Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников как средство формирования базовых учебных действий.
статья
Доклад с презентацией из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.67 КБ |
![]() | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска»
Доклад на тему:
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников как средство формирования базовых учебных действий.
Составила учитель:
Михайлова Е.А.
2.Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности.
3.Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями школьника: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, слабая концентрация, сложность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Учитывая все эти особенности психики школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей. Поэтому мною была взята тема по самообразованию «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников, как средства формирования универсальных учебных действий».
4.Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения.
5.В начале своей работы я поставила перед собой такие вопросы:
-Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
- Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
- Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?
6. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мною поставлены следующие задачи:
а) Проанализировать опыт эффективности взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности.
б) Выявить значение игровой деятельности в развитии школьников.
в) Диагностировать уровень развития творческого мышления в процессе игровой деятельности.
г) Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности школьников, как средства формирования универсальных учебных действий.
7. Добиться выполнения поставленных мною задач можно только учитывая психолого-педагогические условия школьников. В своей работе использую следующие методы:
- теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
- метод анализа и обобщения опыта и практики развития школьников в игровой деятельности;
- наблюдение за учениками в процессе игровой деятельности.
8. Начала свою работу с применения игрового приема с обычных игрушек (пластмассовые, мягкие игрушки кукол, животных, птиц). Они особенно эффективны, вносят оживление в урок, вызывают потребность общаться с ними. Игрушка обращается к ребенку, здоровается с ним, предлагает поиграть.
Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента. Часто в гости на уроки приходят сказочные герои: Буратино, Незнайка и т.д. Они просят помощи или приносят задания: загадки, ребусы, кроссворды, математические примеры, являются героями задач, текстов.
Например, на одном из уроков счет герои сказок Чуковского просили ребят сосчитать, сколько посуды перемыла Федора, сосчитать сколько насекомых были в гостях у Мухи-Цокотухи.
9. В начальной школе очень высока роль дидактической игры, которая является переходной формой от игры к учёбе, в процессе которой формируются необходимые Универсальные Учебные Действия. Сначала ребенок проявляет интерес к игре, а затем и к учебному материалу.
10. Дидактическая игра стимулирует наглядно-образное мышление, произвольное внимание, способствует продуктивному запоминанию материала. Запоминание происходит быстрее, материал помнится дольше, воспроизводится точнее. Дидактическая игра является необходимым средством воспитания познавательной активности детей, развивает мыслительные процессы. Именно в игре дети с большим желанием готовы преодолевать трудности. Она помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и как следствие, помогает легче усвоить знания.
11. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.
12.Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия. Они способствуют концентрации внимания детей и позволяют решить множество учебных задач. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность.
Например, на уроке труда учащиеся собирали овощи и заодно просчитывали их.
На уроке счет для закрепления сложения и вычитания в пределах первого десятка во время игры-путешествия на поезде детям, чтобы купить билет, необходимо найти значения числовых выражений и расставить вагончики по порядку.
Для закрепления навыка измерять и чертить отрезки - проложить для муравья дорожку от дерева к муравейнику.
13. По характеру учебно-познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:
14. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор» - из набора геометрический фигур ребятам я предлагаю собрать домик и прошу рассказать о свойствах фигур, которые они использовали в своей работе при строительстве.
15. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. На уроке счет эти игры направлены на формирование навыков в просчитывании предметов, сложения и вычитания. Например игры «Математические пазлы», «Математическая рыбалка», «Лучший летчик» и т.д..
На уроках чтения и письма использую такие игры: например, игра- Буратино нёс “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы или слоги и всё перепутал – необходимо собрать слово. В игре «живые картинки», «домино» предлагаю прочитать слово и найти подходящую картинку.
16. Игры на преобразующую деятельность детей. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», составление предложений из данных слов, составь из первых звуков новое слово (мяч, игла, рак: мир), соедини слово со схемой.
Игра "Замени букву", которая помогает активизировать умственную деятельность учащихся, развивает орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
17. Игры, с элементами творчества. В настольной игре-ходилке с буквами, мы не просто передвигаемся, а на каждой букве, где остановился ребенок называем слово с этого звука.
18. Перед проведением игры необходимо приготовить необходимое оборудование, наглядный материал, объяснить правила или сюжет.
В игре должны принимать участие все учащиеся, если одновременно участвует только часть детей, то остальные выполняют роль контролеров и т.п.
Если игра используется на уроке ознакомления с новым, то в ней должны быть практические действия с группами предметов, рисунками, схемами. На уроках закрепления важно применять игры на воспроизведение действий, свойств, приемов. В игре следует продумывать и обратную связь (сигнальные карточки, разрезные цифры, буквы)
Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты помогает ученику серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и самооценки.
19. В своей работе я использую игровую технологию в сочетании с ИКТ. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Главной целью использования информационных технологий на занятиях является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Какие же возможности в обучении детей таят в себе мультимедийные презентации? Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие, помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы школы. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребёнку правила поведения в доме? В игровой форме я знакомлю детей с правилами, провожу познавательно – игровой конкурс с показом различных ситуаций в доме.
20. Создание презентаций в программе Рower Рoint служит повышением эффективности уроков, коррекционных занятий с детьми. Мною создано несколько игр об окружающем мире. Игры, созданные самим учителем, позволяют скомпоновать материал с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, что помогает построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование информационных технологий на уроках предоставляет учителю неограниченные возможности в осуществлении одного из ведущих принципов коррекционной педагогики – принципа наглядности обучения. Выполненные при помощи компьютерных программ модели, фильмы, слайды позволяют достигать высокой степени вариативности подачи учебного материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников, как средства формирования универсальных учебных действий.
Выбор направления актуальной проблемы - Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? - Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно? -Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего урока?
Цель: Повысить свой профессиональный уровень. Систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на в заимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников .
Методы исследования: • теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы; • метод анализа и обобщения опыта и практики развития школьников в игровой деятельности; • наблюдение за учениками в процессе игровой деятельности.
Игровые приемы
Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно, формируются необходимые УУД
Основные функции дидактических игр: Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти и т.д .); Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей ; Функция формирования собственно учебной деятельности ; Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки; Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков.
Игры, игры-экскурсии
Игры, игры-путешествия
По характеру учебно-познавательной деятельности исполнительской деятельности воспроизводящей деятельности преобразующую деятельность
исполнительской деятельности
воспроизводящей деятельности
преобразующую деятельность Игра «Замени букву» : дочка-бочка-ночка, ручка - речка -печка.
с элементами творчества дополни слово (кол-укол, лень-олень ), составь из одного слова несколько (колесо: кол, лес, сокол, село, сок), найди слово в слове (краска-каска).
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности
Игровые технологии в сочетании с ИКТ Что дает презентация ребенку? 1. Просматривая ее, огромное количество раз, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию. 2. Учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. 3. Подражает звукам, повторяет слова, а значит, развивает свою речь. 4. Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет его на составляющие. 5. Формируется целостное представление о мире.
Преимущества использования мультимедийных презентаций в коррекционной работе: - позволяют составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям; - позволяют составлять нагядно-дидактичеслкое сопровождение к урокам ; - увеличивают эффективность занятий - повышают мотивацию ребенка к урокам ; - полученные знания остаются в памяти на более долгий срок - высокая скорость обновления дидактического материала - возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-407801-1397453234.jpg)
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «TINTENHERZ» («ЧЕРНИЛЬНОЕ СЕРДЦЕ») КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
В наше время трудно переоценить влияние компьютерных технологий на современное общество. Информационное пространство, органично вплетающееся ежедневно во все сферы человеческой деятельности, оказывает...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".
Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479275-1410357451.jpg)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАДЕТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
В данной статье рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий в обучении химии через исследовательскую деятельность кадет с учётом Федеральных государственных образовате...
Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...
Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий
Цель : рассмотреть роль игровых технологий в процессе обучения иностранному языкуЗадачи:· дать определение игры;·...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"
В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...