратегии
  35. Выводы.

Вопросы к зачёту

  1. Стратегия предприятия и её роль в бизнесе.
  2. Становление стратегического менеджмента в России и за рубежом.
  3. Организация – открытая система.
  4. Системное мышление.
  5. Построение схемы системы.
  6. Определение направления деятельности предприятия
  7. Формулирование видения.
  8. Определение миссии бизнеса.
  9. Формирование стратегических целей.
  10. Построение иерархии целей.
  11. Факторы, влияющие на деятельность предприятия.
  12. Характеристика и анализ внешней среды.
  13. Внешняя среда предприятия.
  14. Анализ внешней среды предприятия.
  15. Инструменты анализа внешней среды
  16. Отрасль.
  17. Анализ отрасли.
  18. Конкурентоспособность фирмы
  19. Инструменты анализа отрасли.
  20. Внутренняя среда предприятия.
  21. Анализ внутренней среды предприятия.
  22. Инструменты анализа внутренней среды.
  23. Определение стратегического потенциала организации.
  24. Аналитические инструменты стратегического менеджмента.
  25. Сценарное планирование.
  26. Основные стратегии развития бизнеса.
  27. Общий подход к разработке стратегии.
  28. Разработка корпоративных стратегий.
  29. Разработка деловых стратегий.
  30. Разработка функциональных стратегий.
  31. Кадровые стратегии.
  32. Продуктово-маркетинговые стратегии.
  33. Реализация стратегии.
  34. Контроль стратегии.
  35. Эффективность стратегии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....