Интерактивное взаимодействие школьников в учебно - познавательной деятельности
статья по теме

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном  мире. Чтобы быть успешным,  надо быть более коммуникативно – активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Данную задачу можно решить,  используя на своём уроке  различные интерактивные методики.   

Во время такого урока происходит снижение  активности учителя, увеличивается активность учащихся,  растёт инициативность активности учащихся. В ходе интерактивного взаимодействия решаются коммуникативные задачи. Обучающиеся учатся учитывать позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, слушать и вступать в диалоги, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться, в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и  сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Ребёнок  учится  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_vzaimodeystvie_shkolnikov_v_uchebno.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Интерактивное взаимодействие школьников в учебно - познавательной деятельности.

Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.

В последние годы в методике преподавания наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному, который был предложен западными методистами. Однако, еще не выработано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».

Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что «интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах. Другие определяют интерактивный метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов.

В противоположность такому мнению, Н.В.Баграмова, ссылаясь на К.Юли-Ренко, делает вывод, что «основное внимание при коммуникативно-интерактивном подходе уделяется самому процессу коммуникации и учебной ситуации в аудитории», в то время как коммуникативное обучение ставит в центре внимания коммуникативные функции. Данный вывод согласуется с положением А.А.Леонтьева о том, что взаимодействие (интеракция) опосредовано общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция — это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации».

Таким образом, используя интерактивный подход к обучению, можно оптимизировать процесс овладения навыками базового школьного уровня и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

Таким образом, цель интерактивного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

 Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызывают заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушают привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволяют каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса.
Уроки, проведённые в интерактивном режиме, позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем. Если при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, то при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы в интерактиве у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-познавательной деятельности школьников при изучении информатики в младших классах

Курсовой проект по методике преподавания информатики на примере курса  3 класса...

«Интерактивное взаимодействие школьников в учебно-познавательной деятельности»

Проблема активизации познавательной деятельности, развитие самостоятельности в обучении всегда была важной.Интеракция (с англ.-взаимодействие) – это процесс при котором учащиеся в ходе взаимодействия ...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

в статье содержатсятся  практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....

Интерактивное взаимодействие школьников в учебно - познавательной деятельности

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном  мире. Чтобы быть успешным,  надо...

ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...

" Интерактивные технологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся".

Это статья на тему " Интерактивные технологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся"....