Соблюдение дидактических и методических требований к уроку с учетом психологических особенностей ребенка
презентация к уроку по теме

Орлова Екатерина Васильевна

Выступление педагога-психолога на Педагогическом совете.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соблюдение дидактических и методических требований к уроку с учетом психологических особенностей ребенка Докладчик Педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г. Юбилейный Орлова Екатерина Васильевна

Слайд 2

Дидактические требования к уроку четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами . определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов , приемов и средств обучения, стимулирование и контроль оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.

Слайд 3

Сильный или слабый ученик? Норма Среднестатистическая Функциональная Идеальная

Слайд 4

Принципы организации познавательной деятельности на уроке: - активизация познавательных процессов; - развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами; развитие познавательных способностей. Внимание Восприятие Память Мышление Психически - познавательные процессы ребенка, управления которыми поможет в проведении урока

Слайд 5

Внимание Основные функции внимания: отбор значимых для деятельности объектов, игнорирование конкурирующих воздействий; удержание объектов в поле внимания; регуляция, контроль протекающей деятельности. Для управления вниманием учащихся необходимо: 1) уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом; 2) поддерживать внимание, опираясь на его закономерности; 3) устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания; 4) формировать внимание учащихся.

Слайд 6

Восприятие В процессе восприятия ярко проявляются индивидуальные особенности учащихся: Аудиальный, Визуальный, Кинестетический типы восприятия. Используемые приемы для понимания материала учащимися (с учетом индивидуальных психологических особенностей): выявление непонятного, соотнесение непонятного с понятным, перенос данных на новые случаи.

Слайд 7

Память Различные техники запоминания: Ассоциации На уроке для стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа: Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина? Выделение опорных пунктов Сущность способа заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. "зацепок", "крючков", в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова, формулы и т.д. Приемы группировки Классификация Схематизация Структурирование - прием установления связей между частями предмета или явления, позволяющий представить данный предмет или явление в целом.

Слайд 8

Мышление У младших школьников преобладает образное мышление. Младший школьник может также мыслить логически, но отсутствие наглядных представлений объекта затрудняет оперирование понятиями, поэтому важно обеспечить взаимодействие конкретного и абстрактного мышления в процессе обучения. У подростков способность к абстрактному мышлению возрастает, изменяется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Формирование абстрактных понятий происходит более успешно тогда, когда оно опирается на методически правильно подобранные наглядные образы. Развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях.

Слайд 9

Список полезной литературы Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988. Ерастов Н.П. Культура умственного труда (Беседы о рациональной организации познавательной деятельности). Ярославль, 1973. Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. Вологда, 1990. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л, 1988. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Учет психологических особенностей учащихся как основа здоровьесбережения"

Методическое пособие содержит характеристику особенностей сенсорного восприятия информации и способов мыслительной деятельности, способы диагностики и рекомендации педагогам о конструировании урока с ...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения

Организация учебной деятельности с учетом психологических особенностей школьников в условиях адаптивной системы обучения...

Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам

Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам...

Выступление на родительском собрании: "Учет психологических особенностей обучающихся при подготовке к ГИА". Формирование ЗОЖ.

Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условийпри подготовке ребёнка к выпускным экзаменам.Формирование ЗОЖ....