Использования игрового метода обучения на уроках как стимулирование познавательной активности учащихся.
учебно-методический материал по теме

Хорлуу Алена Александровна

Использование игровых технологий в обучении помогают нам сделать урок ярким, живым, познавательным. Поэтому мною была выбрана проблема "Использование игрового метода обучения на уроках как стимулирование познавательной активности учащихся" . В данном реферате описывается поэтапная работа по данной проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К ее основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление ее мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда.

Реформа общеобразовательной школы ориентирует учителя  на повышения качества учебно-воспитательного процесса и эффективности в изучении различных предметов, в особенности это касается преподавания и русского, и иностранных языков.

Постановка задачи обучения иноязычному общению в условиях массовой средней школы нередко встречает скептическое отношение в связи с очень ограниченной сеткой часов, запланированной на изучение языка. Каждый учитель согласится с тем, что недостаток часов остро ощущается в процессе работы над русским и иностранным языком в школе, тем не менее, задача обучения языку может и должна решаться, хотя и на очень ограниченном языковом материале. Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения русскому и  иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.
        Поэтому, когда я, еще молодым учителем, начала преподавать в школе русский язык, мною была выбрана проблема использования игрового метода обучения на уроках как стимулирование познавательной активности учащихся.

В дальнейшем, начав преподавать и английский язык, я использую игровые технологии и на уроках английского языка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Дидактическое значение игры было доказано еще К.Д. Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах педагогов-новаторов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др.

        Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Это положение и определяет актуальность проблемы использования игрового метода.

        Выбрав данную проблему, я поставила перед собой следующую цель – стимулирование познавательной активности учащихся на уроках русского и английского языка путем использования игрового метода.

        

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Так как, и русский язык для наших учащихся является как иностранный язык, в данной работе мы рассмотрим  использование игрового метода обучения на уроках и английского, и русского языка.

Цель – стимулирование познавательной активности учащихся на уроках русского и английского языка посредством использования игровых методов.

С вышеназванной проблемой я проработала уже пятый год, и сегодняшнее мое выступление  - это обобщение опыта работы по выбранной мною проблеме.

 Работа по проблеме осуществлялась в 3 этапа:

1. Теоретический - изучение литературы по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского  языка;

2. Практический – использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся.

3. Обобщающий – проведение диагностики результатов работы по выбранной проблеме. Выпуск методички, где отражены наиболее эффективные игровые методы и приемы, а также игры, составленные мною.

I этап. Теоретический.

1. Проблема использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся.

1.1. Основы технологии игровых форм обучения.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников.

Функции игры.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-коммуникативную (освоение диалектики общения);

- диагностическую ( выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

-игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

-самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);

-межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

-социализации (включение в систему общественных отношений);

-эстетическая ( наслаждение, которое испытывается от игры).

Использование игрового метода

Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;
  2. как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;
  3. в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
  4. возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

Классификация игр.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность

Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

II этап: Практический.

Использование игрового метода на уроке.

Рассмотрим использование различных игровых ситуаций на уроке по разделам языкознания.

Фонетика

Как известно, для учащихся порой сложно дается произношение иноязычных звуков. Их введение можно обыграть в игровой ситуации. Тогда постановка содержательной, коммуникативно-игровой, а не формально-произносительной задачи позволит придать коммуникативную ценность каждому звуку. Например:

Фонетическая зарядка.

 - Обезьянка проснулась, потянулась и пошла гулять. Навстречу ей летят комарики [z],[z],[z]. (Дети повторяют.)

- А вот и пчелки жужжат [ð], [ð], [ð]. (Дети повторяют.)

- Вьются комарики и пчелки вокруг нашей обезьянки  [z]- [ð], [z]-  [ð]. (Дети повторяют.)

- Обезьянка играет с ними – ловит комариков и прячется от пчелок.

Игра

-Если услышите звук комарика –[z]- хлопайте в ладоши – ловите комарика, если услышите звук пчелки [ð], сидите тихо – вы спрятались.

Фонетические зарядки могут проводиться и в виде рифмовок:

Звук [w]

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy? Why, Willy?

Why, Willy? Why?

Звук [i:]

Little yellow bee, bee, bee!

How many flowers do you see?

Three on Mary’s hat.

One in Willy’s hand.

На уроках русского языка это могут быть «веселые рифмы» или рифмованные правила:

Звук [л]-[л’]

Ливень льет! Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит «Ура! Вперед!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой.

- Что мне волны! Самый полный! –

Не сдается рулевой.

        * * *

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

        * * *

                    Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Поставь под ударение.

        * * *

                    Если слышишь парный звук,

Будь внимательным мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лед – на льды –

Будешь грамотным и ты.

* * *

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

Лексика

        На уроках английского языка можно использовать следующие игры:

Тайное послание

Это задание хорошо проходит в начале учебного года, когда алфавит подзабыт. Учитель произносит слова clown, apple, teacher. Учащиеся записывают в тетрадке/ на доске только первую букву каждого слова, которое они слышат: С – А – Т.

Охота за буквами

В эту игру тоже можно сыграть на первом уроке. Класс делим на команды, команды получают несколько букв. Их задача – найти в классе слова, которые начинаются с этой буквы, т.е. имеется в виду классная мебель, картинки, развешанные в классе, и т.д.

Варианты: Назовите другие места поиска, например, в театре, в спортивном зале, в кафе и пр.

Ассоциативные классики

На листе рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать классики на полу), каждый помечен своей категорией (например, животные). Учащиеся бросают монетку и должны назвать как можно больше слов из этой категории за 20 секунд.

Варианты: Учащиеся получают набор карт с различными категориями, тасуют и раздают или тянут их по очереди.

Аквариум

Обучаемые приносят картинки различных животных, рыбок, растений и т.д. (картинки должны быть тематическими). Картинки все должны быть одного размера (это оговаривается заранее). Они сдаются анонимно и кладутся в аквариум (стеклянную банку или коробку). Учитель вылавливает карточку и ставит вопрос перед классом, кто знает, что изображено на картинке. Здесь тренируется лексика. Выигрывает тот, кто назовет больше слов. На более продвинутом этапе можно предложить учащимся не только назвать то, что изображено на картинке, но и рассказать о данном животном (растении). Если ответ первого ученика не совсем полный, и у другого ученика есть дополнения, то он выступает со своей информацией (для соревновательности класс можно разделить на группы). Побеждает тот, кто даст больше ответов на данном уроке. 

Эти игры можно использовать на уроках русского языка:

1.        Подберите синонимы к выделенным словам.

Покос — самая трудная и веселая пора летом.

Солнце как станет в полдень, так и не слезает оттуда, — до того шпарит, что, кажется, земля должна сморщиться от такого огня. В раскаленном воздухе звенит гнус. День-деньской не умолкает сухая трескотня кузнечиков.                                                                                  

                                                             

2. Подберите нужный синоним.

Даже в самый ... (жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

Если разложить на земле листья одного только дерева, они займут... (великую, большую, огромную, громадную) площадь.

3.Найдите больше слов.

Ведущий предлагает подобрать и записать синонимы и антонимы к словам веселый, огромный, мужественный и др. Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит работу. Дополнительное очко засчитывается за аккуратность.

4.Найдите синонимы.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам.)

неразговорчивый

непрестанный

невнимательный

ненормальный

неистовый

неплодородный

неудачный

несложный

несерьезный

неправильный


бесплодный

безуспешный

беспрерывный

буйный

ошибочный

рассеянный

молчаливый

простой

легкомысленный

безумный

Подробнее хочется рассказать об играх, которые составила сама и использовала в своих уроках.

Игра «Чудесная лавка».

Цель: проверить знание теоретического материала на уроках в игровой форме.

Оборудование: нарисованные овощи и фрукты, полезные продукты питания, лавка.

Правила игры: Игра используется при фронтальном опросе учащихся при проверке знаний теории.

Например:

Учитель:

-Перед тем как пройти 5 станций в нашем марафоне, давайте подкрепимся витаминами. А для этого все посетим «Чудесную лавку», где нужные вам овощи, фрукты и многие другие полезные продукты с витаминами продаются не за деньги, а за ваши знания.

(Учащиеся выбирают товар и покупают его, ответив на вопрос.)

Игра «Лингвистическое лото».

Цель: Проверить знание основных терминов и понятий языкознания.

Оборудование: карточки для игры в лото:

  • большие – с терминами;
  • маленькие – с определениями данных терминов.  

Правила игры:

Всем играющим, кроме ведущего, раздаются большие карточки. Каждая из карточек разделена на четыре прямоугольника. В каждом написаны термины.

Ведущий вынимает из коробки маленькую карточку и читает вслух написанное на ней определение термина. Участник игры, которому данный нужно для замены его определением, берет маленькую карточку и закрывает ею соответствующий прямоугольник на большой карточке.

Выигрывает тот, кто первым закроет все прямоугольники на своих больших карточках.

        III этап. Обобщающий.

Наиболее эффективные игры, которые использую на уроках.

  1. Веселые рифмы при изучении правил в русском языке и при изучении звуков английского языка.
  2. Шарады
  3. Ребусы.
  4. Кроссворды.
  5. Головоломки.

Диагностика отношения к предмету, результатов обучения, воспитания и развития показывает следующее.

Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к русскому и английскому языку.

Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Из 22 опрошенных в классе положительный ответ в отношении, в отношении русского языка дали 15 (68%) учащихся,  английского языка дали12 (54%)   учащихся.

Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках  и об интересе к этому предмету для большинства учащихся.

Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы.

Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся?

Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.

Диагностика результатов обучения

Диагностика результатов обучения показала, что на параллели классов, где регулярно проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.

Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже.

Проведено много уроков в игровой форме. Наиболее удачные и запоминающиеся из них это:

  1. Урок- театрализованное представление «Слова, словари и…»
  2. Урок «Путешествие в страну Местоименск».
  3. Урок настольная игра по теме «Имя прилагательное».
  4. Урок-игра «The ABC-party»
  5. Урок-марафон по теме «Глагол».
  6. Урок-путешествие по теме «Деепричастный оборот».

        


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя результаты работы, можно сделать следующие выводы:

1. В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского и русского  языка. Изучением этой проблемы занимались: Беспалько В.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Гросс К., и др.

2. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами; II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности; III группа - игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими; IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых; V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

3. При использовании игровых методов в обучении подростков необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

В данной работе мы подняли одну из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблема организации обучения с использованием игровой методики.

        Как можно убедиться из приведенных примеров, предлагаемые игры достаточно интересны, они обязательно сделают урок более привлекательным для учащихся, что будет способствовать более эффективному усвоению иностранного языка, а также повышать мотивацию к изучению данного языка.

Список литературы.

1. Бабанский Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса.1982г.

2. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.

3. «Возрастная и педагогическая психология» // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984.

4. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков.- М., Просвещение, 1963.

5. Волина  В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Просвещение, 1991г.

7. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки.- М., 1987г.

8. Каплан С.Д. Я делаю уроки.- Минск, 1998г

9. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2006.

10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М., Просвещение.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика,1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

Использование игрового метода обучения на уроках английского языка

Современное обучение включает в себя постоянное обучение школьников иностранному языку, в связи с этим учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества и эффективности обучения ино...

Использование игровых методов обучения на уроках музыки.

Использование игровых методов обучения на уроках музыки....

Технология использования игровых методов обучения на уроках английского языка в инновационной образовательной среде.

Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранных языков с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых....

Статья «Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках английского языка на средней ступени обучения».

Нет такого ребёнка, который пришёл бы на свой первый урок английского языка без тайной мечты «научиться красиво говорить, как учитель». Но, чаще всего, перед педагогами часто встаёт пробле...